Единые транспортные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:00, курс лекций

Описание работы

Понятие транспортной системы используется давно. Под ней подразумевается и транспортный объект, и направление, и полигон, и сеть.
В курсе лекций данной дисциплины, рассматривается одна из максимальных транспортных систем - транспортная система России. Единство этой системы определяется следующими факторами:
• техническим - который выражается в согласованности параметров технических средств разных видов транспорта (длина, ширина, высота, объем, вместимость), а также согласованности

Работа содержит 1 файл

ets(распечатать).doc

— 553.00 Кб (Скачать)

     - концентрации грузовой работы  на меньшем числе специализированных  пунктов;

     - организации информации и оперативного  планирования в пунктах пересадки  пассажиров и перевалки грузов;

     - сооружения объединенных (при соответствующем обосновании) железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-морских, железнодорожно-речных, железнодорожно-автомобильно-воздушных вокзалов. Содержание единого технологического процесса, на основе которого в узле осуществляется взаимодействие всех видов транспорта, зависит от многих факторов. К ним относятся конкретные условия работы смежных предприятий и их техническая оснащенность; применяемая система организации потоков подвижного состава; варианты перевалки грузов; интенсивность и степень неравномерности грузопотоков; режим работы предприятий (количество смен, их продолжительность); коммерческие условия перевозки грузов на разных видах транспорта и условия передачи грузов с одного вида транспорта на другой и т.п.

     Применение  единой комплексной технологии транспортного узла предопределяет необходимость организации централизованного управления его работой. К системе централизованного управления предъявляются такие основные требования, как высокая оперативность, надежность и полнота контроля за ходом работ, связанных с перевозочным процессом, а также оптимальная соподчиненность органов управления транспортными предприятиями в узле.

     Комплексная система управления работой транспортного  узла включает подсистемы решения таких  задач, как организация эксплуатационной работы, учет, контроль, анализ и отчетность. 
 

     На  первом этапе внедрения централизованного  оперативного руководства работой  узла рекомендуется создание на паритетных началах единой диспетчерской. В  ее состав должны войти сменные диспетчеры всех видов транспорта, возглавляемые старшим сменным диспетчером. Кроме того, вводится должность главного диспетчера узла, базирующаяся на ведущем в узле виде транспорта. Необходимо создать также центральное информационное бюро, вычислительный центр, образовать группу анализа и учета работы.

     Планирование  предстоящей работы узла ведется  коллегиальным органом - координационным  центром.

 Размещение  в транспортных узлах  устройств различных  видов транспорта Расположение устройств различных видов транспорта в транспортных узлах зависит от экономических и географических условий, схемных решений и перспективы развития транспортных узлов.

     Размещение  в транспортных узлах железнодорожных  устройств зависит от схемы железнодорожного узла.

      Месторасположение устройств морского и речного транспорта определяют с учетом: минимальных затрат на строительство и эксплуатацию портовых устройств, допустимой загрузки устройств; поточности пропуска грузопотоков через узел кратчайшим маршрутом, хорошего применения автоподъездов возможности; возможности рационального взаимодействия с железнодорожным транспортом.

     Устройства  для обслуживания пассажиров, расположенных  в местах, которые обеспечивают удобные  выходы в город и связь с  городскими видами транспорта, безопасные кратчайшие проходы пассажиров.

     Устройства  автомобильного транспорта также располагают  в увязке с другими видами транспорта. Автовокзалы в узлах стараются  совмещать с железнодорожными, морскими и речными вокзалами, что создает  удобства для пассажиров и уменьшает  затраты по сооружению и содержанию устройств. При этом учитывается загрузка городских улиц.

     Размещение  устройств воздушного транспорта планируется  с учетом достаточно свободной площади  со спокойным рельефом, возможности  ограничения застройки при-аэродромной  территории на 2,5 км, наличия резерва территории для дальнейшего развития аэродромного комплекса.

     Аэропорты стараются размещать в пригородной  зоне на расстоянии около 30 км, неудачными считаются решения, когда аэропорты  слишком удалены или наоборот находятся внутри города, что создает неудобства в эксплуатации и плохие условия для проживания населения.

     Агенства  аэрофлота размещают обычно в  центральных районах, совместно  с другими устройствами.

     Устройства  городского транспорта обычно сооружают  в местах стыкования различных видов транспорта, имеющих большие корреспондирующие между собой потоки (ж. д. вокзал, речной порт и т.д.), а также в узловых пунктах магистральных улиц города.

     Работа  транспортного узла по освоению пассажирских перевозок зависит от планировки городов и сетей магистральных улиц. Рациональные режимы работы транспорта обеспечивают магистральные улицы, имеющие: хорошие связи с внегородскими автомобильными дорогами; устройствами внешнего транспорта (вокзалами, станциями, портом, аэропортом); удобные сообщения между важнейшими элементами города по кратчайшим расстояниям; хорошую связь между жилыми районами и промышленными предприятиями.

     Устройства  трубопроводного транспорта обычно сооружают за пределами города и  транспортного узла. Подвод трубопроводов к местам налива нефти производится по дну моря или специальной эстакадой. В морских портах емкости для хранения выносятся на 10 км и более за пределы города и узла. Организуются специализированные районы погрузки. 
 

     На  схему транспортного узла оказывает  влияние размещение промышленных предприятий.

     Предприятия, тяготеющие к водному транспорту и железнодорожному, располагаются  вблизи портовых устройств, а также  в районах имеющих удобную  связь с сортировочными станциями  железных дорог. Предприятия, обслуживаемые железнодорожным транспортом обычно располагают в зависимости от типа транспортного узла вблизи сортировочных станций и стараются выносить за пределы города.

Взаимодействие  различных видов  транспорта при организации  бесперегрузочных сообщений

Бесперегрузочные сообщения являются разновидностью смешанных перевозок. Бесперегрузочные сообщения (в зарубежной литературе их называют интермодальными) - это вид перевозок, при которых груз продвигается без переформирования в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве на всем пути следования. При этом используются несколько видов транспорта для обеспечения данной перевозки.

     Применение  бесперегрузочных сообщений позволяет  сократить затраты на погру-зо-разгрузочные работы; снизить расходы на тару и упаковку; уменьшить потерю и порчу груза; ускорить доставку, а также эти технологии позволяют клиентуре отказаться от складов (либо сократить их площади).

     Виды  бесперегрузочных сообщений: паромные переправы; ролкерные, лихтеровоз-ные, баржебуксирные транспортно-технологические системы; контейнерные, котрейлер-ные, роудрейлерные перевозки и др.

     Контрейлерные перевозки - это системы перевозки автотранспортных средств по железной дороге на вагоне-платформе, имеющем пониженную высоту. По этой схеме в основном перевозят автомобили, контейнеры, съемные кузова. Рациональная сфера применения определяется годовым объемом перевозок не боле 25 000 т на расстояние перевозки ж.д. транспортом 2000 км при подвозе-вывозе автотранспортом в пределах 50 км. Данный способ ограничивается габаритом погрузки на железных дорогах. Одним из его недостатков считается перевозка полуприцепа, масса которого составляет 20-30% от массы перевозимого груза.

     Система роудрейлеров - это вид перевозки, когда полуприцеп устанавливается на ж.д. тележку с помощью седельного тягача и может иметь комбинированную ходовую часть (применяется колесная пара, которая пневмоприводом поднимается при движении по автомобильным дорогам или опускается при движении по рельсам; автомобильные колеса действуют аналогично). Тележка имеет буферные устройства и сцепку. Эти системы обеспечивают единичную перевозку 24-44 т груза по автомобильным дорогам, по железным дорогам они могут двигаться со скоростью 120 км/час. Данный вид перевозки эффективен на расстоянии не более 650 км.

     Контрейлерные и роудрейлерные системы, по оценкам  специалистов, могут вытеснить контейнерные, которые имеют большую стоимость, занимают значительные территории терминальными  системами, более громоздки.

     Система «движущееся шоссе» - перевозка автомобилей по части пути их следования железнодорожным транспортом (то есть автотранспорт заменяется на дальних расстояниях). Паромные переправы

     Предназначены для перевозки грузов, пассажиров и подвижного состава через водные преграды на специальных судах - паромах.

Паромные линии  бывают железнодорожные автомобильные  и комбинированные. Паромы специализируются для перевозки: грузов; пассажиров с  легковыми автомобилями; грузов и  пассажиров. Паромная переправа включает:(рисунок 61)

суда-паромы;

береговые устройства для подачи подвижного состава;

     подъездные  пути и автомобильные дороги (включая  береговые емкости для накопления подвижного состава и его обработки  перед подачей на паром).

     Схемы организации железнодорожного паромного  сообщения для доставки грузов одновременно на морских и речных направлениях приведены на рисунке.

1, 5 - терминалы; 2, 12 - несамоходный речной паром;

     3 - лихтеровоз;

     4 - речной буксир-толкач; 6, 9 - морской  паром; 8 - самоходный речной паром.

     В последние годы загрузка паромных переправ резко упала. На их базе возникли акционерные общества, малые предприятия и товарищества, интересы которых не всегда совпадают с интересами железных дорог, сохранившими статус государственных предприятий. Несмотря на это паромы как средство бесперегрузочных сообщений сохраняют свои преимущества: позволяют ускорить доставку грузов, сократить простои судов и вагонов, снизить затраты на погрузо-разгрузочные работы и складское хранение грузов, повысить их сохранность. Основные недостатки этой системы: уменьшается полезная масса груза по сравнению с обычным способом; строительная стоимость паромов выше, чем у обычных судов; береговое хозяйство требует значительных капитальных вложений.

     Наряду  с паромами бесперегрузочные сообщения  при пересечении водных пространств  обеспечивают вышеупомянутые транспортно-технологические системы:

     Ролкерная - обеспечивает перевозку различной самоходной техники, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов методом наката, своим ходом или с использованием автопогрузчиков (ролкер - судно для перевозки тяжелых и длинномерных грузов с горизонтальной погрузкой-выгрузкой со стороны кормы или через боковые лацпорты).

     Преимущество  этой системы - она не требует сооружения механизированных причалов, сокращает  время и затраты на погрузо-разгрузочные работы.

     Лихтеровозная - разновидность грузовых перевозок укрупненными местами (лихтеровоз - судно, на которое загружаются речные баржи - лихтеры). Спущенные с борта крупного сухогрузного морского судна на воду небольшие баржи (грузоподъемностью 150-375 т) соединяются и доставляются буксирами в верховья рек. Разгрузка лихтерово-зов возможна на рейде.

     Барже-буксирная - буксир-толкач с помощью электропривода перемещает от одной до трех барж. Такая система позволяет уменьшить транспортные издержки при перевозке леса, угля, руды, строительных материалов, так как составные суда имеют следующие достоинства: способность работать при высоте волн до 6 м; способность принять на борт до 9000 т груза; осуществлять перевозку со скоростью 17-18 км/ч; возможность обслуживания мелководных морских и речных портов из-за малой осадки судов.

Контейнерные  перевозки

     Позволяют осуществлять бесперегрузочные перевозки  во всех видах смешанных и прямых сообщений. Контейнер:

- съемный кузов  подвижного состава определенной  массы брутто, приспособленный для механизированной перегрузки и обеспечивающий сохранную перевозку грузов в первичной упаковке;

- многооборотная  тара. Эффективность применения  контейнеров определяется следующим:

- при перевозке  в контейнерах экономится упаковочный  материал;

- повышается сохранность груза;

- укрупняется  грузовое место, за счет чего  ускоряется процесс перегрузки; 
 

     - возможна полная механизация  и автоматизация погрузо-разгрузочных  и перегрузочных операций, в результате  чего повышается производительность  на погрузо-разгрузочных работах и сортировке;

Информация о работе Единые транспортные системы