Региональное машиностроение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение территориальной организации машиностроительного комплекса России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать отраслевую и территориальную структуру машиностроения России.
2. Рассмотреть территориальную организацию ведущих отраслей изучаемого комплекса.
3. Выяснить особенности и перспективы развития машиностроения в России

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Отраслевая и территориальная структура машиностроительного
комплекса…………………………………………………………………...….5
3. География машиностроения России……………………………………..…9

4. Заключение…………………………………………………………….……16
5. Список использованной литературы………………………………….…..18

Работа содержит 1 файл

машиностроение.doc

— 91.00 Кб (Скачать)
fy">         Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский металлический завод и др.). Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.

      Производство  металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

       Профиль заводов горного машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления - на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске и Перми.

Продукция подъемно-транспортного  машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры - в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.

Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями “Cанкт-Петербургский металлический завод”, “Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток”, Екатеринбургский турбомоторный завод, “Дальэнергомаш” (Хабаровск). Основные факторы размещения - наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.

Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш” (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны - в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.

Электротехническая  промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.

         Размещение предприятий  электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

В числе  крупнейших предприятий - Московский часовой  завод, Пензенский часовой завод.

Машиностроение  для легкой и пищевой  промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты.

Ракетно-космическая  промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.

Сельскохозяйственное  и тракторное машиностроение. Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных - в Рязани, льноуборочных - в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.

Судостроительная  промышленность. Большинство предприятий отрасли находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов. Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский. Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным.

       Машиностроение  территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. Так возникают машиностроительные комплексы экономических районов  страны.

       В Центральных районах развито автостроение, локомотиво- и вагоностроение, речное судостроение, производство станков, подшипников, производство машин и оборудования для промышленности и других отраслей народного хозяйства.

       Северо-Запад  и Север концентрируют энергетическое и электротехническое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение, производство промышленного оборудования.

       В Поволжье развиты станкостроение и  приборостроение, автостроение, речное судостроение, тракторостроение, с/х  машиностроение, производство оборудования для нефтяной и химической промышленности.

       На  Северном Кавказе представлено с/х  машиностроение, локомотивостроение, энергетическое машиностроение.

       На  Урале выпускается горное, металлургическое и химическое оборудование, развито  вагоностроение, производство тяжелых станков, строительно-дорожных машин, тракторостроение.

       В Западной и Восточной Сибири производится горное и металлургическое оборудование, тракторостроение, с/х машиностроение, энергетическое машиностроение.

       Дальний Восток – это район морского и речного судостроения, производство станков и промышленного оборудования.5

4. Заключение

       Машиностроение - наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии с самой высокой  долей выпускаемой инновационной  продукции.

       В XX в. сформировалась его традиционная структура, включавшая: общее машиностроение, производящее промышленное оборудование всех видов и назначений; транспортное машиностроение, изготавливавшее все виды наземных, водных и воздушных транспортных средств; электротехническая промышленность, выпускающая продукцию для производства электрической энергии, ее передачи потребителю и преобразования в другие виды энергии.

       Одной из главных задач развития машиностроительного  комплекса являются коренная реконструкция  и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электронная промышленность, производство вычислительной техники. Необходимы также разработка и внедрение новых базовых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентноспособной продукции, оживление инвестационной активности, государственная поддержка производств с высокими с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития  экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

1) выпуск  модернизированных машин и оборудования  для предприятий с морально  устаревшими, но еще функционирующими  технологическими линиями;

2) производство (в том числе сборочное) наукоемкой  продукции на импортном оборудовании  с привлечением в различных  формах иностранного капитала;

3) участие  в проектах, предполагающих производство  технологически сложных комплектующих  изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества );

Информация о работе Региональное машиностроение