Современные проблемы автомобильного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявление экономико-географических проблем развития автомобильного транспорта (на примере Республики Бурятия).


Задачи:

Изучение теоретических аспектов географии транспорта России и РБ


Изучение современных проблем развития автомобильного транспорта в Республике Бурятия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Транспорт России…………………………………………………………………4

1. Роль транспорта в воспроизводственном процессе…………………………………….4

1.1. Транспорт, как особая сфера материального производства…………………………4

1.2. Факторы размещения…………………………………………………………………..14

2. Экономическая характеристика автомобильного транспорта…………………………14

Глава II. Автомобильный транспорт Бурятии……………………………………………16

1. История развития транспорта Бурятии…………………………………………………16

2. Характеристика автомобильного транспорта…………………………………………...17

3.Особенности природных условий, влияющих на функционирование

и развитие автодорожной сети республики Бурятии……………………………………..24


4. Автомобильный транспорт в системе народного хозяйства РБ……………………….24


Глава III. Проблемы и перспективы автомобильного транспорта

в Республике Бурятия……………………………………………………………………….26


1. Экологические проблемы и инструменты их решения………………………………...26

2. Проблемы транспортного комплекса в Республике Бурятия…………………………..27

3. Современные проблемы автомобильного транспорта………………………………….27


Заключение………………………………………………………………………………… 31

Список литературы………………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

для сайта.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

В настоящее  время особенно загруженными являются автомобильные дороги в подходах к г. Улан-Удэ. Эти дороги потребуют в ближайшее время резкого увеличения их пропускной способности. Для этого было произведено строительство кольцевой автомобильной дороги с мостовым переходом через реку Селенгу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.  Проблемы и перспективы автомобильного транспорта в Республике Бурятия 

1. Экологические проблемы и инструменты их решения. 

Транспортный  комплекс оказывает серьезное воздействие  на природные ресурсы путем постоянного  загрязнения токсичными веществами отработавших газов транспортных двигателей, выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, загрязнения поверхностных водных объектов, образования твердых отходов и воздействия транспортных шумов.

Из всех видов транспорт автомобильный  транспорт лидирует по степени всевозрастающего негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения.

Отрицательное влияние автомобильного транспорта в первую очередь проявляется  в крупных городах и мегаполисах, а также на территориях с интенсивным  движением транспорта (важные автомагистрали). Вредное воздействие автотранспорта характеризуется еще и шумовой нагрузкой. Люди, проживающие на примагистральных территориях и в крупных городах, подвержены повышенному риску необратимой потери здоровья.

Особого внимания заслуживают проблемы загрязнения  атмосферы веществами, опасными для здоровья (бензол, формальдегид, ацетальдегид, толуол, ксилолы, тяжелые металлы) и вызывающими различные заболевания. Воздействие автотранспорта на окружающую среду во многом определяется техническим состоянием парка транспортных средств и качеством используемого топлива.

Автомобили  российского производства отстают  по многим характеристикам (экономичность, экологичность, надежность, безопасность) от автомобилей, произведенных в  развитых странах. Отечественные автомобили не удовлетворяют современным экологическим требованиям, что в условиях быстрого роста автомобильного парка страны еще больше оказывает негативное воздействие на окружающую среду. 

Среди причин низкого уровня экологических  характеристик эксплуатируемого автомобильного парка можно выделить следующие:

  1. значительная часть автомобильного парка Бурятии с возрастом более 20 лет вообще не проходила экологической сертификации. Более новые отечественные автомобили (а это основная часть автомобильного парка) проходят экологическую сертификацию в соответствии с требованиями правил, действовавших в Европе до 1992 года, т.е. не отвечают современным мировым стандартам;
  2. небольшое количество автомобилей с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов, поступающих на дороги Бурятии, из-за отсутствия постоянного контроля, в эксплуатации быстро теряют свои высокие экологические характеристики;
  3. российские автомобили, а также автомобили, произведенные в странах ближнего зарубежья, характеризуются низкой конструктивной надежностью, что в условиях некачественного технического обслуживания приводит к быстрому росту выбросов загрязняющих веществ в процессе их эксплуатации;
  4. нехватка современного оборудования и квалифицированных кадров для осуществления качественного технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
  5. плохие дорожные условия и сложные климатические условия (длительная зима) приводят к ускоренному износу узлов и агрегатов автомобилей и увеличению выбросов;
  6. отсутствует или почти отсутствует система экологического контроля за количеством выбросов загрязняющих веществ. Лишь в некоторых районах Бурятии (в основном, курортные районы или особо охраняемые зоны) существуют так называемые «экологические справки» или «талоны токсичности автомобилей», подтверждающие соответствие транспортного средства по количеству выбросов автомобиля, работающего на холостом ходу, установленным стандартам;
  7. производство и распространение некачественного топлива, не соответствующего принятым стандартам и приводящего к увеличению выбросов вредных веществ.
 
 

Все эти  причины позволяют сделать вывод  о том, что экологически ориентированная  транспортная политика должна базироваться на жестких экологических нормативах, соответствующих действующим международным  требованиям, и на эффективной системе  контроля за их соблюдением. 
 

2. Проблемы транспортного  комплекса в Республике  Бурятия:

1. Периферийное  положение в стране. В системе  макроэкономического районирования  России для Республики Бурятия  характерно периферийное положение.  Кроме того, территория Республики Бурятия "зажата" между двумя крупными промышленно-транспортными и организационно-культурными центрами – городами Иркутск (более 600 тыс. жителей) и Чита (около 400 тыс. жителей).

2. Удаленность  от магистральных дорог. Поверхность  Республики Бурятия покрыта многочисленными горными хребтами и плоскогорьями, что затрудняет транспортную доступность значительной части территории. В сочетании со сложным начертанием внешних границ республики такой характер рельефа создает значительную фрагментарность ее территории. Причем, транспортная доступность отдельных частей Республики Бурятия (северные районы, Присаянье, Витимское нагорье) извне лучше, чем этих частей между собой и центром республики.

3. Высокий  износ основных производственных  фондов, составивший на автомобильном –транспорте 62%.

4. Технологическое  отставание технических средств  и недостаток инвестиций для  нормального воспроизводства инфраструктуры. 

3. Современные проблемы автомобильного транспорта. 

У автотранспорта, как и у других видов транспорта, много острых проблем. Но сами транспортники выделяют 3 проблемы: первая – это старение парка, вторая – масса льготников, третья – это старение автодорог.  В основном они никак не связаны с работой транспортников,  автотранспортники работают безупречно, а связаны с несовершенством законодательной системы, работой  муниципалитетов и  т.д.

Сущность и пути разрешения проблем:  

Первая  проблема.

В последнее  время возникло много вопросов в  связи с  требующей решения проблемой по оплате проезда на пассажирском транспорте «льготных»  категорий  граждан. Все мы видим, что состояние  пассажирского транспортных средств  в  России ухудшается. Ухудшается и обслуживание пассажиров. На маршрутах ездят автобусы, которые давно израсходовали свой ресурс и принадлежат списанию. За последние десять лет  автобусный парк России  сократился более чем на 30% , около 70% автобусов полностью амортизированы, на сегодняшний день более 50% автобусов имеют срок службы 10 лет.  Основной причиной сокращения  и старения парков транспортных средств является резкое снижение темпов замены и очень незначительное их обновление.

Сохранение  текущего уровня закупок за счет откладывания  на неопределенный срок замены  износившегося  парка приведут в ближайшем будущем  к массовому выходу его из строя и к другим последствиям, которые   трудно преодолеть  поставив под вопрос  в ряде городов само существование транспорта общего пользования.

Основной  причиной  всех этих проблем является недостаточное финансирование транспорта, а недостаточное финансирование из-за  неполной компенсации  затрат, связанных с перевозкой 64 категорий граждан, которым федеральным законодательством предоставлены  льготы по оплате проезда. Правительство уже много раз приступало к решению этого вопроса. 16 марта 2002 года было  предусмотрено, что  одним из основных направлений деятельности федеральных органов  исполнительной власти  2002-2004  должна стать работа по переводу социальных льгот  в  денежные  компенсационные выплаты.

Проблема  в том, что в нашей стране 46 млн. льготников и  на выполнение этой программы государство должно ежегодно выделять около 60 млрд. руб. в год.

Введение  механизма адресных компенсационных  выплат  вместо ранее установленных  натуральных льгот   в виде бесплатного проезда может несколько уменьшить транспортную подвижность отдельных категорий  граждан. Кроме того, выплата компенсаций позволит несколько  повысить денежные доходы  отдельных категорий граждан, в основном малоимущих, т.к. не все в силу возраста и жизненных обстоятельств  совершают 26 поездок в месяц.  

Проблема  вторая.

Особый  вопрос - автомобилестроение. Он должен развиваться, прежде всего,  в свете проблемы автомобилизации России. 20 лет назад  у нас было 40 автомобилей на 1000 жителей.

К 2005году  число автомобилей  на тысячу жителей превысило 200.   

Вот почему нужно стимулировать  создание безопасных, экологически чистых и экономичных автомобилей. Для этого надо  задействовать все возможности сертификации, стандартизации, других систем установления  и контроля требований к автомобилям.  Одновременно необходимы экономические механизмы  продвижения новых моделей на рынок, создание платежеспособного спроса на них.

Мы должны помнить, что проблема автомобилизации  – это, конечно, не только проблема  автомобиля. Это и развитие  дорог, и повышение качества топлив, и переход на альтернативные  энергоносители, и опережающее развитие общественного транспорта. Мы должны осознать проблему автомобилизации как  общенациональную.

Эту проблему можно решить, только приобщая  население к общественному транспорту. Но перед тем, надо улучшить  состояние последнего.   

Проблема  третья.

Рост  числа ДТП на  пассажирском транспорте  с человеческими жертвами, старение автобусного парка, состояние дорог, подготовка  водительского состава  и многое другое  стали предметом  обсуждения на коллегии Минтранса РФ и на Всероссийском селекторном совещании по безопасности дорожного движения (БДД) в первом полугодии 2002 г.

Ситуация  с безопасностью  дорожного движения (БДД), особенно на пассажирском автотранспорте, настолько обострилась в последнее время, что появилась острая необходимость  принимать срочные меры для исправления сложившегося положения.

Безопасность  дорожного движения  - это комплексный вопрос, и его успешное решение во многом зависит от скоординированности действий  федеральных и территориальных органов исполнительной власти, подразделений  Госавтоинспекций (РТИ), предприятий  транспортно-дорожного   комплекса, образовательных, медицинских учреждений, общественных образований.

Сегодняшний уровень такого взаимодействия  не позволяет кардинально изменить положение  с аварийностью в стране. 

Все большее  распространение сознательное невыполнение требований основного закона автомобилистов-Правил Дорожного движения. На это указали 42% водителей,  78% пешеходов. Половина дорожно-транспортных происшествий совершена  лицами без водительских прав или не имеющими соответствующей категории.  Каждое пятое нарушение  - водителями транспортных средств состоянии алкогольного опьянения. Каждое второе происшествие совершается водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Эти данные  говорят  об отсутствии системы государственного контроля над обеспечением безопасности пассажирских перевозок.

Принижено значение линейного контроля над  работой водителей. Многочисленные факты превышения норм  вместимости автобусов -последний дагестанский случай, - несоблюдение  графиков движения(отсюда переполнение автобусов и превышение скорости и даже управление автобусами  в нетрезвом состоянии.

Техническое состояние автобусов – неудовлетворительное. Сохраняется тенденция старения парка: почти каждый второй автобус эксплуатируется свыше 10 лет. По результатам  государственного технического осмотра, признаны неисправными более четверти автобусов.

Анализ  ДТП на пассажирских перевозках показал необходимость дифференцированного подхода к профилактике аварийности.

МВД РФ готово внести соответствующие предложения  в  Правительство РФ по ужесточению требований к междугородным и международным пассажирским перевозкам. Это может быть исключение из таких перевозок физических лиц, использование сочлененных автобусов и других позиций... Особенностью таких перевозок является большая протяженность  маршрутов, длительная работа  без отдыха водителей. Транспортные средства находятся в отрыве от АТП, и отсутствует линейный контроль.

Информация о работе Современные проблемы автомобильного транспорта