Управленческий учет в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, хранение товаров и их подготовка к продаже, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать как юридические, так и физические лица.
Управленческий учет возник на основе производственного учета, однако не менее эффективен и в торговых организациях.

Работа содержит 1 файл

Введение новое.docx

— 146.86 Кб (Скачать)

                                                                           Введение

   Торговля - огромная отрасль народного хозяйства, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, хранение товаров и их подготовка к продаже, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать как юридические, так и физические лица.

   Управленческий учет возник на  основе производственного учета,  однако не менее эффективен  и в торговых организациях.

   Управленческий учет в развитых  странах применяется уже не  одно десятилетие, в России  даже на данный момент он  находится на стадии становления.  При этом на многих предприятиях  нашей страны он представляет  собой, прежде всего, систему  сбора и анализа информации  о деятельности предприятия, и  лишь во вторую очередь эта  система используется для управления  затратами на уровне центров  ответственности и видов деятельности.

   Целью курсовой работы является  исследование организации управленческого  учета в организации. Для решения  этой цели поставлены следующие  задачи, определяющие внутреннюю  структуру работы:

-изучить  историю становления и развития  управленческого учета в торговле;

-раскрыть  основные цели и этапы управленческого  учета в торговле;

-рассмотреть  управленческий учет издержек  обращения;

-изучить  управленческий учет доходов  и расходов в торговых организациях;

-провести  анализ безубыточности торгового  предприятия;

-рассмотреть  ценообразование в торговле;

-привести  методики бюджетирования торговых  организаций;

-рассмотреть  систему организации управленческого  учета в торговом предприятии  ООО «Виктория».

    Объектом исследования данной  курсовой работы является торговое предприятие.

    Предметом исследования является  постановка управленческого учета  в торговом предприятии.

       Теоретическую и методологическую  основу исследований составляют  труды ученых-экономистов в области  отечественной  теории и практики  управленческого  учета, нормативные  и законодательные акты Российской  Федерации по вопросам управленческого  учета, публикации в периодической  печати по теме курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Управленческий учет  в торговле

1.1 История становления и развития управленческого учета в торговле

    Определение путей развития управленческого  учета невозможно без выявления  традиций и особенностей, сложившихся  в процессе формирования его  как науки. Поскольку Россия  в большей степени заимствовала  методологию управленческого учета,  необходимо произвести  краткий  обзор становления и развития  управленческого учета в зарубежной  практике.[19]

    История развития управленческого учета  неразрывно связана с историей становления  и развития бухгалтерского и хозяйственного учета в целом, так как бухгалтерский  учет в широком смысле слова включает в себя и управленческий учет.

    Можно выделить три основных этапа формирования управленческого учета как науки, ориентированной на комплексный  подход в системе управления предприятием.

    I этап - зарождение и развитие хозяйственного  учета (до 1494 г.). Хозяйственный учет существует минимум 6 тыс. лет. Его возникновение стало возможным лишь тогда, когда люди смогли фиксировать хозяйственные данные. Калькуляционный учет возник вместе с хозяйственным учетом и явился следствием обменных операций. Слово "калькуляция" в буквальном переводе с латинского означает "счет камешками" (calcul - камешек).

    В средние века большое влияние  на распространение учета оказали  монастыри, в которых функции  бухгалтера исполнял казначей. Развитие учета в монастырях связано прежде всего с высоким уровнем образованности монахов. В это время в сфере  торговли появилась необходимость  калькулирования себестоимости  реализуемых товаров в целях  получения точных данных о влиянии  издержек обращения на величину прибыли. На первых порах своего развития калькуляционный  учет был примитивным. Все необходимые  процедуры по исчислению себестоимости  продукции можно было производить  в уме, не всегда отражая их в учетных  записях.[21]

    II этап - возникновение и развитие  бухгалтерского учета (с 1494 г.). Известный немецкий философ О. Шпенглер (1880 - 1936) считал, что три великих человека - Н. Коперник, К. Колумб и Л. Пачоли - изменили мир. Точкой отсчета бурного развития управленческого учета принято считать опубликование в 1494 г. научного трактата итальянского математика Л. Пачоли "Трактат о счетах и записях". Собственно учету в этой книге была отведена только одна глава, поскольку труд создавался как пособие по элементарной математике. Тем не менее данный научный труд стал основой дальнейшего развития хозяйственного учета и хорошим подспорьем в торговой деятельности.

    Дальнейшее  развитие учета происходило в  странах Западной Европы (Франция, Германия), где учет трансформировался под  влиянием экономических особенностей каждой страны и исторического развития. Промышленный переворот, который свершился  в конце XVIII в., переход от индивидуальной и мануфактурной к фабричной  организации производства, появление  многочисленных промышленных предприятий, компаний и акционерных обществ, а также свободного предпринимательства  способствовали развитию конкуренции, рынков капитала, товаров и труда, а также свободному ценообразованию. Первыми методами, используемыми  для целей калькуляционного учета, были попроцессная и позаказная калькуляции. Так, позаказный метод чаще всего применяется в машиностроении с индивидуальным производством сложного оборудования, машин, агрегатов, реакторов, а попроцессный - в добывающих отраслях промышленности и энергетике. В этих условиях возросло значение калькулирования прежде всего как инструмента оценки рентабельности товаров, уровня выгодности рыночных цен.[19]

    Общеизвестно, что прибыль создается в основном в сфере производства, но материализуется - в сфере обращения. Для получения  прибыли необходимо, чтобы товары продавались выше их себестоимости. На передний план вышла процедура аналитического учета в разрезе видов производимых и реализуемых товаров. В свою очередь, конкурентная борьба и, как следствие, необходимость и возможность снижения цен повысили значение калькулирования себестоимости для точного определения пределов снижения цены.

    Новое развитие калькуляционный учет получил  на рубеже XIX - XX вв. Концентрация производства на основе НТП сопровождалась дальнейшим разделением и специализацией труда. За короткое время на рынок выбрасывалась  такая масса товаров, которая  могла полностью удовлетворить  платежеспособный спрос. Существенно  усложнилось управление производством, возникли проблемы со сбытом продукции, нехваткой оборотных средств  и привлечением заемного капитала. В свою очередь, заинтересованные лица стали требовать от предпринимателей все большей информации об их финансовой и производственно-коммерческой деятельности. Одновременно с этим обнаружились и  недостатки калькуляционного учета, дающего "посмертную информацию", по которой  невозможно принимать оперативные  решения.

    Разделение  бухгалтерии на самостоятельные  части привело к централизации  финансового учета и децентрализации  калькуляционного. Калькуляционная  бухгалтерия стала иметь свои задачи, которые сводились к содействию эффективному управлению производством, т.е. обеспечению процесса управления оперативно-аналитической информацией  и содержанию в поле контроля всех производственных структурных подразделений, их затрат и доходов.

    Острая  необходимость оперативного контроля затрат и регулирования себестоимости  привела к созданию и распространению  системы учета "Стандарт-кост". Разработка стандартов затрат, стандартных  смет позволила оперативно контролировать в ходе производства соответствие фактических  и стандартных затрат, оперативно выявлять и устранять возникшие  отклонения, т.е. возник новый метод  регулирования процесса себестоимости - управление по отклонениям.

    Другим  направлением калькуляционного учета  считается разработка системы учета "Директ-костинг".

    Важным  моментом в развитии калькуляционного учета можно считать организацию  учета затрат в разрезе центров  ответственности. Центры ответственности  были разработаны как новое дополнение к системе учета "Стандарт-кост". Это привело к формированию Дж. Хиггинсом концепции центров  ответственности, т.е. определению степени  ответственности определенных физических лиц за результаты своей работы.

    С конца 1940-х гг. в США и некоторых  странах Западной Европы постепенно термин "калькуляционный учет" стал заменяться на "управленческий учет". В этот период бухгалтерский  учет начал активно участвовать  в формировании и исполнении управленческой политики, прогнозировании, планировании. Практическим же шагом на пути становления  и развития управленческого учета  стало применение на базе существующей бухгалтерии двух самостоятельных  счетных планов - финансового и  управленческого.[21]

    III этап - разделение финансового и  управленческого учета, развитие  управленческого учета как самостоятельной  подсистемы бухгалтерского учета  (с 1972 г.). Официальное признание управленческого учета как самостоятельной подсистемы бухгалтерского учета произошло в 1972 г. В это время американской ассоциацией бухгалтеров была разработана программа получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Следует отметить, что появление управленческого учета было не просто сменой терминов, а новым явлением, которое получило развитие в рамках производственного учета и требовало большой организационной и методологической перестройки всей системы бухгалтерского учета.

    Таким образом, в середине XX в. произошло  окончательное разделение финансового  и управленческого учета и  формирование двух самостоятельных  подсистем бухгалтерского учета, имеющих  различные цели и задачи. Однако это не означает, что они существуют независимо друг от друга. С одной стороны, в управленческом учете используются данные финансовой отчетности, а с другой - управленческий учет позволяет рассчитать такие важные показатели финансового учета, как себестоимость, остатки готовой продукции и др.[19]

    Дальнейшее  развитие управленческого учета  связано с расширением масштабов  бизнеса компаний. Применение системы  нормирования и оперативного управления производством стало началом  систематизации управленческого учета. Наряду с чистой прибылью и рентабельностью  капиталовложений отклонения от нормативных  затрат стали важнейшим финансовым показателем для оценки результатов  управленческой деятельности. Исходя из потребностей внутреннего управления, многие компании стали использовать системы "Стандарт-кост", "Директ-костинг" и бюджетное планирование.

    Уже сейчас практически все зарубежные методы и приемы управленческого  учета с успехом могут применяться  в российской практике. Такие факторы, как глобализация рынков, усилившаяся  конкуренция, значительный скачок в  развитии технологий, стимулируют внедрение  нововведений в области управленческого  учета. Появление мощных программных  продуктов способствует упрощению  сбора информации и более оперативной  ее обработке для целей управленческого  учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Цели и этапы управленческого учета в торговле

         Главная цель внедрения системы управленческого учета на торговом предприятии - обеспечение руководства компании максимально полной информацией, необходимой для эффективной работы и своевременного принятия управленческих решений.

    Управленческий учет - это комплексная система идентификации, сбора, обработки и анализа экономически значимых показателей для принятия управленческих решений. Это полноценный вид учета со своими задачами и механизмами сбора и обработки информации, со специфической детализацией и периодичностью представления данных.[14]

    Для целей управленческого учета аккумулируется и обрабатывается информация о самых разных сторонах деятельности: от натуральных производственных показателей до мнений сотрудников о самой компании, включая прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, определение необходимых показателей, позволяющих отслеживать, насколько приблизилась компания к поставленным целям.

Информация о работе Управленческий учет в торговле