Управленческий учет в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, хранение товаров и их подготовка к продаже, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать как юридические, так и физические лица.
Управленческий учет возник на основе производственного учета, однако не менее эффективен и в торговых организациях.

Работа содержит 1 файл

Введение новое.docx

— 146.86 Кб (Скачать)

    Общий порядок синтетического  и аналитического учета издержек  обращения на предприятиях оптовой  торговли определен в соответствии  с ПБУ "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, ПБУ "Расходы организации" ПБУ 10/99 и Налоговым кодексом РФ (для регламентации порядка учета затрат для целей налогообложения).

    Классификация издержек обращения:

1)Группировка издержек по элементам является стандартной, единой и обязательной для всех торговых предприятий. В состав издержек обращения включаются следующие элементы:

-материальные  затраты;

-расходы  на оплату труда;

-отчисления  на соц.нужды;

-амортизация;

-прочие издержки.

2)Группировка  по статьям издержек.

Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат предприятиям торговли для целей управления рекомендовано применять определенную номенклатуру статей издержек обращения (табл.1).[2]

                 Таблица 1

                 Номенклатура статей издержек обращения и производства

                           предприятий торговли и общественного питания

Номер 
статьи
Наименование  статьи                      
Транспортные  расходы                                             
Расходы на оплату труда                                          
Отчисления  на социальные нужды                                   
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений,      
оборудования и инвентаря                                         
Амортизация основных средств                                     
Расходы на ремонт основных средств                               
Расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря,   
приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого         
имущества, не являющегося амортизируемым имуществом              
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
Расходы на хранение, переработку, подсортировку и упаковку товаров
10  Расходы на рекламу                                               
11  Затраты по оплате процентов за пользование займом и (или) кредитом 
для приобретения товаров                                         
12  Потери товаров  и технологические отходы                          
13  Расходы на тару                                                  
14  Прочие расходы                                                   

         3)Классификация затрат по способу  калькуляции.

       По способу калькуляции издержки обращения подразделяются на два вида: прямые и косвенные.

     Прямые расходы (затраты) непосредственно могут быть отнесены на определенный вид товара или товарную группу. К ним, как правило, относят расходы по перевозке, убыль товаров, расходы на тару.

   Косвенные же затраты не могут быть прямо отнесены на определенный товар или товарную группу. Косвенные издержки обращения в процессе калькулирования издержек обращения распределяются между отдельными группами товаров. К ним, к примеру, относят расходы по эксплуатации материально-технической базы, содержанию аппарата управления и др.

      4)Классификация издержек по отношению к изменению объема товарооборота.

    По отношению к изменению объема товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:

-переменные  издержки, величина которых зависит от изменения объема товарооборота;

-постоянные издержки, практически не зависящие от изменения величины товарооборота.

     К переменным издержкам обращения относятся следующие их виды: транспортные расходы, сдельная заработная плата, расходы по операциям с тарой, и другие.

     Постоянные издержки обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату, внутрихозяйственные отчисления и др.

    Синтетический учет издержек обращения ведут на счете "Расходы на продажу" (счет 44). Аналитический учет по счету "Расходы на продажу" ведется по видам и каждой статье расходов, по местам возникновения затрат, по классификационным группам.[3]

    Издержки  обращения отражаются по статье "Коммерческие расходы" (строка 030) Отчета о прибылях и убытках (форма N 2 Бухгалтерской отчетности) и признаются в себестоимости проданных в отчетном периоде товаров в полном объеме.

    Порядок управленческого учета издержек обращения может быть определен  с учетом формы (вида предприятия) оптовой  торговли.

    В настоящее время существует ряд  классификаций по выделению форм (видов предприятий) оптовой торговли.

    М.И. Баканов, Н.В. Пошерстник выделяют следующие  виды таких предприятий:

    1. Оптовая база - предприятие по  приемке, хранению, складской переработке  и отпуску продукции оптовым  покупателям.

    2. Оптовый магазин - торговое предприятие,  реализующее товары в порядке  оптовой и мелкооптовой торговли, а также оказывающее предторговые  услуги: подготовку продукции к  реализации, комплектование, раскрой,  расфасовку и др.

    3. Дистрибьютор (от англ. "distribution" - "распределение") - фирма, осуществляющая  оптовую закупку определенных  товаров у крупных промышленных  фирм-производителей и сбыт товаров  на региональных рынках.

    4. Джоббер - фирма, занимающаяся  скупкой отдельных крупных партий  товара для его быстрой перепродажи.

    На  каждом из предприятий оптовой торговли целесообразно организовать такую  систему управленческого учета  издержек обращения, которая максимально  бы учитывала организационные особенности  торговли.

    В качестве ключевых при разделении издержек выступают следующие параметры:

    1) принципы разделения косвенных  (накладных) издержек по видам  продукции и/или направлениям  деятельности;

    2) период, который выбран для отнесения  накладных затрат на себестоимость  проданных товаров;

    3) возможности ускорения процесса  управления затратами на основе  себестоимости  

     Главная проблема при выборе системы управленческого учета издержек обращения заключается в выборе такой системы учета, которая бы была оптимальной с точки зрения трудоемкости учетного процесса и являлась целесообразной для применения на конкретном виде предприятия оптовой торговли.

    Проведем  анализ организационных особенностей предприятий оптовой торговли и  рассмотрим возможные решения относительно выбора оптимальной системы управленческого  учета издержек обращения.

    На  выбор системы учета издержек обращения для оптовой базы (складского комплекса) оказывают влияние следующие организационные особенности оптовых баз:

    1. Продажа товаров осуществляется  непосредственно со склада. Месторасположение  складского комплекса не оказывает  существенного влияния на географию  продаж. Это обстоятельство объясняет  невысокую долю транспортных  расходов в структуре издержек  обращения.

    2. Основными функциями оптовой  базы являются: приемка, хранение, переработка и продажа товаров.  Соответственно, у оптовых баз  существенную долю затрат в  общей структуре издержек обращения  занимают такие расходы, как:  расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря и другого  имущества, не являющегося амортизируемым  имуществом; расходы на хранение, переработку, подсортировку и  упаковку товаров; расходы на  тару.

    3. Как правило, из всех организационных  структур наибольшее распространение  в оптовой торговле (как узкоспециализированной  сфере деятельности) имеет линейно-функциональная  структура. Основными функциональными  единицами складского комплекса  являются: отдел закупок, склад,  отдел продаж, что позволяет без  труда выделить центры ответственности  и соотнести место возникновения  затрат с определенной функцией  функциональной единицы.

       К постоянным издержкам обращения оптового магазина могут быть отнесены:

    1. Расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, помещений, оборудования  и инвентаря.

    2. Амортизация основных средств  (если здание находится в собственности  предприятия оптовой торговли) и  расходы на ремонт основных  средств.

    3. Расходы на топливо, газ, электроэнергию  для производственных нужд (или  коммунальные платежи).

    4. Расходы на оплату труда и  отчисления на социальные нужны  управленческого персонала.

    К издержкам обращения переменным оптового магазина могут быть отнесены все другие издержки обращения, кроме  постоянных.[20]

      У оптовых магазинов в структуре издержек обращения высока доля расходов по аренде, а также содержанию и текущему ремонту зданий (как правило, такие расходы составляют до 60% в общей структуре расходов на продажу). Поэтому разделение издержек обращения на постоянные и переменные позволит более эффективно контролировать уровень постоянных затрат.

    На  выбор системы учета издержек обращения на предприятии дистрибьютора оказывают влияние следующие организационные особенности организации сети:

    1. Обычно фирма-дистрибьютор устанавливает  длительные контрактные отношения  с производителями и располагает  собственными складами.

    2. Как правило, фирма-дистрибьютор  представляет фирму-производителя  на региональном рынке. При  этом различают одноуровневую,  классическую двухуровневую и  многоуровневую системы дистрибуции.

    3. Фирма-дистрибьютор помимо основной  функции - реализации товаров  выполняет ряд важных сопутствующих  функций, таких как: растаможивание; интермодальный транзит; хранение; инвентарное управление; маркетинг  и процесс продажи; оплата и  ценообложение. Таким образом,  роль дистрибьютора может варьироваться  от посредника до высокопродуктивного  интегранта логистики.

      4. В структуре издержек обращения  у фирмы-дистрибьютора высокую  долю составляют транспортные  расходы, это связано с тем,  что, во-первых, дистрибьютор осуществляет  закупку товаров у производителя  (как правило, и доставку за  счет собственных средств), а во-вторых, реализует товары на региональном  рынке (т.е. организует доставку  потребителю).

    5. Необходимо учитывать то обстоятельство, что у предприятия-дистрибьютора  нередко имеется собственный  автотранспортный парк.

    Таким образом, наибольшую величину в системе  издержек обращения у дистрибьюторов занимают транспортные и затраты  на хранение и складскую обработку  товаров. При этом увеличение количества дистрибьюторских центров (складов) приводит к тому, что затраты на транспортировку  снижаются, а затраты на хранение и складскую обработку увеличиваются, и наоборот.

    При управленческом учете транспортных расходов фирмы-дистрибьютора целесообразно  разделить все транспортные потоки на два:

    - транспортные операции, которые  осуществляются транспортом сторонней  организации;

    - транспортные операции, которые  осуществляются собственным транспортом.

    Такая градация всех транспортных потоков  упростит учет транспортных расходов при разделении последних на прямые и косвенные расходы оптового предприятия.

        Прямые расходы предприятия оптовой  торговли (в том числе и дистрибьютора)  будут включать в себя:

    1) стоимость приобретения товаров,  реализованных в данном отчетном  периоде;

Информация о работе Управленческий учет в торговле