Управленческий учет в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, хранение товаров и их подготовка к продаже, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать как юридические, так и физические лица.
Управленческий учет возник на основе производственного учета, однако не менее эффективен и в торговых организациях.

Работа содержит 1 файл

Введение новое.docx

— 146.86 Кб (Скачать)

    В системе управленческого учета  аккумулируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых аналитических  разрезах. При этом руководство торговой компании самостоятельно решает, какие  разрезы учета выделять. Информация управленческого учета предназначена  для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого  учета практически не регламентируются законодательством.

    Часто на предприятиях торговли внедрение  управленческого учета осуществляется по инициативе руководства, которому необходимо представление своевременной управленческой информации. Разработка и внедрение  системы управленческого учета  требуют немало усилий и времени. Понадобится время и на апробирование  системы, и на накопление информации, которая поможет скорректировать систему управленческого учета уже по ходу внедрения в соответствии со спецификой бизнеса.

    Система управленческого учета позволяет  проводить оценку состояния бизнеса, взвешивать конкурентные преимущества компании, создавать эффективную  систему мотивации персонала.

    На  российских предприятиях управленческий учет - это прежде всего система  сбора и анализа информации о  деятельности предприятия, которая  полно и объективно отражает результаты его хозяйственных операций и  ориентирована на потребности руководства  и собственников компании. И лишь во вторую очередь эта система  используется для управления затратами  на уровне центров ответственности  и видов деятельности.[14]

    Для построения системы управленческого  учета необходимо выделить отдельные  подразделения, например экономический  отдел, службу логистики, отдел продаж. Затем необходимо определить информационные потоки внутри компании и ответственных  за представление оперативных сведений. Это могут быть не только руководители отдельных подразделений, но и ведущие  специалисты. Именно эти люди формируют  команду компании и необходимы для  эффективной работы новой системы  управленческого учета.

    Для достижения положительных результатов  постановку управленческого учета  рекомендуется осуществлять в несколько  этапов.

    1. Выделение центров финансовой  ответственности, определение финансовой  структуры компании.

    2. Построение механизма представления  управленческой отчетности.

    3. Составление учетной матрицы  использования счетов в управленческих  целях.

    4. Составление инструкций по порядку  отражения хозяйственных операций  в управленческих целях.

    5. Разработка корпоративных стандартов  на предприятии.

    6. Разработка бюджетного регламента  в целях среднесрочного и долгосрочного  прогнозирования и осуществления  контроля текущей деятельности  всех подразделений компании.

    7. Проведение организационных изменений  на предприятии.

    В итоге компания получает полноценную  систему управленческого учета. При правильно поставленном управленческом учете компания получает возможность  подводить итоги за каждый день. При постоянном контроле деятельности компании руководство может анализировать  отклонения от планируемых результатов  и устранять их в короткие сроки. Для этого часть управленческой отчетности должна сдаваться ежедневно.

    Организацию управленческого учета можно  осуществить двумя способами:

1)Первый  вариант возможен посредством  внедрения в компании параллельного  ведения управленческого учета.  Этот вариант предусматривает  наличие в учетной системе  двух планов счетов: бухгалтерского  и управленческого. Бухгалтер,  получая первичные документы,  должен определить, как хозяйственные  операции, учитываемые в первичных  документах, должны отражаться в  управленческом учете. По каждому  из первичных учетных документов  он формирует и управленческие, и бухгалтерские проводки.

2)Второй  вариант организации управленческого  учета осуществляется путем постоянной  трансформации данных из бухгалтерского  учета в управленческую базу. Данный вариант допускает наличие  отдельной автоматизированной системы  для ведения управленческого  учета. Важным при этом остается  создание регламентных процедур  по обмену данными между двумя  системами.

    Прежде  чем приступить к сбору, обработке  и оценке управленческой информации, важно определить, какие подразделения  должны представить необходимые  данные. Для этого в компании утверждается корпоративная финансовая структура, состоящая из отдельных центров  финансовой ответственности (ЦФО). Это могут быть отдельные компании торгового холдинга, структурные подразделения, службы, отделы или группы.

    Особое  внимание следует уделить четкому  определению бизнес-процессов, утвержденных в компании. Необходимо понимать, какой  ЦФО является первоисточником соответствующей  первоначальной информации. Зачастую может возникнуть ситуация, при которой  одна и та же информация формируется  в разных отделах. Тщательный анализ деятельности каждой службы позволяет  четко определить регламент представления  управленческой информации всех подразделений.

    Руководители  подразделений несут ответственность  за конкретные участки работ и  решение поставленных руководством задач. В зависимости от полномочий и ответственности руководителей  структурных подразделений они  могут быть центрами затрат, доходов, прибыли, инвестиций.[6]

    Центр затрат - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за выполнение поставленных задач в рамках выделенного бюджета  затрат. Существуют два основных типа центров затрат: центр нормативных  затрат и центр управленческих затрат.

    Центр нормативных затрат - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за достижение планового  уровня затрат на единицу продукции (работ, услуг) (например, производственный отдел, отдел закупок).

    Центр управленческих затрат - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за достижение планового  уровня суммарных затрат (например, бухгалтерия, администрация).

    Центр доходов - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого в рамках выделенного бюджета  затрат отвечает за максимизацию доходов  от продаж.

    Центр прибыли - подразделение (совокупность подразделений), руководитель которого отвечает за максимизацию прибыли (обладает полномочиями принимать решения, влияющие на прибыль путем как снижения затрат, так и увеличения доходов).

    Центр инвестиций - центр ответственности, руководитель которого обладает полномочиями руководителя центра прибыли, а также  отвечает за уровень и эффективность  инвестиций.

    Управляющая торговая компания может состоять из подразделений, работающих по различным  функциональным направлениям: административная деятельность, маркетинг, информационные технологии, логистика, складская деятельность, закупки, продажи (по видам товаров).

    При внедрении на предприятии управленческого  учета почти всегда возникают  серьезные трудности, вызванные  самыми разнообразными причинами.

    В качестве основных трудностей можно  выделить следующие:

    - нежелание руководителей центров  ответственности своевременно представлять  полную информацию о деятельности  своих подразделений;

    - отсутствие локальной компьютерной  сети, единой системы документооборота, четкой организационно-функциональной  структуры;

    - нежелание отдельных сотрудников  перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие  отчеты из-за непонимания роли  управленческого учета;

    - дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями как в  управленческом, так и в бухгалтерском  и налоговом учете;

    - противодействие работников финансовой  бухгалтерии, которым специалисты  по управленческому учету часто  представляются профессиональными  конкурентами.

    Чтобы минимизировать возможные проблемы, постановку управленческого учета  следует осуществлять по прямому  распоряжению владельцев компании и  ее высшего руководства. Руководить постановкой управленческого учета  должен непосредственно финансовый директор.

    Перед внедрением управленческой учетной  системы целесообразно проводить  разъяснительную и консультационную работу с персоналом, а затем оформлять  приказ по предприятию, подписанный  руководителем, который обяжет сотрудников  и начальников всех подразделений  выполнять мероприятия, необходимые  как для постановки учета, так  и для его дальнейшего функционирования.

    При внедрении системы управленческого  учета на предприятии следует  решить, как будет организовано ведение  управленческого учета. Структурное  подразделение, ответственное за ведение  управленческого учета, должно удовлетворять  нескольким требованиям: информационная обеспеченность, методологическая подготовленность, компетентность.

    В практике российских предприятий встречаются  следующие варианты организации  ведения управленческого учета:

    - в финансово-экономической службе;

    - в едином информационно-аналитическом  центре;

    - в информационно-аналитическом центре  внутри каждой из служб предприятия;

    - разделение полномочий и ответственности  между службами в зависимости  от объектов учета.

    Положительно  влиять на процесс внедрения управленческого  учета на предприятии могут следующие  факторы:

    - заинтересованность руководителей  предприятия в получении объективной  информации и их готовность  к необходимым изменениям;

    - четко сформулированные цели  и выделенные приоритеты развития  предприятия;

    - разработанная юридическая и  организационная структура компании;

    - система мотивации управленческого  персонала;

    - доступность методологической поддержки;

    - достаточный уровень автоматизации  служб.

    Данные  по объектам учета в отдел управленческого  учета представляют соответствующие  подразделения исходя из сроков, установленных  в компании. Сроки, а также характер информации, за представление которой  отвечают конкретные сотрудники, регламентируются должностными инструкциями и внутренним графиком документооборота.

    Итак, главная цель внедрения системы  управленческого учета на предприятии - обеспечение руководства компании максимально полной информацией, необходимой  для эффективной работы.[14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Управленческий учет издержек обращения.

        Под издержками обращения предприятия  оптовой торговли понимаются  затраты материальных, денежных  и трудовых ресурсов такого  предприятия при доведении товаров  от производителя до потребителя.[7]

   Уровень издержек обращения — это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации. Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек обращения, и наоборот.

Информация о работе Управленческий учет в торговле