Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:48, шпаргалка

Описание работы

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание

1. Административное наказание: понятие и виды 3
2. Негосударственные коллективные субъекты административного права 4
3. Государственный контроль в управлении, его виды 5
4. Права и обязанности граждан в сфере гос управления 7
5. Федеральные органы исполнительной власти 8
6. Общественные объединения как субъекты административного права 10
7. Органы местного самоуправления, их правовой статус 11
8. Виды ответственности гос служащих 12
9. Правительство РФ: порядок образования, состав, компетенция 14
10. Понятие и виды источников административного права 15
11. Административно-правовые формы управленческой деятельности 16
12. Субъекты административного права. Административная правосубъектность 17
13. Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, виды, структура 18
14. Методы государственного управления 19
15. Административный надзор 20
16. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти 21
17. Способы реализации административно-правовых норм 22
18.Должности и классные чины государственной гражданской службы 23
19. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении 25
20.Граждане РФ как субъекты административного права 26
21. Понятие, виды, особенности актов управления: требования, предъявляемые к ним 27
22. Административно-предупредительные меры: понятие, основные виды 28
23. Административно-правовые отношения: структура и виды 30
24. Юридические факты в административном праве, их особенности 31
25. Деятельность государственной администрации в области обороны 32
26. Меры административного пресечения 34
27. Производство по жалобам, предложениям и заявлениям граждан 35
28. Методы административного права 36
29. Аттестация и аттестационное производство государственных гражданских служащих 37
30. Понятие, предмет и система административного права 38
31. Меры административно-правового принуждения: понятие, виды, общая характеристика 40
32. Права и обязанности гражданского служащего 41
33. Дисциплинарное производство 43
34. Административно-правовые нормы: структура и виды 44
35. Административно-правовые режимы 45
36. Меры поощрения гражданских служащих 48
37. Понятие, виды, принципы государственной гражданской службы 49
38. Административные нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (ст.ст. 8.6; 8.13; 8.21; 8.25): анализ состава административного правонарушения 50
39. Меры административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении 51
40. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего (ст. 19.3КоАПРФ) 54
41. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность 55
42. Понятие и состав административного правонарушения 56
43. Административная ответственность за нарушение паспортной системы (ст. 19.15; 19.16; 19.18 КоАП РФ) 57
44. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц. 58
45. Предупреждение и административный штраф как виды административного наказания 59
46. Административные правонарушения, посягающие на оборот оружия и патронов к нему (статьи 20.8; 20.12; 20.13 КоАП РФ): анализ состава административного правонарушения 60
47. Стадии прохождения гос гражданской службы 61
48. Возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как меры административной ответственности 64
49. Административная ответственность юридических лиц 66
50. Ограничения и запреты, связанные с гос гражданской службой 67
51. Лишение специального права и административное выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации, как меры административной ответственности 69
52. Арест товаров, транспортных средств и привод как мера административно-процессуального обеспечения 70
53. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 71
54. Доставление нарушителя и административное задержание как меры административно-процессуального обеспечения 72
55. Административная ответственность: понятие и особенности 73
56. Административный арест и дисквалификация как виды административных наказаний 74
57. Административная ответственность за нарушение антиалкогольного законодательства (ст. 20.20; 20.21; 20.22 КоАП РФ): анализ состава административного правонарушения 75
58. Деятельность гос администрации в области юстиции 76
59. Деятельность гос администрации в области внутренних дел 78
60. Изъятие вещей и документов как мера административно-процессуального обеспечения 80
61. Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды, правовые основы. 81
62. Задержание транспортного средства, его досмотр и запрещение эксплуатации как мера административно-процессуального обеспечения 83
63. Деятельность государственной администрации в области образования 84
64. Деятельность гос администрации в области соцобеспечения 85
65. Деятельность гос администрации в области здравоохранения 86
66. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения как меры административно-процессуального обеспечения 88
67. Деятельность гос администрации в области обеспечения безопасности 89
68. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (ст. 17.7; 17.9): анализ состава административного правонарушения 91
69. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры административно-процессуального обеспечения 92
70. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (ст.14.1; 14.3; 14.7; 14.12): анализ состава административного правонарушения. 93
71. Мелкое хулиг

Работа содержит 1 файл

Админ право.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

   – контроль Министерства по налогам и сборам РФ;

   – контроль Министерства финансов РФ;

   – судебный контроль;

   2) по методам:

   – контроль документов, издаваемых участниками управленческой деятельности;

   – проверка непосредственно самой деятельности;

   3) по времени осуществления:

   – предварительные проверки, осуществляемые до реализации субъектов административных правоотношений своих прав и обязанностей;

   – текущие проверки в процессе деятельности;

   – последующие – контроль по результатам;

   4) в зависимости от взаимоотношения контролирующего и контролируемого органа:

   – межотраслевой (включает прокурорский, МВД и т. д.);

   – функциональный, внутриотраслевой (надзор в банковской сфере, санитарно-эпидемиологический и т. д.).

   Методом административно-правового регулирования  является совокупность средств и  способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

   Выделяют  следующие методы:

   – метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания и контролировать его;

   – метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации. Рекомендации могут быть приняты к сведению, но не исполнены;

   – метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

   – метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

   – метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

   – метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. 
 
 
 
 
 
 

   20.Граждане  РФ как субъекты  административного  права

   Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

   Структура административно-правового статуса:

   – административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;

   – административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;

   – совокупность прав и обязанностей;

   – ответственность;

   – гарантии реализации прав и обязанностей. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:

   – административно-правовой статус личности;

   – административно-правовой статус гражданина;

   – административно-правовой статус иностранного гражданина;

   – административно-правовой статус лица без гражданства.

   Виды  административно-правового статуса  в зависимости от субъекта:

   – общий административно-правовой статус – статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;

   – особенный – статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т. д.);

   – специальный – статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям).

   Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения  реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов  административного правоотношения. Виды административно-правовых гарантий:

   экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   21. Понятие, виды, особенности  актов управления: требования, предъявляемые  к ним

   Правовой  акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление органов государственного управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление административно-правовых либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

   Признаки: имеет юридическую форму; издается полномочным субъектом; носит юридически властный характер; служит юридическим фактом; может быть обжалован; обеспечен силой государственного принуждения.

   Виды  правовых актов управления

   1. По юридическим свойствам:

   а) нормативные – содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности; б) индивидуальные – содержат разрешения индивидуально-конкретного управленческого дела; в) нормативно-индивидуальные – содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела.

   2. По форме выражения:

   а) словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные только в письменной форме); б) конклюдентные.

   3. По сроку действия:

   а) бессрочные; б) срочные; в)временные.

   4. По территории действия:

   а) действующие на всей территории РФ; б) действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные); в) действующие на территории субъектов РФ; г) действующие на территории муниципального образования; д) действующие на территории предприятия, учреждения (локальные);

   5. По органу, издавшему акт:

   а) акты Президента РФ; б) акты Правительства РФ;

   в) акты федеральных органов исполнительной власти;

   г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

   д) акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; е) акты руководителей предприятий, учреждений.

   6. По характеру компетенции:

   а) общей компетенции; б) межотраслевой компетенции; в) отраслевой компетенции; г) специальной компетенции.

   7. По наименованиям:

   а) указы; б) постановления; в) распоряжения; г) приказы; д) указания; е) инструкции; ж) решения; з) правила; и) положения и др.

   8. По функциональной роли:

   а) плановые; б) методические; в) кадровые; г) финансовые и др.

   9. В зависимости от порядка принятия: а) коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством); б) единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления).

   10. По степени сложности:

   а) простые (рутинные); б) сложные; в) уникальные.

   Для того чтобы правовые акты управления обладали определенной юридической  силой, они должны соответствовать  ряду требований:

   1) требования к подготовке и изданию нормативного акта: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта; наименование должности и ФИО подписавшего акт;

   2) требования к содержанию: законность; целесообразность;

   3) требование к форме: устная, письменная или конклюдентная; четкость и краткость изложения; полнота изложения материала; структура нормативно-правового акта;

   4) требование к порядку вступления в законную силу. 
 
 
 
 

   22. Административно-предупредительные  меры: понятие, основные  виды

   Административно-предупредительные  меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

   Несмотря  на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

   Административно-предупредительные  меры достаточно многообразны, они  применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

   - осуществлением надзорных проверок;

   - дачей обязательных для исполнения  предписаний о проведении профилактических мероприятий;

   - досмотром вещей и личным досмотром  граждан;

   - проверкой документов, удостоверяющих личность;

   - введением карантина;

   - прекращением движения транспорта  и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

   - освидетельствованием медицинского  состояния лиц и др.

   Так, например, согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие административно-предупредительные меры:

   - беспрепятственно посещать территории  и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

   - проводить досмотр транспортных  средств и перевозимых ими  грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

   - давать гражданам и юридическим  лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"