PR службы и акционеры компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:11, реферат

Описание работы

Сейчас в мире принято разделять функции investor relations и public relations. Но наиболее вероятно, что через некоторое время IR и PR станут частью одной макродисциплины, объединяющей все виды коммуникационных инструментов и использующей их в различных вариациях для реализации непосредственных задач бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Отношения с инвесторами 4
1.1. Организация программы отношений с инвесторами 5
1.2. Источники информации для инвесторов: финансовые аналитики и СМИ 6
2. Инструменты финансовых коммуникаций корпорации 9
2.1. Годовой отчет 9
2.2. Годовое собрание акционеров 10
2.3. Специализированные средства финансовых коммуникаций 13
3. Принципы успешного ведения коммуникаций с инвесторами 15
Заключение 16
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ PR.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

4

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

ВПО «МГОУ имени В.С. Черномырдина»

 

 

 

Факультет: «Бизнес и управление»

Кафедра: «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Управление общественными отношениями»

 

на тему: «PR службы и акционеры компаний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила: студентка 4 курса, 3 группы

                                                                                                      Смирнова М. С.

                                                                                                        шифр: 1508204

                                                           Проверил: ст. пр. Болотников С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2011


Содержание

 

Введение              3

1. Отношения с инвесторами              4

1.1. Организация программы отношений с инвесторами              5

1.2. Источники информации для инвесторов: финансовые аналитики и СМИ              6

2. Инструменты финансовых коммуникаций корпорации              9

2.1. Годовой отчет              9

2.2. Годовое собрание акционеров              10

2.3. Специализированные средства финансовых  коммуникаций              13

3. Принципы успешного ведения коммуникаций с инвесторами              15

Заключение              16

Список литературы              18

 


Введение

 

В настоящее время уже никого не удивишь рассуждениями о необходимости выстраивания эффективных взаимоотношений с акционерами и инвесторами. Обеспечение инвестиционного сообщества информацией о деятельности компании, создание возможности «обратной связи» и поддержание «непрерывного диалога» с инвесторами, проведение IR-мероприятий и презентаций постепенно становятся нормой делового оборота для многих российских компаний.

Не во всех российских компаниях, осуществляющих взаимодействие с акционерами и инвесторами и развивающих IR, созданы и функционируют IR-подразделения. По данным некоторых исследований, 98% российских компаний, чьи акции торгуются на иностранных биржах, имеют в штате специалиста по IR, половина из этих компаний содержит IR-отдел. Вопросами взаимодействия с акционерами и инвесторами в остальных компаниях в той или иной степени занимаются отделы ценных бумаг, отделы корпоративного управления, PR-службы. Таким образом, с одной стороны, во многих компаниях существует понимание необходимости развития Investor relations и предпринимаются определенные шаги в данном направлении, с другой стороны, при отсутствии отдельного подразделения, отвечающего за взаимодействие с акционерами и инвесторами, многие шаги носят несистемных характер.

Как же создать IR-службу, как разделить полномочия между создаваемым подразделением и уже существующими в структуре компании, и самое главное – как организовать действительно эффективное подразделение, отвечающее за взаимоотношения с акционерами и инвесторами? Обозначенные вопросы являются актуальными для многих компаний.


1. Отношения с инвесторами

 

Финансовые PR обретают все большее значение в практике отношений компаний и организаций со своей общественностью. Функция отношений с инвесторами (investor relations) возникла на высшем уровне управления компанией в США в 1990-е годы, помогая планировать, позиционировать, оптимизировать восприятие компании и прояснять состояние её акций для финансового сообщества и инвесторов в частности.

Финансовое сообщество составляют следующие основные группы: инвестиционные аналитики, институциональные и частные инвесторы, финансовые журналисты. Работа с каждой из групп финансового сообщества требует знания финансов и коммуникаций одновременно.

Основной задачей специалистов по отношениям с инвесторами является обеспечение достижения акциями компании своей рыночной цены. Директор ПР крупнейшей британской промышленной группы так характеризовал значение функции ПР: «Наш продукт — это цена акции!». Высокая цена собственных акций предохраняет компанию от покупки её акций «хищниками», или компаниями-поглотителями. Хищники считают приобретение нежелательным из-за высокой цены. Высокая цена на акции останавливает акционеров от продажи акций. Акционеры рассматривают высокую цену как свидетельство надежности и выгодности хранения своих средств в активах компании. Нередко начало падения цены акций провоцирует растущий сброс акций все большим числом владельцев и возможную смену владельца контрольного пакета, что угрожает самостоятельности и сохранению команды управляющих. Высокая цена на акции обеспечивает менеджменту компании свободу действий. Эта свобода теряется, если «хищник» приобретает компанию и устанавливает свою команду управляющих. Высокая цена акций отражает высокую ценность компании, приписываемую ей инвесторами, аналитиками, консультантами.

Открытая акционерная компания должна четко и достоверно сообщать информацию, затрагивающую состояние своих акций на рынке — как хорошую, так и плохую. Специалисты по отношениям с инвесторами обязаны обеспечивать получение акционерами такой информации, с тем, чтобы те могли решать — покупать, держать или продавать акции компании.

Организации и лица, владеющие/акциями, являются её собственниками. Акционеры, лично, или по доверенности, выбирают совет директоров, который, в свою очередь, отбирает менеджеров, управляющих компанией. Таким образом, по меньшей мере, в теории, акционеры влияют на операции компании. На практике, однако, корпоративные управляющие управляют компанией достаточно независимо.

Инвесторы покупают акции компании в том случае, если она успешно работает. Ясно, что слабая компания не может длительное время строить успешные коммуникации и удачно продавать свои акции. Однако, хорошо продуманная и реализованная программа финансовых коммуникаций способна значительно улучшить репутацию и рыночную популярность успешно работающей компании.

 

1.1.           Организация программы отношений с инвесторами

 

Целенаправленные и систематические отношения с публикой инвестиционной сферы следует строить на основе соответствующей программы. В организациях со значительной финансовой сферой деятельности (банки, и др.финаносвые организации) такая программа управляется директором по отношениям с инвесторами. При этом нередко привлекаются консультативные компании.

Разрабатывая программу, следует учитывать, что компании конкурируют за капитал на рынке, поэтому необходимо вести коммуникации в масштабе всего финансового сообщества. Аудитория отношений с инвесторами включает: 1) финансовых аналитиков, рекомендующих инвесторам покупать или продавать акции, 2)брокеров, специализирующихся на акциях институциональных или индивидуальных инвесторах, 3)средства массовой информации, 4)занятых и другие группы. Все эти аудитории должны получить прямые коммуникации, поскольку все они имеют различные интересы и потребности.

Программа коммуникаций с финансовой общественностью включает не только описание целей и стратегий их достижения, но и календарь финансовых коммуникаций. Календарь может строиться в виде матрицы, где в «подлежащем» отражены элементы программы, а в «сказуемом» — месяцы. Элементы — это изучение восприятия компании, институциональные встречи (один на один или групповые), коммуникации с акционерами, консалтинговая деятельность, мониторинг рынка ценных бумаг, работа с учреждениями, отношения с финансовой/местной/ центральной прессой. В клетках матрицы отражается конкретное мероприятие, например, — встреча с журналистом городской газеты, подготовка аналитического обзоpa, издание годового отчета, подготовка и рассылка пресс-релиза.

 

1.2. Источники информации для инвесторов: финансовые аналитики и СМИ

 

Аналитики рынка акций влияют на поведение институциональных и прочих инвесторов. Поэтому они составляют значимый сегмент общественности и с ними необходимо работать.

Основную роль здесь должны играть надежные коммуникации. Для этого необходимо обеспечить достижимость корпоративного менеджмента для аналитиков. Кроме того, важны встречи с аналитиками, презентации и посещения аналитиками заводов и других мест размещения операций компании. Американские компании, например, устраивают ланчи-приемы для ассоциаций аналитиков рынков ценных бумаг. Встречи в крупных городах, спонсируемые компанией, также могут расширить интерес финансового сообщества к ней.

Аналитики могут быть полезны компании, объясняя широкой общественности поведение компании в прессе. Кроме того, они могут явиться полезными советниками для компании в ситуациях размещения ценных бумаг и приобретения контрольных пакетов акций других компаний. Поэтому отношения с аналитиками — значимая часть программы отношений с инвесторами.

Финансовая пресса и другие СМИ служат для представления компанией общественности информации, затрагивающей интересы акционеров. В США такими средствами передачи служат: 1) крупнейшие телеграфные агентства — Dow Jons & Company,Reuters Economic Service, Bloomberg Business Wire или Associated Press, 2) крупнейшие газеты, печатающие финансовые новости, такие как The New York Times и The Wall Street Journal, 3) статистические службы, ведущие записи по всем крупным открытым акционерным компаниям, например, Sta ndard&Poors Corporation и Moodys Investor Service, 4) частные телеграфные службы, гарантирующие за плату достижение корпоративными новостями отделений новостей газет и офисов брокерских учреждений, например — PR News Wire и Business Wire [Seitel, pp. 402,403].

Если крупная корпорация привлекает внимание финансового сообщества автоматически, то небольшой компании приходится использовать платные услуги телеграфных служб и прямую рассылку акционерам, — для того чтобы соответствовать требованиям публичного раскрытия результатов деятельности акционерам.

Поскольку профессионалы инвестиционного сообщества активно читают прессу, позитивные истории в СМИ могут быть полезными для компании. Расчетливо размещенные статьи о технологических инновациях или эффективных стратегиях компании могут поднять ее в глазах аналитиков ценных бумаг, брокеров, и институциональных менеджеров портфелей инвестиций. Росту известности в деловом сообществе также способствует размещение деловых новостей компании в телепрограммах соответствующего профиля.

Мультимедиа, как интерактивные коммуникационные средства, позволяющие оперировать движущимися образами, звуком и текстом, расширяют свое присутствие в системах информирования участников финансовых рынков. Так, например, служба финансового телевидения ReutersReuters Financial TV ведет службу новостей и прямых репортажей, предоставляя пользователю возможность запрашивать на экран материал по выбору — интервью, заявления руководителей или другие данные.

 


2. Инструменты финансовых коммуникаций корпорации

 

В распоряжении компании такие средства финансовых коммуникаций, как ежегодные отчеты (в США и квартальные отчеты), ежегодные собрания акционеров, брошюры, видеоотчеты, специальные встречи и мероприятия.

 

2.1.           Годовой отчет

 

Годовой отчет — ключевой инструмент финансовых коммуникаций. Вопросы содержания, объема и оформления годовых отчетов, например, в Великобритании служат предметом дебатов и даже конкурсов. Только американские компании тратят 5 миллиардов долларов ежегодно на их подготовку и выпуск [Seitel, p.404]. Средний такой отчет стоит американской компании 3,5 доллара за экземпляр, содержит 44 страницы и выпускается тиражом 129 тыс. экземпляров.

Типичный отчет, по Сейтелю [pp.404—405], содержит описание компании, письмо к акционерам, финансовый обзор, объяснения и анализ, обсуждение задач менеджмента/маркетинга и графики.

        Описание компании включает её название, адрес штаб-квартиры, общее описание сферы деятельности и обобщение результатов в текстовой и числовой форме.

        Письмо к акционерам затрагивает следующие вопросы: 1) отчет о достижениях прошедшего года, 2) обсуждение макро- и отраслевой среды, в которой компания вела операции в истекшем году и будет вести в будущем, 3) обсуждение стратегий роста, общей философии ведения операций в будущем, планы выпуска новой продукции и использования капитала, 4) общие цели увеличения реализации и возврата на инвестиции. Письмо сопровождается фото председателя и президента компании. В США письмо к акционерам часто пишется в дружественном тоне.

        Финансовый обзор обычно включает итоги за несколько лет по таким величинам, как продажи, затраты на продукцию, расходование капитала, налоги, чистая прибыль, а также коэффициенты цена/прибыль, коэффициенты использования заемных средств, возврат на активы и возврат на собственные средства компании.

        Объяснения и анализ дополняют финансовый отчет обзором факторов, влиявших на прибыль, на доход по операциям и рост активов.

        Обсуждение задач менеджмента/маркетинга включает профиль, или краткую характеристику ведущих руководителей, описание рынков и продуктов компании, отражает деятельность компании в решении социальных проблем.

        Графики и фотографии улучшают визуальное восприятие материалов. Они должны быть теплыми, привлекательными и создавать позитивный настрой. Многие читатели имеют мало времени для чтения отчета, и просматривают лишь картинки.

 

2.2.           Годовое  собрание  акционеров

 

Менеджмент акционерной компании должен раз в год встречаться с акционерами на собрании акционеров. Хорошо организованное и проведенное собрание — эффективный инструмент коммуникации с инвесторами. Следует помнить, что частные инвесторы приходят на такое собрание не только из экономических соображений. Кто-то хочет общения или развлечения; кто-то хочет выступить и привлечь к себе внимание общественности.

Организация успешного собрания предполагает учет следующих основных факторов:

        Речи менеджеров. Короткие, «ударные» речи председателя совета директоров и президента задают тон встречи. В речи могут быть подчеркнуты текущие результаты и достижения.

        Голосование. Голосованием определяются члены совета директоров, аудиторы и принимаются решения по предложениям акционеров. Позиция менеджмента по этим предложениям заранее доводится до акционеров в предварительно разосланных полномочных заявлениях.

        Сессия вопросов и ответов. Именно из-за этой сессии приходят многие акционеры. Они хотят видеть, насколько успешно справляются менеджеры с вопросами и по ответам судят о способности менеджеров руководить компанией. К ответам на вопросы менеджеры должны готовиться заранее, ответы необходимо предварительно согласовать. Сессия должна вестись в дружественной атмосфере. Удачное поведение менеджеров на собрании способно выиграть голоса самых скептичных акционеров.

Подготовка собрания может вестись последовательно по следующим этапам:

1. Объявление о собрании. Извещаются акционеры, ведущие брокерские и институциональные инвесторы, занятые. Рассылаются приглашения в финансовые СМИ и гостям.

Извещения-приглашения следуют повторно — по телефону или в личной форме.

2. Объявление для менеджмента. Извещаются все члены совета директоров, а также ключевые руководители в целях обеспечения их присутствия и назначается замена для тех, кто не сможет присутствовать. Определяются рейсы прибытия и бронируются места в гостиницах.

3. Подготовка менеджмента. Набрасывается список проблем и вопросов акционеров. Назначается встреча с участием высшего управляющего, председателя совета директоров, ключевых фигур компании, юридического отдела для подготовки ответов на вопросы. Просматриваются и репетируются речи управляющих.

4. Подготовка материалов для презентации. Проверяются заказы по изготовлению диаграмм и слайдов на соответствие тексту речей. Просматриваются фильмы и варианты показа.

5. Повестка дня: порядок презентаций с примерным временем в минутах.

• Введение — председатель обращается к собранию и представляет совет директоров и менеджмент (4).

• Вступительная речь председателя с общим обзором деятельности компании (6).

• Послание президента компании с визуальным сопровождением (15)

• Финансовый отчет вице-президента по финансам со слай-довым сопровождением (5)

• Фильм (12—20)

• Представление предложений. Бюллетени раздаются заранее. Каждый акционер ограничивается одним заявлением по вопросу (20).

• Голосование, сбор бюллетеней (3).

• Общая дискуссия. Акционеры ограничиваются одним вопросом каждый (30).

• Объявление результатов голосования (3).

• Представление наград признательности компании (2)

• Закрытие (1).

Время всего —1 час 49 минут. Предусматривается резерв 20 минут.

6. Подготовка мест для собрания. Штат обслуживающего персонала, парковка, вход/прием, демонстрационная зона, зал, салон, зоны заседания, сцена/подиум и места для акционеров.

7. Финальная проверка готовности материалов, атрибутов и технических средств.

 

 

 

2.3.           Специализированные средства финансовых  коммуникаций

 

Компании дополняют традиционные средства финансовых коммуникаций специализированными, т.е. рассчитанными на отдельные сегменты финансового сообщества.

Преимущественно для аналитиков рынков ценных бумаг и институциональных инвесторов компании выпускают специальные брошюры с обзором фактов и статистикой деятельности компании. Цель — дать специализированную информацию достаточно занятому аналитику для возможного использования в своих обзорах и рекомендациях.

Для инвесторов издаются специальные брошюры-руководства, содержащие информацию, необходимую для принятия инвестиционных решений.

Для менеджеров инвестиционных портфелей по всей стране распространяются видео-комплекты с презентацией корпоративных управляющих по сравнительно небольшой цене. Цель — распространить сведения о компании для более широкой и более специализированной финансовой общественности на большой географической территории.

Доведение идей по управлению компанией до акционеров осуществляется рассылкой сообщений в одном пакете с дивидендами. Акционеры склонны воспринимать серьезно послания, содержащие чеки.

Для углубленного ознакомления широкой общественности с собственной деятельностью компания перепечатывает свой отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет в СМИ и иногда делает специальные медиа-выпуски.

Для усиления стремления инвесторов владеть своими акциями компании могут организовывать экстравагантные встречи с большим количеством гостей и участников. Финансовые учреждения могут рассылать свои периодические выпуски в СМИ. Так, например, существовавшая в течение 1995/96 гг. финансовая компания «Альянс-МЕ-НАТЕП» — дочерняя структура банка МЕНАТЕП, издавала и рассылала в 1996 г. еженедельный финансовый бюллетень «Pravda-Capital», в т.ч., в редакцию газеты «Коммер-сантъ-Daily. Бюллетень содержал обзор состояния фондового рынка и комментарий руководителя торгового отдела компании.

 


3. Принципы успешного ведения коммуникаций с инвесторами

1. Активность до агрессивности. Агрессивные в работе компании не становятся активными промоутерами своих акций автоматически. Компании сегодня должны агрессивно бороться за то, чтобы их видели и знали. Аналитики и инвесторы хотят быть информированными.

2. Продвижение успеха. Результаты обычно не говорят сами за себя. Компании должны сообщать инвесторам оценку своих акций, конкурентной позиции и рыночной репутации.

3. Проективность. Лояльность инвесторов следует искать в хорошие времена. Когда компания стоит перед угрозой её покупки, искать расположения инвесторов уже слишком поздно.

4. Последовательность. Отношения с инвесторами — непрерывная деятельность, а не серия чрезвычайных экспериментов.

5. Сохранение коммуникаций даже для плохих новостей. Компании должны встречаться с инвесторами как в хорошие, так и в плохие времена. Если новости плохи, инвесторы хотят знать, что делает менеджмент для разрешения проблем.

6. Инициатива коммуникаций должна исходить из компании и опережать инициативу коммуникаций со стороны инвесторов. Компания нуждается в благорасположении инвесторов, поэтому должна ухаживать за ними. Компания должна искать возможности информировать инвесторов о себе, вместо того, чтобы заставлять их обнаруживать нехватку такой информации . Торговля акциями в эпоху современных коммуникаций стала непрерывным 24-хчасовым процессом, обретающим все более глобальный (общемировой) масштаб. Поэтому постоянная, целенаправленная и квалифицированная деятельность по сохранению благорасположения к компании становится все более необходимой для её устойчивой позиции на рынке и в обществе в целом.

 


Заключение

IR (investor relations, связи с инвесторами) и PR (public relations, связи с общественностью) — слова, прочно вошедшие в деловую терминологию российских ком­паний. Ответы на вопросы, что общего в этих направ­лениях стратегических коммуникаций и в чем между ними разница, во многом позволяют определить опти­мальное распределение зон ответственности, подхо­дящее для бизнеса.

Investor Relations (IR) - отношения с инвесторами – особая составляющая корпоративных PR, которая формирует и поддерживает взаимовыгодные отношения с акционерами и другими членами финансового сообщества с целью максимизации рыночной стоимости организации.

В условиях кризиса и формирования новой посткризисной экономики, технологии IR, направленные на формирование доверия к компании или бренду и обеспечение привлекательности акций для индивидуальных и институциональных инвесторов и финансовых аналитиков, ведут к сохранению или повышению ценности акций компании и сокращению стоимости инвестиционного капитала.

Специалисты в области IR отслеживают рыночные тенденции и формируют адекватную финансовую информацию, консультируют руководство компании и отвечают на запросы. Основной инструментарий IR – годовые отчеты, отчеты о доходах, аналитические записки, страницы корпоративного сайта с финансовой информацией, материалы для экономической прессы. Специалисты в области IR, как правило – профессиональные финансисты, управленцы или юристы, имеющие значительный опыт практической работы в корпоративных организациях. 

Работа с финансовыми СМИ. Специа­листы по PR и IR должны плотно взаимодей­ствовать, чтобы исходящие в СМИ сообще­ния коррелировали и дополняли друг друга. Часто финансовые СМИ больше предпочита­ют получать корпоративную информацию IR-отделов — они считают, что в этом случае общение оказывается более детальным и до­стоверным. Это преимущественно касается публичных компаний.

Взаимодействие PR и IR в основном лежит в области так называемого бизнес-PR. Если говорить о потребительском PR, который лежит на стыке с маркетингом, или, например о внутренних коммуникациях, направленных на сотрудников компании, то в данном случае пересечений немного. Потре­бительские аудитории интересует в основном качество и разнообразие предоставляемых ус­луг или продаваемых продуктов. Финансовые показатели компании имеют для них второ­степенное значение. Коммуникации с сотруд­никами заточены на задачи HR и в основном работают на поддержание благоприятного климата в коллективе и имиджа привлекатель­ного работодателя.

Сейчас в мире принято разделять функ­ции investor relations и public relations. Но наиболее вероятно, что через некоторое время IR и PR станут частью одной макродисциплины, объединяющей все виды коммуникационных инструментов и использующей их в различ­ных вариациях для реализации непосредс­твенных задач бизнеса.


Список литературы

 

1.      Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2005. 99 с.

2.      Дубовицкая Е., Власова С. Говорим на языке инвесторов // Управление компанией.- июль 2006.- №07 (62)

3.      Финансы – Менеджмент – Маркетинг - Рынок ценных бумаг http://www.finance-economy.ru/

4.      Investor Relations: новое или давно забытое старое?! http://www.press-com.ru/success_story/articles/115

 

Информация о работе PR службы и акционеры компаний