Разработка антикризисной программы предприятия и оценка инвестиций для ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, магистерская работа

Описание работы

Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….
8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………………………….

12
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии ……….
12
1.2 Сущность антикризисного управления предприятием……………………
23
1.3 Виды антикризисных стратегий.………………………………………........
29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»……………………….. …

42
2.1 Общая характеристика производственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...

42
2.2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………...

54
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия…….
72
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»…..

76
3.1 Формирование стратегической программы на основе стратегии маркетинга……………………………………………………………………….

77
3.2 Бизнес-план по производству электрических соковыжималок и оценка инвестиций для его реализации………………………………………………...

82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 20 файлов

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

Доклад Олеся_исправл.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 1.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 10.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 2.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 3.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 4.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 5, 6.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 7.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 8.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лист 9.doc

— 61.50 Кб (Открыть, Скачать)

Аннотация.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ+.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 1+.doc

— 180.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2+.doc

— 384.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3+.doc

— 727.50 Кб (Скачать)

 

Исходя из видимых преимуществ и недостатков, предприятию необходимо подчеркивать преимущества своего изделия и постараться ликвидировать его недостатки.

4. Организационная структура предприятия.

Структура ФГУП завод «Электродеталь» соответствует функциональной департаментализации, что означает деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою конкретную задачу и функциональную обязанность.

Схема организационной структуры ФГУП завод «Электродеталь» приведена в Приложении А. Структура предприятия ФГУП Карачевского завода «Электродеталь» является линейной организационной структурой.

5. Исследование условий конкуренции.

Между фирмами, производителями электробытовой техники, всегда было соперничество за лучшую долю на рынке и они не намерены сдавать своих позиций фирмам-новичкам в данной отрасли. Именно поэтому существуют достаточно серьезные барьеры для входа  в данную отрасль, высоту которых следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли, так и предприятиям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль. Высота барьера определяется в нашем случае следующими факторами:

1. В целях сократить валовые издержки, фирмы-производители электробытовой техники оперируют большими объемами производства и используют эффект масштаба, что сдерживает вновь входящих в отрасль, поскольку их производственно-сбытовые издержки намного выше.

2. Большинство покупателей электробытовой техники имеют предпочтения и приверженность к “проверенным” маркам, и они не склонны доверять новым производителям, что влечет большие затраты для вновь входящих в отрасль.

3. Фиксированные затраты и затраты на новые основные фонды, связанные с входом в отрасль и необходимые для выпуска новой бытовой техники требуют значительных инвестиционных вложений, которые очень трудно найти желающим вступить в  эту отрасль.

4. Фирмы производители электробытовой техники имеют доступ к более дешевым источникам сырья и материалов, патентам, проводят дополнительные НИОКР, имеют отлаженные каналы сбыта и товародвижения, создавая при этом барьеры для новых производителей на пути их проникновения к источникам сырья и в функционирующие сбытовые сети.

5. Фирмы, функционирующие в отрасли, могут применять ответные действия к фирмам-новичкам, защищая свои интересы. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве (большинство отечественных фирм-производителей имеют государственную поддержку) и местных органах власти своих интересов, в результате чего доступ на рынок фирмам-новичкам закрыт.

Сила позиции поставщиков. Предприятие для производства электрической соковыжималки приобретает следующие материалы и комплектующие: провод обмоточный, пластик  АБС, нержавейка 12Х18Н9Т, алюминий. Затраты на эти материалы составляют 282 руб. (42,3 %) на 1 единицу выпускаемой продукции. Данные материалы и комплектующие представлены на рынке широко, и многие фирмы занимаются их реализацией. Предприятие имеет достаточно налаженные связи со своими поставщиками, но не испытывает реальной угрозы со стороны поставщиков, т.к. в случаи повышения цен на сырье фирма свободно может перейти к другим поставщикам.

Сила позиции покупателей. Сила позиции покупателей определяется следующим фактором: поскольку вся бытовая техника является товарами длительного пользования, покупатели приобретают ее в небольшом объеме. Это устраняет угрозу, которая возникает тогда, когда потребителей немного, и они приобретают продукцию в большом количестве, добиваясь крупных ценовых уступок.

Рассмотренные выше факторы определяют привлекательность отрасли и целесообразности вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень рентабельности предприятия.

Исследования, проведенные в указанных направлениях, дают предприятию возможность определить конкурентный климат, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

Конкуренция среди производителей в самой отрасли. Для рынка электрических соковыжималок были идентифицированы и проанализированы наиболее опасные конкуренты, данные о которых представлены в профиле конкурентов.

Профиль конкурентов. Непосредственно на территории  Брянской области ФГУП Карачевский завод «Электродеталь» имеет только одного конкурента по производству электрических соковыжималок – ОАО «Монолит», расположенное в г. Трубчевск. Однако на рынок города и области  поставляют свои изделия и производители из других регионов России и иностранные предприятия. В связи с этим, анализируя ситуацию на рынке сбыта данной продукции, можно прийти к выводу, что основными конкурентами являются отечественные и зарубежные производители, причем продукция последних почти всегда отличается высоким качеством, широким ассортиментом, разнообразием упаковки. Основной недостаток – высокие цены. Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что у нас есть довольно перспективная маркетинговая возможность сбыта продукции высокого качества по более низким ценам.

Основными конкурентами электрических соковыжималок являются изделия следующих фирм:

- ОАО «Монолит», г. Трубчевск;

- ФГУП Калужский завод телеграфной аппаратуры, г. Калуга;

- ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МИГ», г. Москва;

- РУП «Могилевский завод «Электродвигатель», г. Могилев;

- «VITEK», Австрия.

6. Маркетинг и сбыт.

Спрос выражает постоянно меняющуюся совокупную общественную потребность, представленную на рынке в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием. О спросе можно судить по затратам потребителей на покупки товаров.

В домашнем обиходе почти каждой российской семьи имеется какой-либо электромеханический бытовой прибор, будь то утюг, кофеварка, тостер, кухонный комбайн или электрическая соковыжималка. Потребность в них была всегда, не исчезла она и в настоящее время. Соответственно производители будут предлагать на рынок все новые и новые изделия, стремясь удовлетворять растущие потребности населения.

Структура производства основных электромеханических бытовых приборов российскими производителями в 2009году (рисунок.4).


Рисунок 4- Динамика структуры выпускаемых в России электромеханических бытовых приборов

 

Общий объем продаж этих изделий в России ежегодно возрастает в среднем на 12 %, однако объем продаж отечественной продукции на рынке в 2009 году вырос только на 3% по сравнению с 2008 годом. Тем не менее, спрос значительно превышает отечественное предложение и удовлетворяется за счет импорта.

В настоящее время российский рынок электромеханических бытовых приборов имеет ряд особенностей. В силу политической, экономической и социальной нестабильности, он находится в неустойчивом положении, но на его арена развернута настоящая конкурентная «война» между отечественными и зарубежными производителями, среди которых выделяются производители из ближнего (страны СНГ) и дальнего (Германия, Австрия, Франция, Голландия, США, Италия и т.д.) зарубежья.

Доля зарубежных производителей на российском рынке очень значительна, а положение прочное, т.к. многие из них в настоящий момент располагают заводами на территории России, что позволяет им конкурировать по качеству, ценам и дизайну с отечественными производителями. Кроме того, многие потребители предпочитают приобретать бытовую технику иностранных производителей ввиду ее престижа,  известности торговых марок и высокого качества.

Сегодня на рынке бытовой техники наблюдается следующее распределение производителей по долям (рисунок.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5- Распределение производителей электромеханических бытовых машин по долям

 

Для оценки степени монополизации рынка, которая обратно пропорциональна интенсивности конкуренции, используют CR4 – четырехдольный показатель концентрации, который характеризует общую долю четырех производителей с максимальным объемом товаров, поступающих на российский рынок. Если CR4 >0,75, то рынок монополизирован.

CR4 = 0,36+0,12+0,12+0,09 = 0,69

Видно, что на рынке не наблюдается монополия и его можно охарактеризовать как рынок монополистической конкуренции, для которого характерно:

- наличие множества фирм производителей;

- выпускаемые предприятиями однородные изделия широко дифференцированы.

Непосредственно электрические соковыжималки, производимые ФГУП Карачевский завод «Электродеталь», распределяются следующим образом:      г. Брянску и Брянской области – 55 % продаж, регионам – 45%. Таким образом, большинство изделий реализуется на рынке г. Брянска и Брянской области, следовательно, для анализа емкости рынка и тенденций его развития, важных для предприятия, целесообразно исследовать именно этот географический рынок.

Расчет рыночной доли фирмы осуществляется по данным о ресурсах фирмы (Vb) и объеме рынка (Vm) по формуле S = Vb/Vm = 1320/4600 = 0,2869.

Доля, занимаемая Карачевским заводом «Электродеталь» на рынке электрических соковыжималок в Брянской области, составляет 28,69 %, что характеризует его как одного из крупных производителей электрических соковыжималок в Брянской области.

Для окончательного анализа спроса и предложения необходимо рассчитать емкость рынка исследуемого продукта по формуле: С=П-Э+И, где С – емкость рынка, П – производство данного товара; Э – экспорт; И – импорт.

Данные об объемах экспорта и импорта электрических соковыжималок в Брянской области отсутствуют, поэтому вычислим емкость рынка электрических соковыжималок для России.

По данным, полученным на сайте Госкомстата РФ 2008 году в РФ было произведено 66,2 тыс. штук электрических соковыжималок, экспорт составил 12,2 тыс. штук, а импорт – 56,2 тыс. штук.

Емкость российского рынка электросоковыжималок в 2010 году = 66,2 – 12,2 + 56,2= =110,2 тыс. штук.

Определение тенденции развития.

Важнейшим направлением исследования рынка является определение текущих и прогнозных величин спроса. Проблема прогнозирования за последние десятилетия стала особенно сложной. Помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для предприятия это приведет.

Определим средний темп роста по формуле:

==102,95 %.

Методы прогнозирования, используемые при проведении маркетинговых исследований, чрезвычайно разнообразны. Воспользуемся одним из методов математической статистики при прогнозировании текущего уровня спроса.

На российском рынке электромеханических бытовых приборов, несмотря на нестабильное состояние внешней среды, в настоящее время наблюдается п овышенная активность производителей и потребителей. Небывало высока доля рынка импортных производителей, конкурировать с которыми отечественные предприятия не в состоянии. Поступающий на российский рынок импорт от престижных зарубежных производителей прочно занял на нем свои позиции.

В Брянской области существует аналогичная тенденция. Спрос на электромеханическую бытовую технику был всегда и в настоящее время он постоянно растет. Большая емкость рынка и факт его роста делает данную область деятельности привлекательной с точки зрения производителей. Непосредственно в производстве  и реализации электрических соковыжималок Карачевский завод «Электродеталь» занял значительную долю на рынке области и в ближайшее время он укрепит свои позиции на нем.

7. Финансовый план

Финансовый план отражает все финансовые вложения в проект и показывает его целесообразность или недопустимость. Финансовый план состоит из вводных данных, прямых и косвенных затратах, объеме производства, баланса, прибыли-убытки, кэш-фло, оценки рисков проекта и вывода о сроке окупаемости инвестиционного проекта, уровне рентабельности и объемах инвестиций.  В свою же очередь финансовый план строится исходя из результатов маркетингового исследования.

 

Таблица 16- Общие издержки по производству электрических

Наименование статьи

Сумма (руб.)

Платежи

УПРАВЛЕНИЕ

Управленческие расходы

~PE_Get( 29,0,0,1){24 000,00}

~PE_Get( 29,0,0,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

Охрана

~PE_Get( 29,0,1,1){56 000,00}

~PE_Get( 29,0,1,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

ПРОИЗВОДСТВО

Аренда помещений (600 кв.м.)

~PE_Get( 29,1,0,1){135 000,00}

~PE_Get( 29,1,0,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

Обслуживание линии

~PE_Get( 29,1,1,1){18 000,00}

~PE_Get( 29,1,1,3){Ежемесячно, с 19  мес.}

Содержание помещений

~PE_Get( 29,1,2,1){3 000,00}

~PE_Get( 29,1,2,3){Ежемесячно, с 10  мес.}

Электроэнергия

~PE_Get( 29,1,3,1){ }

~PE_Get( 29,1,3,3){По сложной схеме }

Страховка оборудования

~PE_Get( 29,1,4,1){44 200,00}

~PE_Get( 29,1,4,3){Раз в год, весь период пр-ва}

Коммунальные расходы

~PE_Get( 29,1,5,1){10 800,00}

~PE_Get( 29,1,5,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

Электроэнергия для освещения

~PE_Get( 29,1,6,1){1 600,00}

~PE_Get( 29,1,6,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

МАРКЕТИНГ

Реклама в прессе

~PE_Get( 29,2,0,1){15 000,00}

~PE_Get( 29,2,0,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

Наружная реклама

~PE_Get( 29,2,1,1){65 000,00}

~PE_Get( 29,2,1,3){Ежемесячно, с 6  мес.}

Реклама в интернет

~PE_Get( 29,2,2,1){14 000,00}

~PE_Get( 29,2,2,3){Ежемесячно, с 5  мес.}

Прочая реклама

~PE_Get( 29,2,3,1){15 000,00}

~PE_Get( 29,2,3,3){Ежемесячно, весь период пр-ва}

ЗАКЛЮЧЕНИЕ+.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание+.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульники+.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ+.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Разработка антикризисной программы предприятия и оценка инвестиций для ее реализации