Управление системой набора, отбора и найма персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов набора, найма и отбора персонала.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 102.07 Кб (Скачать)

      Существующая  в Филиале организационная структура  соответствует следующим принципам  построения:

      - гибкость – способность быстро  перестраиваться в соответствии  с изменениями, происходящими  в персонале и на производстве;

      - централизация;

      - специализация – закрепление  за каждым подразделением определенных  функций управления;

      - нормоуправляемость – закрепление  за каждым руководителем оптимального  количества подчиненных;

      - единство прав и ответственности  – все права и ответственность  подразделений и сотрудников  находятся в единстве;

      - разграничение полномочий – линейное  руководство обеспечивает принятие  решений, а функциональное руководство  обеспечивает подготовку и реализацию  решений;

      - экономичность.

        Среди преимуществ данной структуры  управления можно выделить следующие:

      - обеспечение стимулирования профессиональной  специализации,

      - рациональность, отсутствие дублирования  функций,

      - обеспечение высокого уровня  технического решения проблем,

      - обеспечение высокой степени  координации взаимодействия внутри  организации. 

     2.2 Характеристика персонала  Оренбургского филиала  ОАО «ВолгаТелеком» 

     Рассмотрим  сведения, характеризующие персонал Филиала за три года: 2007, 2008, 2009 гг. Списочная численность Филиала  на 01.01.2010 года составила 2596 человек, динамика списочной численности 2007 - 2009 гг. представлена в Таблице 6 

     Таблица 6 - Динамика списочной численности персонала 

Год 2007 год 2008 год Темп прироста, % 2009 год Темп прироста, %
Количество, чел. 3354 3235 -3,6 2596 -19,75

     В 2008 г. по сравнению с 2007 г. произошло  снижение списочной численности  персонала на 3,6 %, а в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. на 19,75 %.  Причинами снижения численности послужили: оптимизация  организационной структуры Филиала, внедрение современных телекоммуникационных технологий, замена АТС координатной и декадно-шаговой системы на цифровые АТС. Эффективность использования  трудовых ресурсов наглядно отражает показатель количества линий, обслуживаемых  одним работником. По итогам 2009 г. он составил 110,9, 2008 г. – 103,4, что также  превышает показатель 2007 г. – 95,0.

     За  рассматриваемый период прослеживается тенденция снижения абсолютного  показателя численности и удельного  веса рабочих в общей структуре  персонала. Вместе с тем происходит постепенный рост доли специалистов, что свидетельствует о снижении объема трудоемкой, низкоквалифицированной работы и внедрении нового оборудования, современных телекоммуникационных технологий, требующих специальной  подготовки персонала. Удельный вес  руководителей при сравнении 2009 и 2008 гг. снижается (их доля в 2007 г. и 2008 г. одинакова). Качественный состав персонала по категориям за период 2007 – 2009 гг. представлен в Таблице 7. 

     Таблица 7 - Качественный состав персонала по категориям  

Показатель 2007г., чел. Удельный вес, % 2008г., чел. Удельный вес, % 2009г., чел. Удельный вес, %
Руководители 282 8,4 273 8,4 171 7,4
Специалисты 1003 29,9 983 30,4 936 36,0
Рабочие 2048 61,1 1957 60,5 1477 56,9
Служащие 21 0,6 22 0,7 12 0,5
Итого 3354 100 3235 100 2596 100
 

     Доля  работников в возрасте до 40 лет и  от 40 до 50 лет за 2009 г. увеличилась, в  отличие от возрастной группы –  старше 50 лет. Эта группа имеет тенденцию  к снижению численности. Эти результаты свидетельствуют о тенденциях омоложения трудового коллектива.

     Качественный  состав персонала по возрасту за период 2007 – 2009 гг. представлен в Таблице  8. 

     Таблица 8 - Качественный состав персонала по возрасту  

Показатель 2007 г., чел. Удельный вес, % 2008 г., чел. Удельный вес, % 2009 г., чел. Удельный вес, %
До 40 лет 1388 41,4 1307 40,4 1093 42,1
От 40 до 50 лет 1246 37,1 1199 37,1 1023 39,4
Старше 50 лет 720 21,5 729 22,5 480 18,5
Итого 3354 100 3235 100 2596 100
 

     Удельный  вес женщин в общей численности  персонала имеет более низкое значение, чем удельный вес мужчин за все рассматриваемые годы работы. Численность мужчин в коллективе Филиала является доминантной (см. Таблицу  9). 

     Таблица 9 - Качественный состав персонала по полу  

Показатель 2007 г., чел. Удельный вес, % 2008 г., чел. Удельный вес, % 2009 г., чел. Удельный вес, %
Женщины 1427 42,5 1357 41,9 966 37,2
Мужчины 1927 57,5 1878 58,1 1630 62,8
Итого 3354 100 3235 100 2596 100
 

     Динамика  роста количества работников с образованием выше среднего связана с тем, что  политика организации направлена на непрерывное образование персонала, его квалификационный рост (см. Таблицу  10). 

     Таблица 10 - Качественный состав персонала по образованию  

Показатель 2007г., чел. Удельный вес, % 2008г., чел. Удельный вес, % 2009г., чел. Удельный вес, %
Высшее  профессион. 984 29,3 1012 31,3 950 36,6
Среднее профессион. 934 27,9 1329 41,1 1098 42,3
Среднее общее 1342 40,0 894 27,6 548 21,1
Неполное  среднее 94 2,8 0 0 0 0
Итого 3354 100 3235 100 2596 100

     Списочная численность работников Филиала  за 2009 год уменьшилась на 19,75% и  составила 2596 человек; численность  принятых работников снизилась на 10,4 % , а выбывших – увеличилась на 109,9 %. В таблице 11 представлены сведения о движении персонала за период 2007 – 2009 гг. 

     Таблица 11 - Численность принятых и уволенных, текучесть кадров 

Показатель 2007 г. 2008 г. Темп прироста, % 2009 г. Темп прироста, %
Количество  принятых, чел. 498 326 -34,5 292 -10,4
Количество  уволенных, чел. 586 445 -24,1 934 +109,9
Текучесть, % 5,2 4,1 -21,2 6,9 +68,3
 

     Наблюдается тенденция превышения численности  уволенных по различным основаниям сотрудников над численностью принятых на работу сотрудников как в 2009 г., так и в предыдущие 2 года, что  привело к снижению общей численности  персонала.

     У показателя текучести кадров произошло  снижение в 2008 г. по сравнению с 2007  г. на 21,2% и увеличение в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. на 68,3%. На предприятии показатель текучести в пределах 7% считается  нормой, но все же его увеличение за последний год настораживает  и, следовательно, необходимо осуществлять мероприятия по его снижению. 

     2.3 Система найма,  подбора, отбора  и оценки персонала   в Оренбургском  филиале ОАО «ВолгаТелеком» 

     Работа  с персоналом на предприятии возложена  на Управление по работе с персоналом, которое является структурным подразделением аппарата управления Филиала. Непосредственное руководство Управлением осуществляет начальник Управления, который непосредственно  подчиняется директору Филиала.

     В состав Управления входят следующие  подразделения:

     1) отдел кадровой политики, организационного  развития и мотивации труда;

     2) отдел по работе с персоналом;

     3) отдел развития персонала.

     Основные  функции Управления по работе с персоналом выглядят следующим образом:

  1. Работа с персоналом и обеспечение человеческими ресурсами (осуществляет Отдел по работе с персоналом):
  2.      
  3. - разработка  внутренних нормативных документов  по работе с персоналом;
  4.      
  5. - планирование  мероприятий по обеспечению потребности  в персонале;
  6.      
  7. - подбор и  расстановка кадров с учетом  деловых и моральных качеств,  профессиональной квалификации  и опыта работы;
  8.      
  9. - анализ причин  текучести кадров, разработка и  реализация мероприятий по их  снижению;
  10.      
  11. - анализ состояния  трудовой дисциплины, контроль за  соблюдением правил ВТР;
  12.      
  13. - контроль  соблюдения условий труда и  использования рабочего времени  в подразделениях.
  14. Учет персонала (осуществляет Отдел по работе с персоналом):
  15.      
  16. - взаимодействие  с органами службы занятости;
  17.      
  18. - составление  и контроль выполнения графика  отпусков, оформление отпусков и  листков нетрудоспособности персонала;
  19.      
  20. - оформление  приема, перевода, перемещения и  увольнения работников Филиала;
  21.      
  22. - ведение установленной  документации по кадровым вопросам: личных дел, трудовых книжек  и др.
  23. Разработка и реализация социальных программ (осуществляет Отдел по работе с персоналом):
  24.      
  25. - оформление  документов, необходимых для назначения  пенсий и пособий, взаимодействие  с органами социального обеспечения,  ПФР, НПФ;
  26.      
  27. - подготовка  списков работников для оформления  полисов медицинского страхования  персонала, составление списков  работников для прохождения медицинского  осмотра и др.
  28. Развитие и оценка персонала (осуществляет Отдел развития персонала):
  29.      
  30. - планирование  и разработка методологии проведения  оценки персонала;
  31.      
  32. - формирование  и подготовка резерва на руководящие  должности, управление профессионально-квалификационным  развитием работников Филиала;
  33.      
  34. - разработка  программ и обеспечение повышения  уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников  в соответствии с целями и  стратегией предприятия, кадровой  политикой, имеющимися ресурсами  и интересами работников, планирование  и контроль расходов по этому  направлению.
  35. Формирование и сопровождение кадровой политики (осуществляет Отдел по работе с персоналом):
  36.      
  37. - управление  корпоративной культурой, разработка  и проведение мероприятий по  ее совершенствованию;
  38.      
  39. - изучение  социально-психологического климата  в коллективе, работа с конфликтами;
  40.      
  41. - проведение  анализа качественного состава  персонала и осуществление мероприятий,  направленных на его улучшение;
  42.      
  43. - осуществление  мероприятий по работе с молодыми  специалистами и рабочими, по  адаптации персонала, организация  производственной практики и  стажировок;
  44.      
  45. - подготовка  предложений по поощрению работников, представлению их к наградам.
  46. Сопровождение и оптимизация организационных структур (осуществляет отдел кадровой политики, организационного развития и мотивации труда):
  47.      
  48. - разработка  Положений о структурных подразделениях  Филиала, должностных инструкций  работников и квалификационных  требований к ним;
  49.      
  50. - анализ трудовых  процессов, организационных структур  управления, выявление роста производительности  труда;
  51.      
  52. - разработка  мероприятий по оптимизации численности  и штата и др.
  53. Формирование и реализация системы оплаты труда (осуществляет отдел кадровой политики, организационного развития и мотивации труда):
  54.      
  55. - разработка  бюджета расходов на персонал;
  56.      
  57. - анализ эффективности  применения действующих форм  и систем оплаты труда, материального  и морального стимулирования, разработка  положений о премировании работников;
  58.      
  59. - разработка  проектов штатных расписаний, формирование  и ведение баз данных по  труду и з/пл, численности работников;
  60.      
  61. - учет показателей  по труду и з/пл, их анализ, отчетность  и др.
  62. Организация и нормирование труда (осуществляет отдел кадровой политики, организационного развития и мотивации труда):
  63.      
  64. - разработка  рациональных режимов работы  Филиала и его подразделений,  контроль за планированием и  учетом рабочего времени в  подразделениях.
  65.      
  66. - участие в  мероприятиях по аттестации рабочих  мест Филиала.
  67.      
  68. - организация  работ по нормированию труда,  расчетам норм, анализу их качества  и своевременному пересмотру.

Информация о работе Управление системой набора, отбора и найма персонала предприятия