Шпаргалки по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

шпаргалки по политологии 2 курс
.Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Платон, Аристотель, Демокрит).
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

Работа содержит 1 файл

Политология шп.docx

— 80.30 Кб (Скачать)
 
 
 
13. Политическая система:  сущность понятия,  структура, функции. 

Понятие «политическая система» – это определение организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупности взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.

Понятие политическая система обозначает характерные  для определенного общества структуры  политической деятельности и отношений  и типы политического процесса.

Структура политической системы означает, из каких элементов  она состоит, как они между  собой взаимосвязаны.

Выделяют  следующие компоненты политической системы:

1.политическая  организация общества, включающая  в себя государство, политические  партии и движения, общественные  организации и объединения, трудовые  коллективы.

2.политическое  сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы. 

3.социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политическую жизнь общества  и процесс осуществления политической  власти.

4.политические  отношения, складывающиеся между  элементами системы по поводу  политической власти.

5.политическая  практика, состоящая из политической  деятельности.

Сущность  политической системы  общества наиболее ярко проявляется в  ее функциях. Выделяют следующие функции  политической системы:

1.Обеспечение  политической власти для определенной  социальной группы или для  большинства членов данного общества 

2.Управление  различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства  населения 

3.Мобилизация  средств и ресурсов, необходимых  для достижения этих целей  и задач Выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных  интересов никакая политика невозможна).

4.Удовлетворение  интересов различных субъектов  политических отношений посредством  распределения материальных и  духовных ценностей в соответствии  с теми или иными идеалами  конкретного общества (именно в  сфере распределения сталкиваются  интересы разнообразных общностей  людей).

5.Интеграция  общества, создание необходимых  условий для взаимодействия различных  элементов его структуры (объединяя  разные политические силы, политическая  система пытается сглаживать, снимать  неизбежно возникающие в обществе  противоречия, преодолевать конфликты,  устранять коллизии).

6.Политическая  социализация (посредством которой  формируется политическое сознание  индивида и он включается в  работу конкретных политических  механизмов, благодаря чему происходит  воспроизводство политической системы  путем обучения все новых членов  общества и приобщения их к  политическому участию и деятельности).

7.Легитимация  политической власти (т.е. достижение  определенной степени соответствия  реальной политической жизни  официальным политическим и правовым  нормам). 

14. Основные типы  современных политических  систем. 

Политическая  система общества — сложная, разветвленная, целостная, упорядоченная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая  система общества представляет собой  одну из частей общественной системы  и взаимодействует с другими  ее подсистемами: социальной, экономической, этической, правовой, культурной.

Модификации типов политических систем

в зависимости:

1.от  уровня и формы  организации политической  жизни:

-национальное  государство;

-субнациональные политические системы (племенные сообщества, сельские общины, города, регионы);

-наднациональные,  международные системы (империи, конфедерации, сообщества, лиги, ООН);

2.от  характера политического  режима и уровня  развития гражданского общества (Р. Арон, У. Ростоу и др.):

-традиционные, модернизированные демократии;

-тоталитарные (недемократические)  системы;

3.по  характеру взаимодействия  со средой:

-открытые;

-закрытые;

4.по  политическим культурам  и их выражениям  в формах организации  власти (по Г. Алмонду):

-англо-американская;

-континентально-европейская;

-доиндустриальная и частично-индустриальная;

-тоталитарная. 
 

 
 
 
 
 
 
15. Природа и сущность  политического лидерства.  Проблемы политического  лидерства в современном  российском обществе. 

Политическое  лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Лидер (с английского  — "ведущий, руководящий") — авторитетный член партии, общественной организации, объединения  или малой группы, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.

О лидере говорят  как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде  группы, который благодаря энергии  и активности пользуется доверием и  поддержкой; как о человеке, управляющем  другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы.

Политический  лидер - это не просто человек, который  руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Крупный политический лидер - это всегда смелая, яркая  личность. Это человек, умеющий завоевывать  популярность благодаря не только коммуникативным  и ораторским способностям, но и  умению выражать запросы и интересы людей.

Политическое  лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно  отражает политические процессы и отношения  в высших структурах власти, фиксирует  властные отношения между субъектом  и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидера характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан.

Факторы, определяющие характер политического лидерства 

- личностные  черты лидеров; 

- инструменты  осуществления ими власти;

- ситуации, с  которыми сталкивается лидер. 

В настоящее  время в России все чаще встречаются  лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.

Политическое  лидерство сегодня - это особого  рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором  полит. предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика  превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

16. Типология и функции  лидерства. 

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Лидер (с английского  — "ведущий, руководящий") — авторитетный член партии, общественной организации, объединения  или малой группы, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.

О лидере говорят  как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде  группы, который благодаря энергии  и активности пользуется доверием и  поддержкой; как о человеке, управляющем  другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы.

Политический  лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов.

Политический  лидерэто человек, который оказывает влияние, определенное воздействие на людей, занимает ведущее положение у власти и пользуется популярностью у народа.

Политическое  лидерство – феномен качества человека, позволяющее ему оказывать определяющее воздействие на людей, занимающий ведущее положение в обществе и пользующийся авторитетом у граждан.

В структуре  политического лидерства обычно выделяют три главных компонента :

1. Индивидуальные  черты лидера.

2. Ресурсы,  или инструменты, которыми он  располагает.

3. Ситуация, в которой он действует и  которая оказывает на него  влияние.

Все эти  компоненты прямо влияют на эффективность  лидерства.

Функции политических лидеров:

  1. Диагностическая (аналитическая)
  2. Разработка программы деятельности
  3. Мобилизация
 

В России:

1. Интегративная (интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).

2. Инструменталистская  (способность обеспечивать механизм  осуществления своего курса)

3. Мобилизационная  (возможность лидера обеспечить  реализацию своего курса поддержкой  народа)

4. Социальный  арбитраж (защита прав населения)

Типология политических лидеров:

1. Автократический  тип, предполагающий неограниченную  личную власть, жесткое давление  на общественные структуры, насилие  как атрибут авторитарного стиля.  В тоталитарной общественой системе к такому типу можно отнести лидеров известных тоталитарных режимов ( сталинизм, фашизм).

2. Либеральный  стиль, предполагающий гибкое  политическое реагирование на  происходящие в обществе процессы: реформирование сверху с опережением  событий, политическое прогнозирование.  Нередко этот стиль политического  лидера приводит к отчуждению  масс от реального политического  творчества, к видимости демократических  реформ и политических свобод.

3. Демократический  стиль не был характерен для  российской политической истории  как политическая традиция. Данный  стиль в чистом виде не представлен  ни в одной стране. Демократический  стиль основан на всемерном  привлечении широких слоев населения  к управленческой политической  деятельности в элементарных  повседневных формах, к высшему  типу политической деятельности - политическому творчеству. Данный  стиль создает предпосылки для  становления самоорганизации и  саморегулирования общества и  его структур. 

 
 
 
17. Теория лидерства  в современной  политологии. 

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Лидер (с английского  — "ведущий, руководящий") — авторитетный член партии, общественной организации, объединения  или малой группы, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях.

О лидере говорят  как о человеке, за которым идут без принуждения; как об авангарде  группы, который благодаря энергии  и активности пользуется доверием и  поддержкой; как о человеке, управляющем  другими людьми, добровольно следующими за ним. Данное сообщество признает за лидером право руководить. Лидер, тот, кто решает за других, определяет программу действий группы.

Современные концепции лидерства:

1."Теория черт". Лидерство — феномен, порождаемый особыми чертами лидера. Он трактуется здесь как человек, наделенный особыми способностями: умом, волевыми качествами, энергией и т. д.

2."Ситуационная  теория". Лидерство — функция  ситуации, ответ на потребность  в лидерстве. Не отрицая значения  черт, эта концепция отдает предпочтение  условиям, при этом игнорируется момент активности личности по отношению к ситуации.

3.Теория конституентов. Лидерство — функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей. Лидер здесь выступает как выразитель интересов конституентов, т. е. в сущности не более, чем инструмент группы, "тайна лидера" заключена не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей.

4.Психологические   концепции   (например,   по 3. Фрейду в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера).

5.Интерактивный  анализ — попытка осуществить  комплексное исследование лидерства,  учитывая все его компоненты.

19. Типология политической  культуры.

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и  навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Выделяют  три вида политической культуры:

Наиболее  известная типология  политических культур принадлежащая Г. Алмонду и С. Верба:

1.приходская  культура:

-Характеризуется  безразличным отношением к национальной  политической системе, что выражается  в отсутствии реакции граждан  на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной  власти и, наоборот, заинтересованности  политической жизнью «на местах».       

2.зависимая  культура:

-Отличается  большей заинтересованностью в  деятельности властей. Граждане  имеют свое представление о  власти, но они покорны ей, даже  при негативном характере ее  деятельности. При таком типе  политической культуры граждане  не надеются личным участием  изменить что-либо в деятельности  властей, являясь лишь "наблюдателями".     

3.культура  участия:

- характеризуется  активностью участия. Граждане  считают себя вправе влиять  на власть, они осуществляют это  «вмешательство», участвуя в выборах,  в деятельности партий, групп  давления. При такой классификации  имеется в виду, что демократия  — это тот идеальный режим,  который должен быть принят  за образец, но это положение  не является бесспорным для  всех

Также выделяют такие виды:

1) по степени согласованности во взаимодействии политических субкультур

2) по базовым ценностям;

3) по ориентации  общества на те или иные механизмы функционирования политической системы;  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
20. Политическая культура  в системе общечеловеческой  культуры.

Политическая  культура является ядром политической жизни общества. Это часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Функции политической культуры:

1.познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

2. интегративная – достижение на основе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы и данного политического режима

3.коммуникативная – обеспечение связи между участниками политического процесса между управляющими и управляемыми и между равнозначными участниками политического процесса: представителями властвующей элиты, политическими партиями, гражданами;

4.обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

5. нормативно-регулятивная – формирование и закрепление в общественном сознании определенные политических установок, ценностей, целей, мотивов и норм поведения;

6) воспитательная – политическая социализация– формирование личности гражданина.

Политическая  культура не остается неизменной. В любом реальном обществе всегда представлены несколько доминирующих типов политической культуры, носителями которой являются те или иные социальные классы, слои, группы. Наибольшее влияние на изменение политической культуры оказывают такие общественно-политические институты, как 1) государство; 2) политические партии, общественно-политические движения, неполитические организации; 3) религия и церковь; 4) СМИ; 5) бизнес (особенно в странах с рыночной экономикой); 6) армия (особенно в условиях авторитаризма и тоталитаризма); 7) семья; 8) учебные заведения.

22. Политические права  граждан. Проблемы  демократии в современной  России.  

В отличие от личных прав, которые принадлежат  каждому человеку, многие политические права и свободы  принадлежат только гражданам государства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как  человеку, так и  гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются  государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству  и прямые антиправительственные  действия (демонстрации, митинги и др.).

- Свобода печати и информации. Первоосновой свободы печати, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.

Политические  права граждан  РФ:

1. Право участвовать  в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей. 
2. Право избирать и быть избранными в органы гос. власти и мест. самоуп., а также участвовать в референдуме. 
3. Граждане РФ имеют равный доступ к гос. службе. 
Право поступления на гос. службу имеют гр-не РФ, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет 
4. Право участвовать в отправлении правосудия. 
5. Право обращаться лично и направлять индивид. и коллективные обращения в гос. органы и местного самоуправления. 
6. Право на объединение. 
7. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
23. Основные принципы  современной демократии. 

Демократия —  народовластие. Форма устройства любой  организации, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления и принятий решения в них по большинству; Идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение; Демократия— развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства.

Особенности демократии:

1.конституционные  признаки:

- признание народа  источником власти, суверенном в государстве;

- периодическая выборность  основных органов  государства;

- равенство прав  граждан на участие  в управлении государством;

2.законодательная,  исполнительная и судебная власть  отделены друг от друга;

3.всеобщие, тайные, равные и прямые выборы представителей  на определенный срок в органы  местного и государственного  управления;

4.критика властей  и любых ее представителей;

5.постоянное  изучение общественного мнения  всего населения; 

Типология демократии:

- прямая (непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений, контроле за их реализацией);

- плебисцитная (волеизъявление народа посредством референдумов, опросов, народных собраний, митингов, демонстраций и т. п.);

- представительная (опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения).

Преимущества  демократии:

-Подконтрольность  власти народом, защита граждан от государственного произвола.

-Предоставление  народам индивидуальной свободы и ответственности.

-Наилучшие возможности  общественного и индивидуального развития.

-Реализация  гуманистических ценностей: свободы,  равноправия, справедливости, социального  творчества.

-Свобода информации  и плюрализм общественной жизни  в целом.

-Уважение закона  и прав человека.

-Социальное  раскрепощение личности, уважение  ее достоинства и независимости  мышления.

24. Понятие демократии. Основные теории  демократии. 

Демократия — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. В переводе с греческого языка «демос» означает народ.

Существует 2 вида демократии: прямая и косвенная.

Прямая - непосредственное управление государством исходит от всего народа.

Косвенная - народ выбирает определенных лиц, которые управляют страной, в согласии с мнением народа.

При такой форме  правления, движущей слой должен быть свод принципов и мер, которые  направлены на защиту свободы человека. В демократических странах, «свобода человека» возводится в рамки  закона. При демократии учитываются  все волеизлияния населения (большинства), их мнение должно уважаться и ревностно  защищаться. Включая мнения различных  меньшинств.

Теория  демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах.

В современной теории демократии есть три  основных направления:

- Феноменологическая теория  - описывает и классифицирует существующие демократические системы.

- Объяснительная теория  - пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий.

- Нормативная теория - предметом этой теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе. 

Согласно  выводам теории, демократия представляет собой  не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления.

Информация о работе Шпаргалки по политологии