Ювенальная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:16, реферат

Описание работы

Движение современного общества к качественно новому состоянию, в основе которого находятся общечеловеческие ценности – гуманизм и сотрудничество, защита и реализация прав человека, обусловили возникновение и развитие новой интегративной науки о молодежи – ювенологии. Важное место в ювенологии занимает исследование комплекса вопросов, связанных с социальной защитой и поддержкой детей и подростков, как наиболее уязвимой в социальном аспекте части населения; изучение правового регулирования системы подросток и семья.

Содержание

Введение 3

1.Опыт работы ювенальных судов 8

1.1 В дореволюционной России 8
1.2 Во Франции 12

1.3 В Ростовской области РФ ( на современном этапе) 15

2. Деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних в РТ 21

2.1. Нормативно-правовая база, цели, задачи и основные понятия 22
2.2. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

по данным Республиканской Комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав 28

2.3 Сравнительный анализ деятельности Комиссий по

делам несовершеннолетних и защите их прав в отдельных районах

Республики Татарстан 34

2.4 Межведомственное взаимодействие профилактики
противоправного поведения несовершеннолетних в

Зеленодольском муниципальном районе 36

3. Заключение 48

4.Список источников и использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Реферат для Елены Николаевны.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

  Ювенальный  судья при рассмотрении дела всесторонне взвешивает обстоятельства совершения преступления и личность подростка.

  Помощник  судьи с функциями социального  работника готовит для суда «Карту социального сопровождения несовершеннолетнего  правонарушителя». В ней отражается  подробные сведения о совершенном подростком правонарушении, его образовании, родителях, особенностях семейного воспитания, бытовых условиях, прежней судимости, взаимоотношениях со сверстниками, здоровье, психических аномалиях, интересах, склонностях, способностях. Помощник судьи подготавливает предложения о назначении подростку наказания, не связанного с изоляцией от общества, и составляет индивидуальную программу реабилитации. Указанная программа реализуется службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 года №120-ФЗ) и предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в трудоустройстве, продолжении обучения, психологической коррекции и т.д.

     Положительно  в плане снижения рецидива зарекомендовала  себя практика взаимодействия  ювенального  суда с уголовно-исполнительной инспекцией. Программа реабилитации, определенная судом практически снимает проблемы, с которыми ранее сталкивались работники уголовно-исполнительных инспекций. Не возникает  сложностей при решении вопросов трудоустройства осужденных несовершеннолетних, возвращении их в общеобразовательные учреждения.

     Согласно  проведенному анализу на протяжении двух лет в городе Таганроге нет рецидива среди несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно- исполнительной инспекции.9

     В результате проводимой работы на территории Ростовской области создано 14 прообразов ювенальных судов, в которых помимо специализации судей по рассмотрению дел несовершеннолетних, в штатные расписания судов были введены должности помощников судей с функциями социального работника (социальные работники при суде), на постоянной основе по каждому несовершеннолетнему, представшему перед судом за преступление или правонарушение. Таким образом, обеспечено взаимодействие судей, социальных работников с работниками органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     В работе ювенальные судьи и помощник судьи с функциями социального работника тесно взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних в решении проблем каждого подростка, оказавшегося в орбите суда, по поручению суда данными органами, и прежде всего, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляется индивидуальная программа профилактики в отношении каждого несовершеннолетнего.

     В Ростовской области успешно действует  практика использования частных постановлений судов как основа помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом. Такие частные постановления суда, вынесенные по результатам рассмотрения дела о преступлении несовершеннолетнего, «запускают» программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, которую суд поручает провести органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, суд контролирует её исполнение названными органами и после судебного решения.

     Хочется  отметить, что даже краткосрочный опыт деятельности ювенальных судов в Ростовской области привел к очевидным позитивным процессам, включая снижение рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

     В Ростовской области уже в 2002-2003 г.г. наметилась тенденция стабилизации и снижения числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления (рецидив).

     Так, совершили повторные преступления по области в целом:

     - в 2002 г. – 210 лиц, 

     - в 2003 г. – 215 (возросло на 2,4% по сравнению с предыдущим),

     - в 2004 г. – 168 (отмечено снижение  на 21,9%).

     За 6 месяцев 2005 года (по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года) снижение рецидивной преступности среди  несовершеннолетних по области составило 15,2 % (всего таких в текущем  периоде 95, по сравнению со 122 лицами за 6 месяцев 2004 года).

     Опыт  внедрения ювенальных технологий  в Ростовской области, в том числе, уровень взаимодействия исполнительной, законодательной  и судебной власти при формировании региональной системы  ювенальной юстиции, получил положительную  оценку со стороны Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ,  Государственной Думы РФ.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Деятельность комиссий  по делам 

несовершеннолетних  в Республике Татарстан 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Деятельность комиссий  по делам 

несовершеннолетних  в Республике Татарстан 

     В Послании Президента Республики Татарстан  Государственному Совету от 2007 года  выделены приоритетные направления  в работе с несовершеннолетними.

     «В системе воспитания важная роль приходится на семью. Нам необходима общереспубликанская программа возрождения и развития традиций и ценностей семейного воспитания. Сегодня, на фоне сокращения рождаемости и ухудшения демографической ситуации, более всего, нас волнуют проблемы сиротства и беспризорности…..

Решению этих проблем должна способствовать  Республиканская программа « Здоровая семья», рассчитанная на 2008-2010 годы………

Руководителям органов местного самоуправления необходимо обеспечить реализацию республиканской  и муниципальных программ по профилактике правонарушений, обеспечить работу административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Нормативно-правовая  база, цели, задачи  и основные понятия  

В своей деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав должны руководствоваться Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Основными являются:

1.Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан.

2.Федеральный  закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации.

3. Федеральный закон от 8 января 1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации.

4.Закон  Республики Татарстан №143-ЗРТ  от 30 декабря 2005 года «О наделении  органов местного самоуправления  государственными полномочиями  по образованию и организации  деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

5.Федеральный  закон №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об  основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

6. «Положение  о Комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.06.1967 г.

7. «Временное  положение о деятельности комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.

8. Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

11.Гражданский кодекс Российской Федерации.

12.Семейный  кодекс Российской Федерации.

13.Трудовой  кодекс Российской Федерации.

14.Жилищный  кодекс Российской Федерации.

15.Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Образовании».

16.Федеральный  закон от 10 декабря 1995 года «Об  основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации».

17. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции».

18. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

20. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

21. Послание  Президента Республики Татарстан  Государственному Совету,2007- 

В ст.11 Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999года даны основные направления деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление  мер по защите и восстановлению  прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2)осуществление  мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по

координации вопросов, связанных с соблюдением  условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с  обращением с несовершеннолетними  в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4)подготовку  совместно с соответствующими  органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних  в специальных учебно-воспитательных  учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5)рассмотрение  представлений органа управления  образовательного учреждения об  исключении несовершеннолетних, не  получивших основного общего  образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

6)оказание  помощи в трудовом и бытовом  устройстве несовершеннолетних, освобожденных  из учреждений уголовно-исполнительной  системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7)применение  мер воздействия в отношении  несовершеннолетних, их  родителей  или иных законных представителей  в случаях и порядке, которые  предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.11

В соответствии с Федеральными законами №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», №195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», №124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях ребенка Российской Федерации», ведомственными нормативными актами и инструктивно-методическими материалами вводятся следующие основные понятия, используемые в работе с подростками девиантного поведения и их семьями.12

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Информация о работе Ювенальная преступность