Банк на рынке кредитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы формы, виды и сущность банковского кредитования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
Достижению цели способствовала реализация следующих задач:
1. дать понятие и сущность банковского кредита;
2. видовая классификация кредитования;
3. изучение особенностей различных типов кредитования предпринимательства;
4. анализ специфических особенностей развития видов и форм кредитования в Казахстане;
5. перспективы развития кредитования предпринимательства в Республике Казахстан.

Содержание

Введение
1 теоретические аспекты деятельности банка на рынке кредитов
1.1 Понятие и сущность банковского кредитования
1.2 Функции банковских кредитов
1.3 Факторы и формы кредитования
2 Анализ деятельности казахстанских банков на рынке кредитов
2.1 Анализ банковского сектора РК
2.2 Анализ кредитного портфеля коммерческих банков
2.3 Анализ проблем усиления кредитных рисков в связи с кризисом
3 пути снижения рисков кредитования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Банк на рынке кредитов.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

- предыдущий опыт по убыткам;

- рост кредитного портфеля;

- качество управления в областях кредитования;

- возврат кредитов и практику взыскания кредитов;

- изменения в национальной и местной экономической и конкурентной среде;

- анализ работы с убыточными активами.

Основным содержанием отдельных компонентов системы управления кредитными рисками должно быть:

- накопление и анализ новых инструментов и видов кредитования, методического и документального обеспечения и информации;

- планирование и организация деятельности кредитного управления, управления рисками и службы внутреннего контроля кредитной организации в направлении достижения минимизации рисков;

- разработка и отбор мер воздействия на размеры и условия выделения средств и их использования, отраслевые и региональные приоритеты, разработка методов оценки производственного, финансового, коммерческого рисков ликвидности кредитной сделки и других сопутствующих рисков со стороны соответствующих служб кредитной организации;

- установление постоянного целесообразного взаимодействия между руководством кредитуемого юридического лица и соответствующими службами кредитной организации: кредитным управлением, управлением рисками и службами внутреннего контроля банка, а также перечисленными службами кредитной организации друг с другом;

- разработка стандартов действий работников кредитной организации в процессе кредитования и особенно в случаях реализации отдельных видов рисков.

Описываемая система должна отличаться связанностью, согласованностью всех ее звеньев и их сосредоточенности на самых основных компонентах риска и его кредитования путем выделения существенных зависимостей и выборок.

К самой просроченной задолженности заемщики в отличие от банкиров относятся вполне лояльно. И это несмотря на то, что им приходится платить за тех, кто кредит не вернул. Более 8% опрошенных считают, что они могут морально оправдать человека, не вернувшего потребительский кредит, а 38% респондентов полагают, что они смогут сделать это в случае, если у "отказника" были на то объективные причины. Состоятельные мужчины наиболее лояльны к не вернувшим кредит людям, женщины в этом смысле настроены куда более непримиримо. В то же время "заплатить за того парня" готовы люди 20-30 лет с незаконченным высшим образованием.

Почти 86% жителей мегаполисов считают проценты по потребительским кредитам завышенными, в верхней имущественной группе около 80% опрошенных придерживаются этого мнения, в нижней этот показатель повышается до 91%. Банкиры уверены, что их потребительский кредит рассчитан на средние слои населения, и безусловно привязывают свои ставки к уровню реальных доходов населения. Потребительское кредитование было всегда наиболее популярно среди средних слоев населения, которые не могут позволить себе сразу приобрести желаемый товар. Кредит позволяет постепенно выплачивать определенную сумму, не слишком ограничивая свои расходы. Таким образом, к желающим воспользоваться потребительским кредитом чаще всего относятся лица, имеющие невысокий, но тем не менее стабильный ежемесячный доход.

Виноваты в невозвращении кредитов не только неосмотрительные граждане, набравшие кредитов и неспособные спланировать свой бюджет. Часто, лишь получив кредит, потребитель узнает, что помимо официально объявленной ставки ему придется дополнительно заплатить целый ряд комиссий, которые резко взвинчивают цену кредита. Эффективная ставка, т.е. та, которую на самом деле придется заплатить за одолженные у банка деньги, может составить и 50%, и 80% годовых.

По подсчетам Национального банка, дополнительные "скрытые" комиссии по потребительским кредитам составляют 20-30%. Именно поэтому с 1 июля 2007 года Национальный Банк законодательно заставил банки объявлять истинные проценты по кредитам. По идее это должно охладить потребительский пыл. Однако эта мера вряд ли остановит тех, кто покупает в кредит утюги и соковыжималки.

Главный минус состоит в том, что Национальном Банке не может регламентировать, и в своей инструкции не регламентирует, каким образом информация об эффективной процентной ставке будет доводиться до потребителя. В США, например, основная информация по кредиту для заемщика (размер кредита, срок, эффективная ставка) должна размещаться на 1-й странице договора в виде таблицы. Это максимально простая форма уведомления потребителя о том, на что он решился и сколько ему это будет стоить.

А поскольку НБ не регламентирует этот вопрос, то могу себе представить, как будет происходить уведомление нашего отечественного потребителя об условиях договора. Для информации найдут мелкий нечитаемый шрифт, достаточно сжатый, с минимальным интервалом, поместят ее где-нибудь на последней странице договора. Надеяться на то, что наши банки будут афишировать эффективную ставку, не приходится, потому что не в интересах лидеров рынка пластиковых карт и экспресс-кредитования демонстрировать, во что на самом деле обходится потребителю кредит.

Поэтому решение Национального банка по внедрению эффективной процентной ставки, к сожалению, не будет решать основной вопрос - информирование потребителя.

К тому же ужесточились требования к заемщикам: банки вновь отдают предпочтение только проверенным клиентам. Сегодня взять деньги у банка в долг трудно и дорого, и улучшения ситуации в ближайшее время банкиры не ждут. 

Ровно год назад кредит на неотложные нужды в среднем обходился заемщику в 18% годовых в тенге и 15% в валюте. Сейчас стоимость кредитов выросла в среднем до 25% годовых. От кредитования в валюте банки и вовсе постепенно отказываются, а там, где еще можно оформить кредит в долларах, отмечают отсутствие спроса.

Пик роста процентных ставок пришелся на конец прошлого года, но тенденция наметилась задолго до сентябрьского обострения финансового кризиса. Уже с конца 2007-го начался массированный пересмотр тарифов по кредитам для физлиц. Тогда среднее повышение ставок составило 1-2%, а к лету 2008-го они поднялись в среднем до 20% годовых в рублях и 18% в валюте. Однако в первой половине минувшего года разброс цен на потребительские кредиты не был столь существенным, банки старались корректировать их стоимость с оглядкой на конкурентов. Сейчас разница в процентных ставках у банков нередко превышает 10%.

При относительно невысоких ставках банки требуют наличия поручителя, который должен предоставить такой же пакет документов, что и сам заемщик. Например, по ссуде на неотложные нужды с поручителем в БТА действует ставка 19% годовых. В банке при наличии созаемщика ставка не снижается, но увеличивается максимальная сумма кредита.

До начала кризиса работники финансовой сферы были практически "безотказной" категорией заемщиков для банков. С началом кризиса они во многих банках попали в список нежелательных. В этой же группе оказались риэлтеры и работники строительных компаний. Таким образом, сегмент клиентов, способных получить потребительский кредит в банках, резко сузился.

Сократились и суммы выдаваемых кредитов. "В целом на рынке потребительских кредитов за последние полгода снизилось соотношение платеж/доход. Если раньше рыночная ситуация была такова, что во многих банках можно было получить кредит, ежемесячный платеж по которому в среднем составлял 50% от среднемесячного заработка заемщика, то сейчас — не более 30-40.

Как ни странно, в этом можно усмотреть позитивную тенденцию: скорее всего, снижением спроса мы обязаны тем потребителям, которые ранее переоценивали свою платежеспособность и брали на себя больше кредитных обязательств, чем могли выполнить. Активное муссирование информации о финансовом кризисе могло повлиять на таких заемщиков, сделав их более осторожными, что не может не повлиять на надежность кредитных портфелей в целом.

Еще одной тенденцией на рынке потребкредитования стало значительное падение спроса на кредиты, выдаваемые в валюте. Некоторые банки ввели мораторий на выдачу валютных займов.

Отказ от кредитования в валюте рассматривается еще и как мера защиты от валютных рисков самих заемщиков.

И банкиры утверждают, что нет пока надежд на то, что ситуация с потребкредитами в скором времени разрешится и банки станут смягчать свои требования и понижать ставки. Эксперты не исключают возможности улучшения условий в более отдаленной перспективе, но к долгосрочным прогнозам относятся весьма осторожно. В нынешнем году либерализация нефинансовых условий по кредитам маловероятна.


Заключение

 

Исходя из проведенного анализа данной курсовой работы следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан получило динамичное развитие кредитование.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

На текущий момент казахстанские банки оценивают такие характеристики, как доход, количество иждивенцев, наличие в собственности автомобиля (при этом различают автомобиль отечественного и иностранного производства, обязательно учитывая срок, прошедший с момента его выпуска), наличие земельного участка (рассматривается его площадь и удаленность от центра города), стаж работы, должность, образование.

Несомненно, сегодня это основные параметры, по которым можно определить степень кредитоспособности физического лица. Однако непрерывная корректировка скоринговой методики позволит расширить и изменить перечень оцениваемых характеристик, и те клиенты, которые сегодня попадают в группу ненадежных заемщиков, при последующем анализе кредитной деятельности, возможно, будут отнесены к числу заемщиков, имеющих низкую невозвратность кредитов.

Более сложная и тщательная оценка заемщика применяется при выдаче физическим лицам кредитов на неотложные потребительские нужды. Это, как правило, среднесрочные ссуды на покупку дорогих вещей, оплату каких-либо услуг и работ. Примером может служить приобретение дорогостоящей мебели, плата за обучение, финансирование ремонта жилья и т.п. В этом случае многие крупные коммерческие банки определяют платежеспособность заемщика на основании документов с места работы о доходах и размерах удержаний, а также по данным анкеты. Результат вычисляется как среднемесячный доход за вычетом всех обязательных платежей, скорректированный на поправочный коэффициент и умноженный на срок кредита. Исходя из полученной суммы, рассчитывается максимальный размер кредита. Полученная величина корректируется с учетом влияющих факторов: предоставленного обеспечения кредита, информации, содержащейся в заключениях службы безопасности и юридического департамента банка, остатка задолженности по ранее полученным ссудам.

Положительная динамика кредитования предопределяется следующими факторами:

- рост реальных доходов населения увеличивает число платежеспособных потенциальных заемщиков. Более высокий уровень доходов обусловливает опережающий рост потребностей, которые выходят за узкие рамки платежеспособного спроса. В результате возникает внешне парадоксальная ситуация, когда с увеличением слоя зажиточных граждан усиливается потребность жить в долг. Кредитоспособность горожан за последние годы заметно выросла, что сделало потребительское кредитование для них более доступным;

-  в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию соответствующей законодательной базы и созданию бюро кредитных историй, что также призвано уменьшить риски кредитования населения;

- этому будет способствовать обострение здоровой конкуренции между финансовыми посредниками за наиболее прибыльные сегменты рынка банковских услуг. Известно, что, несмотря на достаточно высокие издержки по налаживанию технологий предоставления ссуд гражданам, доходность по этим операциям заметно выше, чем по другим видам кредитования.

Главными проблемами потребительского кредитования, которые решаются в настоящее время, являются большой процент невозврата кредитов и «скрытые» комиссии, увеличивающие размер кредита.

Таким образом можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в Казахстане довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов и других негативных тенденций.

В истории банковской деятельности 2009 год будет ознаменован кредитным кризисом и большим количеством дефолтов, банковских слияний и поглощений. Банки сегодня не выдают «длинные» деньги, испытывая большую нехватку ликвидных средств. Главные тенденции банковского рынка в текущем году следующие: улучшение качества кредитного портфеля, сбалансирование своих пассивов и активов, возможные вынужденные шаги банков в сторону предложения банковских продуктов в валюте, формирование внутренних резервов, незначительное снижение процентных ставок на кредиты, стремление конвертировать валютные кредиты в рублевые, разработка программ поощрения клиентов.


Список используемой литературы

 

1.      Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2006. С.283.

2.      Деньги. Кредит Банки: Учебник/Под ред. проф. Жукова Е.Ф. – УМО. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 623 с.

3.      Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под. Ред. проф. Ковалевой А.М. – УМО. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.

4.      Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник/Поляк Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 512 с.

5.      Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/Романовский М.В., Врублевская О.В. – МО. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.

6.      Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс: Учебник/Н.Ф. Самсонов. – МО. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 302с.

7.      Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Коллективов авторов/под общ. ред. А.Г. Грязновой – М.: Финансы и статистика, 2006. С. 759.

8.      Бланк И.А.. Словарь-справочник финансового менеджера. М.: Ника центр,2008. с. 480.

Информация о работе Банк на рынке кредитов