Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
2. провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОО КУРСАЧ итоговая.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

 

К собственным доходам  местных бюджетов в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:

  • средства самообложения граждан;
  • доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования;
  • иные поступления в соответствии с федеральными, региональными законами и решениями органов местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и  неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам  местных бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах местных налогов, от пеней и штрафов по ним, а также отчисления от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и региональных налогов.

К неналоговым доходам  бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале),находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы;

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

В местные бюджеты  зачисляются два вида налоговых доходов:

- от местных налогов,  в полном объеме,

- и отчисления от  федеральных и региональных налогов. 

Порядок взимания местных  налогов находится в ведении  самих органов местного самоуправления, который они реализуют в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а порядок отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта (за исключением закона субъекта РФ о бюджете РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия).[2]

 Доходы от местных  налогов заведомо недостаточны  для финансирования расходов местного характера. Для финансового обеспечения деятельности муниципальных образований органы государственной власти субъектов РФ устанавливают единые нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 58 БК РФ). Это позволяет сделать более точным прогнозирование налоговых доходов местных бюджетов.

Неналоговые доходы местных  бюджетов формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, где указаны виды неналоговых доходов - источников формирования бюджетов. К неналоговым доходам, которые полностью являются источниками формирования местных бюджетов в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, относятся доходы от:

а) использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) продажи имущества (кроме акций и иных форм участия  в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;

в) платных услуг, оказываемых  муниципальными бюджетными учреждениями;

Кроме того, местные бюджеты  формируются за счет неналоговых доходов от части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.[9,297]

Неналоговые доходы в виде штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации и иных сумм принудительного изъятия зачисляются в местные бюджеты в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

За нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов):

1) исчисляемых исходя  из сумм налогов (сборов), предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, - в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим налогам(сборам);

2) предусмотренных ст. 116-118, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132-135, 135.1 Налогового кодекса РФ, - в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 50%.

Расходы местных бюджетов - это  затраты, возникающие в результате выполнения органами местного самоуправления своих функций. Они соответствуют  природе и характеру местного самоуправления. Расходная часть  местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.[11,86]

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

  • с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ:
  • осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнованием средств на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Уставом муниципального образования  могут быть предусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. Кроме того, все расходы муниципальных образований можно разделить на те, которые финансируются исключительно из местных бюджетов, и те, которые финансируются совместно с бюджетами других уровней. [8,153]

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов:
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. [11,87]

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

  • принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
  • принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
  • заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Данные расходные обязательства  муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования, далее, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ.

Главными направлениями использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство. Следует отметить, что большая часть консолидированного бюджета Российской Федерации направляется на: жилищно-коммунальное хозяйство; на образование (в том числе на дошкольное воспитание, начальное и общее среднее образование); на здравоохранение и физическую культуру; социальную политику, а так же на культуру и искусство.

Структура расходов отдельных видов  местных бюджетов не одинакова и  зависит от объема хозяйства и  подведомственности их территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально- культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Информация о работе Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)