Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
2. провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОО КУРСАЧ итоговая.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению, в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местного бюджета. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей, малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство и т.д.

Установленный в законодательном  порядке действующий в настоящее  время сценарий исполнения федерального бюджета предполагает, что данный бюджет должен пополняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, как по размерам доходов, ассигнований, так направлениям использования, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной. Однако это не означает, что помечаемые для решения в бюджете задачи могут быть осуществлены и меньшими средствами, за счет более эффективного их использования.[10,113]

Бюджетным кодексом внесены существенные дополнения в регламентацию механизмов исполнения бюджетов всех уровней, а также расширены права органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, в полномочия органов местного самоуправления входит:

  • самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
  • самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
  • получать компенсацию за увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

Кодекс регламентирует взаимоотношения, которые строятся на договорной основе местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.[14,13]

Казенные (бюджетные) учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. На основе своевременной и эффективной проделанной работы всех структурных подразделений по формированию местного бюджета выстраивается положительная стратегия на результативное и успешное исполнение бюджета. Поэтому важнейшим направлением государственной политики является именно формирование и исполнение местного бюджета, являющееся основой для развития выше стоящих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ И ИСПОЛНЕНИЯ  РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

2.1 Анализ показателей доходной  части бюджета

 

Формирование  бюджета города осуществляется на основе действующего федерального, регионального бюджетного и налогового законодательства, с учетом нормативно-правовых требований Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальных правовых актов, изменений и дополнений к ним.

На протяжении рассматриваемого нами периода бюджет города исполнялся с дефицитом в 2008 году и с профицитом в 2009 и 2010 годах.

Данные о  состоянии бюджета представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1  – Бюджет города Ханты-Мансийска

Наименование

2008г

(тыс.руб.)

2009г

(тыс.руб.)

2010г

(тыс.руб.)

Отклонение 2010 от (%)

Отклонение 2010 от

(+/-)

2008

2009

2008

2009

Доходы

5 558 801

4 308 103

5 206 262

93,6

120,8

-352539

898159

Расходы

5 819 965

4 231 605

5 201 043

79,8

109,7

-1176255

412105

Дефицит

-216 164

-

-

-

-

-

-

Профицит

-

76 498

5 219

-

-

-

-


 

Доходы местного бюджета  формируются из налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  поступлений и доходов от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности. Данные по поступлениям в бюджет города представлены в Таблице 2.

 

 

Таблица 2 – Состав и структура  доходов бюджета города Ханты-Мансийска

Наименование

2008г

2009г

2010г

Отклонение 2010 от (%)

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

2008

2009

Доходы

Всего

5 558 801

100

4 308 103

100

5 206 262

100

93,6

120,8

Налоговые доходы

1 753 894

32

1 963 229

46

2 189 093

42

124,8

111,5

Неналоговые доходы

226 228

4,0

154 691

3,5

209 707

3,2

92,7

135,6

Безвозмездные поступления

3 510 899

63

2 114 964

49

2 740 580

53,3

78,9

129,5

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

67 780

1,0

75 219

1,5

66 882

1,5

98,6

88,9


 

Общий объем  доходов в 2010 году составил 5 206 262 тыс. руб., что выше уровня 2009 года на 20% в относительном и на 898 159 тыс. руб. в абсолютном выражении. Однако по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение уровня доходов на 6,4% или 352 539 тыс. руб. 

Это объясняется, в первую очередь, снижением объема безвозмездных поступлений из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Мировая экономика с конца 2007 года находится в стадии спада, в экономике России это проявилось с середины 2008 года. Кризис негативно влияет на нефтегазовую отрасль, которая является одной из важнейших составляющих экономики как ХМАО-Югры, так и России в целом. Для Ханты-Мансийска это означает существенное снижение финансовой помощи, поступающей из регионального бюджета.

Структура доходов городского бюджета за период 2008-2010 годы представлена в Приложении 1.

В структуре доходов  бюджета, на протяжении всего рассматриваемого периода, наблюдается увеличение доли налоговых доходов, если в 2008 году  они составляли 32% от общей суммы  доходов, то в 2010 – 42%. Поступления от налогов за анализируемый период имели тенденцию к увеличению. Рост в 2010 году составил 24,8% к 2008 году и 11,5% к 2009. В структуре налоговых доходов преобладают налоги на доходы физических лиц. На протяжении трех лет их доля росла и к 2010 году составила 82,7%. Неналоговые доходы составляют порядка 4%  всех доходов. В их составе большую часть занимают доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Наибольший удельный вес в структуре доходов имеют безвозмездные поступления. В течение всего анализируемого периода они составляют не менее 60% всех доходов. В структуре безвозмездных поступлений наибольшую долю занимают дотации. В их составе 600 тыс. руб. это дотации городу Ханты-Мансийску на выполнение функций административного центра ХМАО-Югры, остальная сумма направляется на выравнивание бюджетной обеспеченности.  Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности составляют порядка 1% всей суммы доходов.

На протяжении ряда лет  поступления в доходную часть  бюджета города  имеют тенденцию к увеличению, в 2010 году  доходы городского бюджета составили 5 206 262 тыс. рублей, что на 20,8 % превышает поступления 2009 года (4 308 103  тыс. рублей).  В последние годы наметилась чёткая тенденция роста собственных доходов в структуре доходов бюджета, как в абсолютных, так и в относительных показателях, что обусловлено, прежде всего, увеличением объема поступления налоговых доходов в бюджет города. Если в 2008 году собственные доходы составляли  37% поступлений в бюджет, то в 2010 году этот показатель возрос  до 40%.  Прежде всего, рост собственных доходов связан с увеличением поступлений в бюджет  города налога на доходы физических лиц. За рассматриваемый период поступления от данного налога увеличились, по сравнению с 2008 годом на 22%, с 2009- на 7,4%. Это может быть обусловлено  как  ростом фонда  заработной платы, так и с политикой Ханты-Мансийского автономного округа, направленной на повышение самостоятельности местных бюджетов, выразившейся в передаче  местным бюджетам части закреплённых Бюджетным Кодексом РФ поступлений от данного налога в бюджет субъекта.

 В 2010 году в бюджет города поступили доходы в сумме 5 206 262 тыс. рублей, плановые назначения, составляющие 5 075 310 тыс. рублей исполнены на 102,5% (Приложение 2), при этом плановые назначения по поступлению налоговых доходов исполнены на  103% (при плане 2 124 872 тыс. рублей поступили средства в сумме 2 189 093 тыс. рублей), что связано с увеличением количества плательщиков налогов, поступлений платежей прошлых лет в начале 2010 года. По неналоговым доходам исполнение составило 112,5% (209 707 тыс. рублей  при плане 186 338 тыс. рублей), что возможно могло быть связано с тем, что запланировано было меньше, чем фактически поступило.  По безвозмездным поступлениям исполнение годового плана составило 99,1%, что обусловлено блокировкой части субсидий на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. Данные предоставлены на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Налоговые доходы бюджета г.Ханты-Мансийска 2008-2010 гг, тыс. руб.

 

Около 11% налоговых  доходов бюджета составляют налоги на совокупный доход, которые включают налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог. На протяжении рассматриваемого периода поступления от данной группы налогов увеличились. По сравнению с 2008 годом увеличение составило 0,5%, 2009 – 14,3%. 

Налоги на имущество  составляют порядка 7,5% всех доходов. Эта  группа налогов включает: налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог. Основную долю государственной пошлины составляет государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков, приёмом квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами, администратором которой в бюджете города  является Управление внутренних дел Ханты-Мансийского автономного округа. Также одним из основных источников поступление государственной пошлины в городской бюджет являются поступления госпошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями в судах общей юрисдикции.

Неналоговые доходы занимают 4% в структуре доходов бюджета и в 2010 году поступили в сумме 209 707 тыс. рублей.  За анализируемый период наблюдается снижение объемов неналоговых доходов бюджетов. По сравнению с 2008 годом снижение составило 7,3%,  в 2010 году произошел рост на 35,6%, но уровень 2008 года так и не был достигнут. Доля неналоговых доходов в общей структуре доходов является достаточно низкой. На протяжении всего анализируемого периода они составляли не более 4% всех доходов.

Среди неналоговых доходов  преобладают поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, их доля около 25%

Платежи при пользовании  природными ресурсами формируются  в основном за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, а  также включают платежи при пользовании недрами и плату за использование лесов и составляют порядка 2,5% всех доходов.

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов это средства  от проведения аукционов по продаже земельных участков и средства от выкупа гражданами  арендованных земельных участков  в собственность, а также от продажи квартир, находящихся в муниципальной собственности. В общей сумме доходов на их долю приходится около 14,5%.

Информация о работе Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)