Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
2. провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОО КУРСАЧ итоговая.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСТИТЕТ

Институт менеджмента  и экономики

Кафедра «Финансы и банковское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансы»

 

 

на тему:

«Формирование и использование  средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)»

 

 

 

 

 

 

 

студентки группы 4280

Никифоровой Ю.Е.

Научный руководитель:

ст.преп. Шамсиева А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ханты-Мансийск - 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований  4

1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4

1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9

2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска  20

2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20

2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27

3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34

3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34

3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Приложения……………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждое муниципальное  образование имеет свой бюджет. Невозможно представить себе нормальное функционирование какого бы то ни было населенного пункта без сбалансированного, грамотно утвержденного бюджета.  Рациональное формирование и использование средств местного бюджета является основой благополучия населения. Поэтому данная тема всегда будет являться актуальной.

Объектом курсовой работы является местный бюджет города Ханты-Мансийска.

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.

Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:

  1. изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
  2. провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;
  3. определить основные проблемы формирования местного бюджета.

При написании курсовой работы были использованы законодательные  материалы, статистические материалы  за три отчетных периода, Бюджетный  Кодекс РФ, учебные и специальные  пособия, в их числе учебники по финансам авторов Бабич А.М.,  Грязнова А.Г., Захарченко А.А.,  Домбровский А.Н., специализированные периодические издания, справочно-консультационная система «Консультант-плюс».

 

 

 

 

 

1.РОЛЬ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета

В результате длительных и серьезных исследований сущности бюджета и его влияния на общественное воспроизводство признано, что бюджет не может быть определен однозначно, поскольку данный термин используется в разных значениях и отражает разные явления. По экономической сущности бюджет – это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению – фонд денежных отношений, по организационной форме – финансовый документ, утверждаемый в форме закона. [9-300] Статья 6 Бюджетного кодекса определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [2]

Бюджетная система любого государства представляет собой  совокупность бюджетов государственно-территориальных  и административно-территориальных  образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного). Последнее определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов – видов бюджетов и уровней бюджетной системы. Вид бюджета означает форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления представляет уровень или звено бюджетной системы. [9,314]

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетную  систему РФ как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, бюджетная  система РФ состоит из трех уровней, каждый из которых представлен соответствующими видами бюджетов. Первый уровень бюджетной системы представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Различия в статусе разных субъектов РФ определяет множественность видов бюджетов, составляющих второй уровень бюджетной системы РФ. Они включают республиканские бюджеты республик, областные бюджеты областей и областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев и городские бюджеты городов федерального значения.   Третий уровень – местные бюджеты, представлены бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов, бюджетами внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджетами городских и сельских поселений. [9,318] В данной работе нас интересуют именно местные бюджеты, поэтому перейдем к более тщательному их рассмотрению. 

Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты – один их главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и  развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. [11,75]

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных  образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляются в их назначении. Они выполнят следующие функции:

  • Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти
  • Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства
  • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст.130). И далее в Конституции РФ сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание финансовой базы – главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью  местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождении культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной  власти могут увеличивать или  уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг  в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.)

В-пятых, концентрируя  часть финансовых ресурсов в местных  бюджетах, органы представительной и  исполнительной власти могут централизованно  направлять финансовые ресурсы на решение  стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и  текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных  бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике  страны – инфляция, расстроенность финансовой системы – не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления  по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах  самостоятельности, государственной  финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. [10,104]

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

     1.2  Доходы и расходы местных бюджетов

Информация о работе Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)