Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – и предложить пути совершенствования формирования и исполнения местного бюджета города Ханты-Мансийска.
Указанная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:
1. изучить теоретические аспекты данной темы, рассмотреть функции и значение местного бюджета;
2. провести анализ показателей доходной и расходной частей бюджета города Ханты-Мансийска;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 4
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета 4
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 9
2. Анализ формирования доходной и исполнения расходной частей местного бюджета города Ханты-Мансийска 20
2.1 Анализ показателей доходной части бюджета 20
2.2 Анализ показателей расходной части бюджета 27
3 Проблемы и пути совершенствования формирования и использования средств местного бюджета 34
3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета 34
3.2 Пути повышения доходной части бюджета 36
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОО КУРСАЧ итоговая.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

Поступления в виде штрафов, санкций и возмещения ущерба в  бюджете города занимают порядка 15%. За рассматриваемый период они имеют тенденцию к сокращению. Снижение в 2010 году по сравнению с 2008 составило 14,4%. Данные отражены на Рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Неналоговые доходы бюджета г. Ханты-Мансийска за 2008-2010гг, тыс. руб.

 

Безвозмездные поступления занимают около 55% в структуре доходов бюджета и в 2010 году поступили в сумме 2 740 580 тыс. рублей.  За анализируемый период наблюдается снижение объемов неналоговых доходов бюджетов. По сравнению с 2008 годом снижение составило 17,4%,  в 2010 году произошел рост на 29,5%, но уровень 2008 года так и не был достигнут. Рост обусловлен возросшим объёмом дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (в составе общего объема дотаций), составившей в отчётном финансовом году 1 388 049 тыс. рублей, тогда как в 2009 году сумма дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности   составляла 1 054 838 тыс. рублей. Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов в 2010 году составили 2 740 580 тыс. рублей, плановые назначения  выполнены на 99,1%, что обусловлено блокировкой части субсидий  на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства.

Лидирующая роль в  формировании доходов бюджета принадлежит  межбюджетным трансфертам в форме  субсидий, дотаций и субвенций. В среднем они составляют порядка 55% всех доходов. Это порождает высокую степень зависимости местного бюджета от решений федеральных органов власти и органов власти субъектов, лишая его финансовой самостоятельности. Данные отражены на Рисунке 3.

Рисунок 3 - Безвозмездные поступления в бюджет г. Ханты-Мансийска за 2008-2010гг, тыс. руб.

 

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности поступили в сумме 66 882 тыс. рублей. 69% доходов этой группы составляют безвозмездные поступления  муниципальным учреждениям, а именно родительская плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и благотворительные взносы спонсоров. 31% доходов от предпринимательской деятельности приходится на доходы от оказания платных услуг населению города. Спектр предоставляемых муниципальными учреждениями услуг довольно широк,  в доход бюджета города поступают средства от аренды спортивного инвентаря и лыжных трасс, плата за посещение бассейна, спортивных залов,  курсы по подготовке водителей, изготовление наружной рекламы и т.п.

В целом, можно сказать, что основным источником поступления  средств в  бюджет города являются безвозмездные поступления, на их долю приходится около 70% всех доходов. Оставшиеся 30% - собственно доходы бюджета. Этот факт говорит о том, что бюджет города Ханты-Мансийска характеризуется высокой степенью дотационности и зависимостью от поступлений из вышестоящих бюджетов.

Доходы бюджета не могут рассматриваться обособленно, необходимо учитывать на какие мероприятия они направляются, т.е. какие расходы предусмотрены бюджетом. Проанализируем их состав и структуру.

 

2.2 Анализ показателей  расходной части бюджета

 

Расходы бюджета города на исполнение принятых обязательств  в  2008 году составили 5 819 965 тыс. руб., в 2009 – 4 231 605 тыс. руб., в 2010 году составили 5 201 043 тыс. рублей. Данные представим в Таблице 3.

 

 

 

Таблица 3  – Состав и структура расходов бюджета г. Ханты-Мансийка

Наименование

2008г

2009г

2010г

Отклонение 2010 от (%)

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

2008

2009

Расходы

Всего

5 819 965

100

4 231 605

100

5 201 043

100

89,3

122,9

Общегосударственные вопросы

296 142

5,0

306 077

7,2

338 992

6,5

114,5

110,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

237 628

4,0

234 726

5,6

254 693

4,9

107,1

108,5

Национальная экономика

285 223

4,9

209 882

4,9

313 483

6,0

109,9

149,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 625 329

45,1

1 259 384

29,8

1761328

34,8

67,0

136,3

Охрана окружающей среды

-

-

75 287

1,8

20 177

0,4

-

26,8

Образование

1 631 087

28,0

1 628 924

38,5

1729955

33,2

106,0

106,2

Культура и кинематография

182 702

3,1

141 466

3,3

108 335

2,1

59,3

76,6

Здравоохранение, физическая культура и спорт

211 961

3,6

177 315

4,2

344 995

6,7

162,8

194,6

Социальная политика

349 892

6,0

198 541

4,7

279 085

5,4

79,8

140,6


 

Среди расходов бюджета  наибольшую долю занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и  на образование. Расходы на ЖКХ занимают порядка 35% всех расходов, расходы на образование – 32%. На долю остальных  разделов бюджетной классификации Российской Федерации, таких, как социальная политика, культура, здравоохранение,  правоохранительная деятельность  приходится от 3 до 6 процентов.

Рост расходов городского бюджета в 2010 году по отношению к предыдущему году составил 22,9% или 969 438 тыс. рублей. Расходы на национальную  экономику возросли на 70%, жилищно-коммунальное хозяйство на 49%, социальную политику на 40%,  здравоохранение, физическую культуру и спорт на 94%, правоохранительную деятельность на 8,5%, образование на 6,2%. Структуру расходов представлена на Рисунке 4.

Рисунок 4 - Расходы бюджета города Ханты-Мансийска за 2008-2010гг., тыс. руб.

 

 

Средства городского бюджета были направлены:

  • на общегосударственные вопросы, в том числе функционирование представительных и исполнительных органов муниципального образования, местной администрации, обслуживание   внутреннего долга и решение других общегосударственных вопросов в 2010 году 338 992 тыс. рублей, утверждённый план исполнен на  84%. (Приложение 3) Невыполнение связано с сокращением расходов на содержание управленческого аппарата;
  • на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, включая содержание органов внутренних дел, защиту населения и территории   от чрезвычайных природного и техногенного характера, гражданскую оборону – в 2010 году 254 693 тыс. рублей (план исполнен на 99,3%);
  • на обеспечение деятельности в области национальной экономики, в том числе на развитие сельского хозяйства, обеспечение перевозок пассажиров и школьников автомобильным транспортом, связь и другие вопросы в области национальной экономики  - 313 483 тыс. рублей (89,8% выполнения плана);
  • на поддержку и развитие жилищно-коммунального хозяйства – 1 761 328 тыс. рублей (план выполнен на 93,2%);
  • на охрану окружающей среды – 20 177 (план выполнен на 92,3%);
  • на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования, реализацию задач молодежной политики, организацию оздоровительной компании детей – 1 729 955тыс. рублей (план исполнен на  87,4%);
  • на развитие и исполнение функций в области культуры, кинематографии и средств массовой информации – 108 335 тыс. рублей (95,7% выполнения плановых  назначений);
  • на обеспечение здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, в том числе скорой медицинской помощи – 344 995 тыс. рублей (98,9% от утверждённого плана);
  • на решение вопросов в области социальной политики, в том числе пенсионное и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства – 279 085 тыс. рублей (плановые назначения выполнены на  72,2%).

Наибольший удельный вес в общем объеме финансирования принятых расходных обязательств  на протяжении всего анализируемого периода составили затраты на поддержку и развитие жилищно-коммунального хозяйства и развитие образования. Реализация задач и решение вопросов в остальных сферах деятельности органа местного самоуправления обеспечены примерно равной суммой затрат бюджета города и составляют  от 3-х до 6-ти процентов от общего объема финансирования.

Для осуществления функций  управления и наделенных полномочий функционирует сеть бюджетных учреждений, состоящая из 61 получателя бюджетных средств, финансирование которых производится в сметном порядке.  В целом на содержание бюджетных учреждений в 2010 году направлено 1 272 216 тыс. рублей. Среднегодовая фактическая численность бюджетополучателей составила 4192 человека, из них  256 муниципальных служащих,  56 служащих, осуществляющих техническое обеспечение деятельности муниципальной службы, 59 человек рабочего персонала и 3821 работников муниципальных учреждений.  В среднем на содержание одной  фактически занятой штатной единицы за год израсходовано 303 тыс. рублей.

В течение всего прошедшего финансового года   особое внимание было направлено  на обеспечение  своевременности оплаты всех принятых  бюджетных обязательств, строгий контроль  целевого использования бюджетных средств, кроме того, в течение всего года  постоянно проводилась  работа, направленная на достижение  эффективности и экономности использования бюджетных средств, дальнейшее  усиление контроля  за расходованием бюджетных средств через систему казначейского исполнения бюджета города, четкого разграничения расходных обязательств.

Безусловным приоритетом  при исполнении бюджета  по расходам оставалось обеспечение  финансирования социальной сферы города – на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение и спорт. В целом расходы на социальную сферу составили 2 354 035 тыс. рублей.

Одной из важнейших  задач, стоявших в 2009 году перед муниципалитетом, было благоустройство города Ханты-Мансийска, на  эти цели были направлены средства в сумме  1 377 954 тыс. рублей,  что позволило провести реконструкцию городских парков, капитальный ремонт  и содержание  городских дорог, содержание  тротуаров, уличного освещения, парковой зоны, озеленение города, снос ветхих строений и домов. На  мероприятия в области коммунального хозяйства  направлено 532 478 тыс. рублей,  в рамках этих мероприятий производилась компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, велась подготовка в зиме, осуществлялось проектирование и строительство инженерных сетей, строительство хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, реконструкция муниципального жилищного фонда, проектирование и строительство полигона  твёрдых бытовых отходов.

  На мероприятия в  области жилищного строительства направлено  665 332 тыс. рублей, в том числе для обеспечения жильём граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий профинансировано строительство жилых домов по ул. Энгельса, Рябиновой, в микрорайоне Учхоз в сумме 401 828 тыс.рублей . На   капитальный ремонт 235 квартир муниципального жилого фонда направлены   средства в сумме 92 819 тыс. рублей.   Объем финансирования мероприятий, направленных на улучшение и сохранение архитектурного облика города, составил 114 339 тыс. рублей . На эти средства обшиты и утеплены фасады 13 жилых домов, покрашены фасады 95 жилых домов, восстановлено 6 831 кв.м. бетонных ограждений.

Одной из наиболее остро стоящих  социальных проблем  в городе является  нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. Для решения этого вопроса  в рамках финансирования программы «Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений ХМАО-Югры» на 2007-2010 годы,   были направлены  средства в сумме 259 942 тыс.рублей на строительство детского сада по ул.Пушкина-Коминтерна-Комсомольская, реконструкцию детского сада «Елочка» в мкр. Самарово, на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству детских садов в районе ОМК, СУ-967, по ул.Мичурина, Строителей, Объездная, Сургутская.  С 1 сентября 2008 года в городе начал работу новый современный детский сад «Радуга», на его содержание направлены  средства в сумме 15 203 тыс. рублей.

В целом, приоритетные направления  расходования средств в анализируемом периоде это жилищно-коммунальное хозяйство и образование, что говорит  том, расходы бюджета имеют социальную направленность.

 

  3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

   3.1 Проблемы формирования средств местного бюджета

 

Любая система межбюджетных отношений должна ориентироваться  на достижения экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Достичь всех этих целей одновременно крайне сложно, но найти между ними определенный компромисс вполне возможно. Основной недостаток сложившейся на сегодняшний день системы межбюджетных отношений состоит в том, что не достигается ни одна из этих целей.

Экономической эффективности  в использовании бюджетных ресурсов нет, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы.

Социальная справедливость не достигается, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии и критериев выравнивания межрегиональных различий.

Информация о работе Формирование и использование средств местного бюджета (на примере бюджета города Ханты-Мансийска)