Сущность и функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:22, лекция

Описание работы

Существует две теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория заключается в том, что проявление денег считается итогом соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эволюционная теория предполагает, что деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место. Рационалистическая теория была освещена в работах Аристотеля, она закрепилась в законодательстве античных и средневековых обществ, деньги ассоциировались с таким понятием как «договор» до 18 века. Эволюционная теория нашла свое отражение в работах К. Маркса, Д. Смита, Р. Рикардо. Эта теория имела огромное значение в эпоху господства золота и серебра; история возникновения денег подтверждает эволюционную теорию.

Работа содержит 1 файл

Лекции деньги и кредит.doc

— 1,004.00 Кб (Скачать)

3) по способу платежа:

  • гарантированные;
  • негарантированные;
  • платежи путем списания средств со счета;
  • платежи путем зачета взаимных требований;
  • платежи с отсрочкой;

4) по способу реализации продукции:

  • прямые расчеты (между поставщиками и покупателями);
  • транзитные расчеты (с участием промежуточных звеньев).

В основе организации  безналичных расчетов лежат следующие  принципы:

  1. денежные средства хранятся на счетах в банке;
  2. платежи между предприятиями через банки осуществляются в безналичном порядке; между населением и предприятием – также в безналичном или наличном порядке;
  3. платежи после отгрузки товаров или оказания услуг проводятся по безналичному расчету, одновременно с ними, или по предоплате;
  4. расчеты производятся с согласия плательщика; при нарушении условий договора плательщик может отказаться;
  5. платежи осуществляются лишь при наличии достаточных средств на счетах;

6) зачисление средств  на счет получателя производится  после списания средств со счетов плательщика.

Для открытия счета в  банке требуются следующие документы:

а) заявление;

б) документ о создании предприятия;

в) копия устава (оригинал устава);

г) документ о регистрации  в налоговой администрации;

д) карточка с образцами  подписей.

Предприятие с образованием юридического лица обязано предоставить следующие документы:

а) заявление;

б) карточку с образцами  подписей;

в) оттиск печати, нотариально  заверенный;

г) справку из налоговой  администрации.

Предпринимателю без  образования юридического лица необходимо предоставить следующие документы:

а) заявление;

б) карточку с образцами  подписей;

в) справку из налоговой  администрации.

Кроме указанных текущих  счетов существуют и корреспондентские  счета, которые характеризуются следующим:

  • внутригосударственные расчеты отделены от межгосударственных;
  • оплата производится в пределах кредитового сальдо (сумма поступлений превышает сумму платежей);

- при образовании дебетового  сальдо (сумма платежей превышает  сумму поступлений) с коммерческого банка взимается штраф;

- операции по корреспондентским  счетам выверяются ежемесячно  и за год, в целом. 

К основным потокам безналичных  расчетов с населением относятся:

а) перечисления со счетов предприятий на счета населения;

б) перечисление страховки, пенсий, пособий;

в) перечисление денежных средств, принадлежащих населению, со счета одного предприятия на счет другого предприятия;

г) перечисления со счетов населения на счета торговых и  др. аналогичных организаций;

д) выдача ссуд на потребительские  нужды;

е) списание средств в виде процентов за кредиты и другие услуги.

Развитие безналичного оборота, связанного с населением, объясняется  возникновением кредитных (в основном дебетовых) карточек, получением потребительского кредита, улучшением технического обеспечения работы банков. Безналичные расчеты сокращают объемы труда и затраты по времени.

2.2.2. Формы безналичных расчетов и  способы платежа

Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и  определенного документооборота.

Безналичные расчеты  между предприятиями проводятся: платежными требованиями – поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными требованиями, с помощью ценных бумаг и на основе определенных схем (экономических инструментов).

Платежные требования – поручения – это требование поставщика к покупателю оплатить на основании направляемых ему, минуя банк, расчетных отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Достоинства данного вида платежа – это упрощение документооборота и сокращение издержек по ведению расчетов; недостатки – это отсутствие гарантии платежа, возможность замедления оборачиваемости средств и несвоевременной оплаты счетов покупателем, а также отказов от акцепта.

Платежное поручение  – это распоряжение владельца  расчетного или другого счета обслуживающему его учреждению банка о перечислении определенной суммы средств другому предприятию или иным покупателям средств, указанным в поручении; это поручение действительно в течение 10 дней; оплата с помощью платежного поручения может быть предварительной. Преимущества этой формы безналичных расчетов – это универсальность формы расчета, применяется она внутри и вне государства по товарным и нетоварным операциям, по оплате полученного товара, оказанию работ и услуг, а также по предоплате и авансовым платежам. Недостатки – это отсутствие должной гарантии платежа; кроме того, своевременность поступления платежа зависит от многих причин, при этом возможна взаимная задолженность, возможны замедления расчетов. Разновидность этой формы расчетов – это поручение, акцептованное банком при условии депонирования плательщиком средств на отдельном счете; этим способом деньги могут переводиться и через почтовые учреждения.

Безналичные расчеты чеками – это безусловное письменное предложение чекодателя учреждению банка произвести платеж, указанной на чеке денежной суммы чекодержателю. Для этого в банке приобретается чековая книжка; расчеты с чеками связаны с депонированием средств, поэтому банк выдает чековую книжку при наличии средств. Чтобы произвести депонирование средств в банк предоставляется поручение; чековая книжка лимитирует платежи чеками; чеки действительны в течение 10 дней. По истечении срока действия чековой книжки – 1 год, она уничтожается, и вместо нее может быть выдана новая чековая книжка. Преимущество этой формы безналичных расчетов заключается в возможности максимального приближения платежа к моменту получения товара, а также в гарантии своевременного получения платежа чекодержателем и в ускорении оборачиваемости средств. Недостатки оплаты чеками – это ограничение возможности использования за товары с дробной номенклатурой, длительный срок действия чека, замедление оборачиваемости денежных средств. В основном, в Украине действует оплата чеками между юридическими лицами; в принципе существует чековая книжка и для физических лиц.

Аккредитивы – это  форма расчета с предприятиями, расположенными, как правило, за пределами  государства, хотя это форма безналичных  расчетов может функционировать и внутри государства. Аккредитив – это письменное указание аккредитиводателя аккредитивополучателю производить расчеты за отгруженные товары (оказанные услуги) на определенных условиях за счет средств, депонируемых в банке аккредитивополучателя (или аккредитиводателя). Аккредитиводатель – это юридическое лицо, выставляющее аккредитив; аккредитивополучатель – это юридическое лицо, в адрес которого выставляется аккредитив. Преимущества аккредитивной формы расчетов – это гарантия своевременности и полнота платежа поставщику, а также осуществление предварительного контроля над соблюдением условий поставки. Недостатки этого способа безналичных расчетов – это резервирование получателем денежных средств, их отвлечение.

В расчетах в основном между сдатчиками сельскохозяйственной продукции применяются платежные требования; они могут приниматься на инкассо и пересылаться в банк плательщика. Инкассо – это банковская операция, при которой банк поставщика берет на себя обязательство востребовать с покупателя денежные средства и зачислить их на счет поставщика; платежное требование оплачивается с последующим акцептом; акцепт – это согласие на оплату.

При зачете взаимных требований взаимные требования и обязательства  должников и кредиторов друг к  другу погашаются в равнозначных суммах, и лишь на разницу производится платеж.

Форма безналичных расчетов с помощью ценных бумаг производится, в основном, с помощью векселя, как одного из самых эффективных  долговых инструментов. Вексель – это ценная бумага, в которой воплощено обязательство, заключающееся в обещании векселедателя уплатить определенную денежную сумму. Существуют простой (соло-вексель) и переводной (тратта) векселя. При выдаче простого векселя векселедатель обязан уплатить непосредственно векселедержателю обусловленную сумму. Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к особому лицу – «плательщику» уплатить обусловленную сумму векселедержателю. В векселе указываются следующие реквизиты: срок платежа, место, где должен быть совершен платеж; наименование того, кому должен быть совершен платеж; указание даты и места составления векселя; подпись векселедателя. Переводной вексель может быть передан посредством индоссамента (передаточной надписи); индоссамент должен быть написан на переводном векселе или на присоединенном к нему листе (аллонль, или добавочный лист) и подписан индоссантом. Существуют следующие варианты индоссамента: простой, залоговый, инкассовый (препоручительный), бланковый, на предъявителя; исключающий ответственность индоссамента за платеж по векселю; исключающий необходимость протеста векселя в отношении данного индоссамента. Переводной вексель может быть выдан сроком по предъявлению, во столько-то времени от составления, на определенный день. Платеж по переводному векселю может быть обеспечен полностью или в определенной части посредством аваля, т.е. вексельного поручительства; нотариально удостоверенный отказ плательщика от оплаты носит название вексельного протеста.

Банки совершают следующие  операции с векселями:

  • принятие векселей на инкассо, для оплаты;
  • учет векселей;
  • выдача ссуд под вексельное обеспечение.

Инкассирование векселей производится банком по поручению векселедержателя. Под учетом векселей понимается такая операция, при которой векселедержатель продает банку векселя по индоссаменту до наступления срока платежа и получает определенную сумму по векселю за вычетом дисконта (учетного процента). Операции по учету векселей могут сопровождаться выдачей банком вексельного кредита.

Одним из способов безналичной  формы расчетов, обеспечивающих поставщику гарантию платежа, является факторинг. Факторинг – разновидность торгово-комиссионных операций, которая сочетается с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с пере уступкой поставщиком банку – фактору права на получение денежных средств, работы и оказание услуг.  В факторинговом договоре устанавливаются следующие показатели:

  1. сумма оплаты счета поставщика, выставленного на покупателя;
  2. размер процентной ставки по оплаченным счетам;
  3. комиссионное вознаграждение;
  4. условия предоставления и погашения кредита по факторингу.

2.3. Налично-денежный  оборот

2.3.1. Основные сведения о наличных  денежных средствах

Налично-денежный оборот – это совокупность платежей наличными  деньгами. Сфера применения наличного оборота по сравнению с безналичным оборотом ограничена. Налично-денежный оборот используется, когда оборачивающая стоимость невелика; в основном, его использует население; на предприятиях он используется, в основном, для оплаты труда.

Правильная организация  оборота наличных денег имеет  народнохозяйственное значение, так как она влияет на размер денежной массы в обращении и на скорость обращения денег, а также отражает издержки по ведению кассовых операций. Предприятия производят операции с наличными денежными средствами в соответствии с директивными документами, в соответствии с которыми они могут иметь в кассе наличные средства в пределах лимита. Наличные денежные средства для выплаты заработной платы и для производства других аналогичных платежей получают в банке, при условии наличия денег на счету. При наступлении сроков выдачи таких денег, требования могут удовлетворяться только наличными средствами; лимиты остатков при этом согласовываются с банком. Наличные денежные средства могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам; сверх лимита можно получить денежные средства для выдачи заработной платы, пособий, стипендий, пенсий в течение 3-х дней после поступления срока их выдачи. Неизрасходованные, выданные под отчет, деньги должны быть возвращены в банк также в течение 3-х дней, для этого необходимо предоставлять в банк отчеты об израсходованных средствах.

Кассовые операции оформляются  типовыми документами; принимаются и выдаются пригодные для использования деньги; поврежденные купюры сдаются в кассы банков. Прием наличных денег осуществляется с помощью приходных кассовых ордеров, на которых должна стоять подпись главного бухгалтера или уполномоченного лица и печать кассира. Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам или другим документам (платежные ведомости, заявления на выдачу, счет и др.). Документы на выдачу наличных денежных средств подписываются руководителем и главным бухгалтером банка, или уполномоченными ими лицами. Если работник предприятия не числится в штате предприятия, то выдача наличных денег производится по расходным выпискам на одно лицо или по отдельным ведомостям. По истечении установленных сроков (3–5 дней) не выданные наличные деньги декларируются и сдаются в банк, при этом составляется общий расходный кассовый ордер.

Информация о работе Сущность и функции денег