Управление и анализ финансовыми результатами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – провести анализ финансовых результатов (прибыли и рентабельности) на примере ООО «Надежда» и на основании полученных результатов сделать выводы о его финансово - хозяйственной деятельности. Доказать, что прибыль имеет самую главную и ведущую роль для существования предприятия, а также выработать пути повышения добываемой прибыли и эффективного управления конечными финансовыми результатами.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы анализа и управления финансовыми результатами ………………………………………………………………………...9
1.1. Понятие и значение финансовых результатов……………………………..9
1.2. Методика анализа показателей финансовых результатов……………….14
1.3. Управление финансовыми результатами…………………………………18
Глава 2. Анализ финансовых результатов на примере ООО «Надежда»………27
2.1. Характеристика ООО «Надежда»…………………………………………27
2.2. Анализ влияния факторов на валовую прибыль…………………………28
2.3. Анализ влияния факторов на прибыль (убыток) от продаж…………….30
2.4. Анализ влияния факторов на прибыль (убыток) до налогообложения...34
2.5. Анализ влияния факторов на чистую прибыль…………………………..37
2.6. Анализ рентабельности…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Танюхин диплом.doc

— 448.00 Кб (Скачать)

   1. Прибыль образуется в результате превышения доходов над расходами, если же расходы превышают доходы, то организация терпит убытки. Отсутствие прибыли означает, что организация не может осуществить жизнеспособный бизнес, при котором доходы от деятельности перекрывали бы расходы.

   2. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.

   3. Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.  Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, который на уровне предприятия принимает форму прибыли, а она как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом.

   Сущность  и роль прибыли в рыночной экономике проявляется через ее следующие основные функции:

  • оценка результатов хозяйственной и предпринимательской деятельности;
  • определение эффективности хозяйствования;
  • источник формирования доходов бюджета государства и органов местного самоуправления;
  • источник выплаты ренты, процентов и дивидендов;
  • накопление ресурсов для самофинансирования и приращения капитала;
  • контроль и регулирование хозяйственной деятельности.

   Функция оценки результатов хозяйственной  деятельности коммерческой организации  прямо соотносится с сущностью  прибыли как чистого дохода. Прибыльность организации оценивается в виде положительного результата, убыточность — в виде отрицательного. Однако суть данной функции состоит не только в оценке. Прибыль служит наградой за правильные хозяйственные решения, а убыток соответственно — своеобразным наказанием за неэффективную работу. Проявление инициативы, внедрение инноваций, риски делают возможным получение сверхприбыли. Такая сверхприбыль под воздействием конкуренции постепенно исчезает, а значит, формируются новые побудительные мотивы для ее возобновления.

   Функция определения эффекта от хозяйственной деятельности позволяет соизмерить финансовый результат (прибыль или убыток) коммерческой организации с результатами других организаций, работающих в данной отрасли или в аналогичных условиях. Это соизмерение носит вполне реальный характер, ибо прибыль отражает действительное накопление ресурсов, а убыток — их «проедание». Определение финансового эффекта позволяет оценить возможность и необходимость перераспределения финансовых потоков между отраслями и регионами, выбора различных вариантов инвестиций, привлечения заемных средств. Тем самым конкретизируются ответы на основные вопросы экономики: Что производить? Для кого производить? Как производить? Где производить? Когда производить?

   Следует отметить, что прибыль как абсолютный показатель позволяет измерить экономический  эффект, но отнюдь не эффективность  результатов хозяйственной деятельности. Для определения эффективности необходим другой относительный дополняющий прибыль показатель — рентабельность.

   Функция источника формирования доходов  бюджетов всех уровней предполагает перераспределение прибыли через  налоговую систему страны. При этом не только формируется экономическая и социальная основа развития государства и местных органов самоуправления, появляется инструмент активного регулирования экономики.

   Функция источника выплаты ренты, процентов и дивидендов состоит в том, что отсутствие прибыли, а тем более получение убытка не позволяет осуществить указанные платежи. Последствием этого является невозможность или существенные трудности в получении кредитов и займов, в арендных отношениях, в привлечении инвестиций. Невыплаты дивидендов в течение длительного периода провоцируют «сброс» акций на рынке ценных бумаг, понижение их стоимости и соответственно рыночной стоимости организации и капитала ее собственников.

   Функция источника накопления ресурсов для  самофинансирования и приращения капитала позволяет осуществлять экономический рост и развитие коммерческой организации за счет собственных источников средств. Это, с одной стороны, ослабляет ее зависимость от банковского кредитования, от инвесторов, а с другой — укрепляет самостоятельность и платежеспособность.

   Функция инструмента контроля и регулирования  хозяйственной деятельности проявляется в многообразных формах. Наиболее очевиден механизм, при котором нулевая прибыль есть сигнал об отсутствии средств для финансирования экономического развития, для формирования резервов, выплаты дивидендов и др., а полученные убытки — сигнал о «проедании» капитала и угрозе банкротства.

   Категория прибыли может быть также использована на всех стадиях управления и хозяйственной деятельности как мониторинговый показатель оценки деятельности подразделений организации для создания системы контроллинга и центров ответственности по затратам и прибыли в рамках данной хозяйственной организации. 
 

   1.2. Методика анализа  показателей финансовых  результатов

   Финансовый  результат — главный критерий оценки деятельности для большинства  предприятий. Однако так же, как множественны цели и задачи предприятия, существуют и различные методики определения финансовых результатов. Кроме того, здесь следует вспомнить о различных интересах партнерских групп предприятия. В связи с этим анализ финансовых результатов представляет собой едва ли не ключевую проблему анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

   Основные формулы расчета прибыли (по данным формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках»):

  1. Валовая прибыль (Пв):

                                     Пв = Вр – С/с,                                               (формула 1)

где  Вр –  выручка от продаж;

      С/с – себестоимость проданных  товаров, работ, услуг.

  1. Прибыль (убыток) от продаж (Пп):

                                        Пп = Вр – С/с – Кр – Ур,                             (формула 2)

где Кр – коммерческие расходы;

     Ур  – управленческие расходы.

  1. Прибыль (убыток) до налогообложения (Пн/о):

                                         Пн/о = Пп + Д – Р,                                         (формула 3)

где Д  – прочие доходы;

      Р – прочие расходы.

   4. Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода (Пч):

                                     Пч = Пн/о – отл. Н/а – отл. Н/о – н/п,               (формула 4)

где отл. Н/а – отложенные налоговые активы;

      отл. Н/о – отложенные налоговые  обязательства;

      н/п – текущий налог на прибыль. 

   Анализ  уровня и динамики валовой прибыли, прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) до налогообложения и чистой прибыли (убытка) включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный (временной) анализ, в ходе которого сравнивается уровень всех компонентов прибыли за ряд периодов, а также определяется их динамика (тенденции к изменению с течением времени);
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный (структурный) анализ - базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих финансовых показателей).
  3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
  4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

   В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

  1. Абсолютное отклонение:

                                            ± ∆ П = П1 – П0                                           (формула 5)

              где ∆ П – изменение прибыли;

            П1 – прибыль отчетного  периода;

            П0 – прибыль базисного периода.

  1. Темп роста:

                           Темп роста = (П1 / П0) *100% – 100 %              (формула 6)

  1. Изменение структуры:

                                       ∆ У = УП1 – УП0                                                (формула 7)

               где ∆ У – изменение структуры;

      УП1 – уровень отчетного периода;

         УП0 – уровень базисного периода.

   4. Факторный анализ – на величину  прибыли организации оказывают  влияние разные факторы. По  сути они воздействуют на финансово  – хозяйственную деятельность организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие – либо показатели (Рис. 1). В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.

   Основная  цель факторного анализа прибыли  – выявить факторы:

   ■ оказывающие наибольшее влияние на прибыль (значимые факторы);

   ■ оказывающие негативное влияние  на прибыль (критические факторы);

   ■ не оказывающие значимого влияния  на прибыль.

   В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств.

   Показатели  рентабельности — это важнейшие  характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

   Расчет  и факторный анализ рентабельности продаж и затрат:

   Рентабельность продаж представляет собой оценку способности выручки от продаж приносить прибыль. В финансовом анализе используются два коэффициента, характеризующие рентабельность продаж:

   ■  рентабельность по чистой прибыли (убытку) отчетного периода (Рпч);

   ■ рентабельность по прибыли от продаж (рентабельность реализованной продукции) (Рпп).

   Расчетные формулы этих коэффициентов выглядят следующим образом:

                                      Рпч = (Пч / Вр) * 100 %                                    (формула 8)

                                     Рпп = (Пп / Вр) * 100 %                                     (формула 9)

   Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

   Факторный анализ рентабельности продаж проводят по упрощенной схеме, рассматривая только два фактора:

   - соответствующий показатель прибыли;

   - выручка (нетто) от продажи  товаров, работ, услуг.

Информация о работе Управление и анализ финансовыми результатами