Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать современные методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Задачи:
1. раскрыть современные подходы к понятию «кредитоспособность»;
2. охарактеризовать объективные характеристики и содержание информационной базы оценки кредитоспособности;
3. проанализировать существующие методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка;
4. дать организационно-экономическую характеристику Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»;
5. исследовать практические банковские методы оценки кредитоспособности заемщика (на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»);

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности клиентов коммерческого банка…………………………………………...……………………………6
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности заемщика. ………………….6
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности…………………..15
1.3. Анализ методов оценки кредитоспособности …………………………26
2. Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» ….42
2.1. Организационно-экономическая характеристика Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…………………….42
2.2. Методы оценки кредитоспособности заемщика, используемые в Костромском филиале ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…..58
2.3. Тенденции развития оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка в Российской Федерации условиях финансового кризиса…………………………………………………………………………..69
Заключение…………………………...…………………………………………..81
Литература…………………………...

Работа содержит 1 файл

Сиваш Диплом.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Справка о доходах по форме Банка заверяется руководителем и главным бухгалтером организации, а также печатью организации. При отсутствии в штате организации должности главного бухгалтера или другого должностного лица, выполняющего его функции, справка о доходах по форме Банка может быть заверена только руководителем организации. В этом случае в справке должна быть сделана отметка, заверенная подписью руководителя организации, следующего содержания: «Должность главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции) в штате предприятия (организации) отсутствует».

Для определения среднемесячного дохода Клиента / Поручителя (К) при расчете максимальной суммы Кредита из суммы среднемесячного дохода за последние 3 месяца вычитается сумма среднемесячных удержаний за последние 3 месяца. Полученный результат используется для последующего расчета максимально доступной суммы Кредита.

При расчете максимальной суммы кредита (L) в Костромском филиале ОАО АКБ «Росбанк» рассматривают следующие варианты:

1. расчет максимальной суммы кредита (L) в случае если Поручителем выступает супруг(а) Клиента, супруг(а) Клиента отвечает требованиям Банка, предъявляемым к Поручителям, и предоставил(а) все необходимые документы (Приложение 12).

2. расчет максимальной суммы кредита (L) в случае если Клиент не состоит в браке или супруг(а) Клиента не отвечает требованиям Банка, предъявляемым к поручителям, и Поручителем является стороннее физическое лицо (Приложение 13).

3. порядок расчета суммы Кредита в случае, если Клиент не отказывается от заключения договора страхования (только в случае если валюта запрашиваемого Кредита – рубли РФ) (Приложение 14).

 

 


2.3. Тенденции развития оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка в Российской Федерации в условиях

финансового кризиса

В условиях финансового кризиса банки не только повышают ставки по кредитам, но и ужесточают требования к заемщикам. Сегодня в кредитах отказывают каждому третьему обратившемуся в банк. Непросто на практике получить и максимальную обозначенную в рекламе сумму.

Согласно официальной статистике Банка России, уровень просроченной задолженности у 15 наиболее активных на рынке потребительского кредитования банков (в число которых входит ОАО АКБ «Росбанк»), выдавших в 2007 году в общей сложности около четверти всех кредитов, достигает 5,2%. По оценке директора департамента розничного кредитования «Газэнергопромбанка» Павла Ильина, реальный уровень невозвратов у некоторых крупных банков достигает и 20%. Поэтому сейчас банки стараются пересмотреть свою кредитную политику, ужесточают требования к заемщикам, пересматривают методы оценки кредитоспособности. К этому их толкает и кризис на мировых банковских рынках, вызвавший проблемы с привлечением средств и рефинансированием кредитных портфелей, констатирует Павел Ильин [31].

Причины сложившейся ситуации также в удорожании и непосредственной трудности получения банками заемных средств для фондирования. В таких условиях банки ориентируются на выдачу кредитов более "качественным" клиентам.

В то же время растет грамотность банковских менеджеров, следствием чего является более взвешенное отношение к определению кредитоспособности заемщика.

Эти тенденции приводят к росту отказов банков в выдаче кредитов. По оценкам кредитных брокеров, за последние полгода уровень одобряемости кредитных заявок снизился примерно на 5%. Правда, в первую очередь это коснулось автокредитов и ипотеки, а не кредитов наличными. По мнению генерального директора "Кредитмарт" Николая Корчагина, банки даже не столько снизили процент одобрения кредитных заявок, сколько уменьшили фактически выдаваемые суммы кредитов. Банки требуют более низкого соотношения платежа по кредиту к получаемому ежемесячному доходу. В итоге банки дают меньше при тех же параметрах заемщика [8].

Если раньше банки могли позволить какие-то послабления при рассмотрении кредитной заявки, то сегодня к процессу оценки заемщиков они подходят намного строже, отмечает гендиректор группы компаний "Кредитный и финансовый консультант" Александр Гребенко. В частности, сегодня обращается особое внимание на наличие какого-либо имущества у человека. Отказы в случае отсутствия такового довольно распространены даже в беззалоговом кредитовании [49].

Кроме того, получить кредит в Москве гражданам, не имеющим постоянной столичной регистрации, на данный момент практически невозможно. Хотя в остальных регионах такие послабления остались. То есть взять кредит в Пензе житель Самары сможет, а в Москве - нет.

Сложно получить кредит и людям предпенсионного возраста. Скорее всего, человеку, собирающемуся через год-два на пенсию, банк даст кредит в значительно меньшем размере, чем людям более молодого возраста. Разница может составлять до 50% от суммы кредита.

Среди основных причин отказа в кредите чаще всего банкиры называют плохую кредитную историю клиента или предоставление недостоверной информации о себе или о своей работе. По оценке заместителя председателя правления "Уралсиба" Ильи Филатова, значительная часть отказов при кредитовании возникает еще на уровне автоматизированной проверки, около 20% отсеивается по результатам скоринга (анкеты, заполняемой со слов клиента), еще около 5-15% не проходит проверки службы безопасности [49].

Безусловно, тонкости настройки скоринговой системы оценки кредитоспособности заемщика у каждого банка свои, и держатся они в большой тайне как конкурентное преимущество.

Вместе с тем, по словам Ильи Филатова, доход человека не является ключевым фактором при скоринговой оценке. Фактически скоринг нацелен на то, чтобы определить, готов ли вообще человек возвращать долг [49].

Другой стороной процесса ужесточения требований к потенциальным заемщикам является заметное повышение лояльности банков к существующим клиентам. У большинства банков сегодня для повторных клиентов предусмотрены скидки. Чаще всего это либо отсутствие комиссий за выдачу кредита, либо пониженная на 1-2% ставка по кредиту, либо письменное предложение оформить еще один, уже заранее одобренный клиенту кредит. Некоторые банки снижают процентные ставки даже тем клиентам, которые успешно погасили кредит в другом банке. Например, в «МДМ-банке» для своих повторных клиентов ставка ниже на 1%, для клиентов других банков - на 0,5% [46].

Опрошенные   журналом «Компания»   эксперты  отметили,  что  ужесточение  требований  к заемщикам  и  повышение  ставок произошло в первую очередь у тех банков, которые ранее излишне «демократично» подходили к этому вопросу [40].

Банкиры стремятся  максимально  снизить  риск  невозврата кредита. Сразу несколько российских банков в настоящее время рассматривают возможность  применения  системы  так называемого «голосового скоринга», суть  ее  заключается  в  том,  что  специальная  компьютерная программа определяет  психологическое  состояние  потенциального заемщика в момент его   ответа   на  тот  или  иной  вопрос  анкеты,  делая  вывод  об  их правдивости.  Подобные  системы до последнего времени применялись лишь в спецслужбах,  но  необходимость  гарантировать  возврат  заемных средств заставляет  и  банки  искать  новые  схемы  проверки  кредитоспособности клиентов [39].

      Многие признают, что голосовой скоринг, скорее   всего,   является   следующим  этапом  развития  систем  оценки платежеспособности  клиентов,  и  его  внедрение  – лишь вопрос времени. Загвоздка  только  в  одном: как изменить менталитет россиян и объяснить им,  что масштабное внедрение подобной технологии может серьезно снизить стоимость  заемных  средств. Хотя  не  исключено,  что  менять  представление  россиян  о техническом прогрессе  в  банковской  сфере  кредитные  организации  станут,  снижая ставки   для   тех   заемщиков,  которые  пройдут  процедуру  голосового скоринга.  В  любом  случае,  говорить  об  эффективности данной системы можно  будет  говорить  лишь  после того, как она заработает и накопится необходимый объем статистической информации.

Хотя многие банкиры отрицают то,  что  они пересматривают свой механизм риск-менеджмента, практически все  работают над усовершенствованием системы скоринга. Это оптимальный путь  развития  в  условиях  финансового  кризиса, считает президент Национального  банка  «Траст»  Николай Фетисов. Он позволяет не только сохранить  клиентскую базу, но и расширить ее за счет тех, кому отказали в  займе  другие банки, либо тех, кто посчитал ставки в других кредитных организациях   чересчур   завышенными. Однако,  довести  свою  систему скоринга  до рабочеспособного состояния удается далеко не всем, одним не хватает  статистических  данных,  а  другим  –  банально  денег [31]. 

Банки, не  имея  возможности  тратить  средства  на дорогостоящие исследования, специалистов,   консультантов   или  решения  IT-компаний,  предпочитают обращать   более   пристальное  внимание  на  подлинность  удостоверений личности  и  перекладывать  бремя  плохих долгов на плечи добросовестных заемщиков  через  увеличение процентных ставок, чем на совершенствование методик и повышение квалификации персонала.

Именно поэтому  адекватную  и  полноценную  систему  скоринга в настоящее время удалось   выстроить   лишь   нескольким  крупным  российским  банкам,  у остальных  она  либо  приносит  убытки, либо вероятность принятия правильного решения составляет 50 на 50.

В   Россию   скоринг   пришел   сравнительно   недавно  –  с  началом формирования  полноценного рынка банковского ритейла. Есть два направления развития скоринговых технологий: создание собственных  программ  и  их заимствование. Большая часть банков вначале пошла  по  второму  пути,  они  купили  скоринговые  модели  у  западных разработчиков  и  попробовали их интегрировать в свои кредитные системы.

В Национальном  банке  «Траст»    пытались  внедрить  шаблонные модели, но их эффективность оказалась крайне   низкой,   поэтому   в   конечном   итоге   там  приняли  решение разрабатывать  собственные системы скоринга, признает президент    банка  «Траст»  Николай Фетисов. Это единственный возможный путь, потому что ни одна модель, сделанная в  одном банке, не будет работать в другом. За редким исключением, когда у  банков  очень  похожие методы продаж, тарифная политика и так далее, говорит он [39].

   Но   многим  банкам  удалось,  как  они  утверждают,  весьма  успешно применить   западные   системы   в   российской  действительности. Для разработки  моделей  в ОАО АКБ «Росбанк»  пользуется  программное  обеспечение компании SAS», рассказал заместитель директора департамента розничного бизнеса «Росбанка» Алексей  Кордичев.  При  этом  в  банке  создали  команду  для разработки   скоринговых  моделей,  которые  базируются  на  собственных данных   банка,   то   есть  учитывают  внутреннюю  специфику,  а  также региональные  особенности  и  прочие  нюансы,  присущие именно «Росбанку» [39].

В НБ «Траст» пошли по несколько иному   пути:   если   раньше   там   использовали   только социально-демографический   скоринг,  который  базировался  на  анкетных данных    заемщика,   то   сейчас   кредитная   организация   использует интегрированную   модель.   Она   включает   в   себя   уже   упомянутый социально-демографический   скоринг,   а  также  поведенческий  скоринг, который  базируется  на  данных  из бюро кредитных историй. В ближайшее время НБ «Траст»  планирует добавить  и  коллекторский  скоринг, то есть оценку вероятной  суммы  коллекторских  сборов  в  случае  возможного дефолта клиента. Поведенческий  и  коллекторский  скоринг  –  это  новшество для российского   рынка,   позволяющее   сделать   существенный   прорыв   в классификации  клиентов [48].

Споры  о том, какая система скоринга более эффективна, не утихают уже несколько  лет,  но  каждый  остается  при  своем  мнении: у одних лучше работают  западные  системы,  у  других  – российские. Приходится верить банкирам  на  слово,  так как проверить эту информацию не представляется возможным.

Относительно развития рейтинговой системы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческих банков, следует выделить следующие тенденции.

В  России  единого  рейтингового  пространства  пока  не  создано,  констатирует  Ольга Курганова, директор департамента маркетинга, рекламы и  PR  «Юниаструм»  Банка. Несмотря  на  то,  что  методы исследования операций,  методы  оценки  эффективности  и подготовки принятия решений, разработанные  российской  научной школой, имеют почти 70-летнюю историю и  признаны  во  всем  мире,  в  собственной  стране  они  еще  не нашли достаточного    практического   применения   по   отношению   к   оценке деятельности рыночных субъектов [17].

   Одна  из  причин  национального  отставания  —  отсутствие полноценной исходной   информации.  Копирование   с   западных   методик   рейтингования практически   невозможна,  так  как  они  «заточены»  под  Международные стандарты  бухгалтерского учета (МСБУ), которые для России пока остаются экзотикой.  К тому же западные схемы предполагают проведение углубленных исследований  субъектов  рейтингования, а в России большинство рейтингов формируется  «на дистанции». По мнению Кургановой, именно поэтому ссылки на западные методики часто «обыкновенный рекламный трюк» [58].

  Еще  одна  проблема  финансового  рейтингования — сильная зависимость рейтингов  участников  рынка  от  рейтинга страны в целом. Например, для    детальной    оценки    инвестиционной привлекательности   отдельных   городов   и  регионов  России  рейтинги международных   агентств   не  слишком  подходят,  так  как  существенно ограничиваются  показателями  общего  рейтинга  страны.

   Существенное   влияние   на  «вес»  рейтингов  в  последние  5—8  лет оказывают   так   называемые   медийные   рейтинги,   публикуемые  рядом российских  деловых  изданий.  Наиболее  известные  —  рейтинги журналов «Профиль», «Деньги», «Финанс» и «РосБизнес-Консалтинга» [8].

   Некоторые    участники   рынка   относятся   к   медийным   рейтингам скептически.  Одна  из  причин  заключается  в  том, что масс-медиа чаще всего  обнародуют  не  рейтинги,  а  рэнкинги — списки участников рынка, упорядоченные  по величине какого-либо показателя деятельности, например по размеру активов, капиталов, выданных кредитов и тому подобное.

Информация о работе Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»