Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать современные методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Задачи:
1. раскрыть современные подходы к понятию «кредитоспособность»;
2. охарактеризовать объективные характеристики и содержание информационной базы оценки кредитоспособности;
3. проанализировать существующие методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка;
4. дать организационно-экономическую характеристику Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»;
5. исследовать практические банковские методы оценки кредитоспособности заемщика (на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»);

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности клиентов коммерческого банка…………………………………………...……………………………6
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности заемщика. ………………….6
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности…………………..15
1.3. Анализ методов оценки кредитоспособности …………………………26
2. Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» ….42
2.1. Организационно-экономическая характеристика Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…………………….42
2.2. Методы оценки кредитоспособности заемщика, используемые в Костромском филиале ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…..58
2.3. Тенденции развития оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка в Российской Федерации условиях финансового кризиса…………………………………………………………………………..69
Заключение…………………………...…………………………………………..81
Литература…………………………...

Работа содержит 1 файл

Сиваш Диплом.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Статистические модели оценки кредитоспособности представляют собой процесс присвоения кредитного рейтинга исключительно на основе количественного, статистического анализа. Лишь небольшое количество банков полагаются в полной мере на статистические модели. Подобные модели основаны на расчете кредитного рейтинга по определенной формуле, включающей как количественные факторы — финансовые коэффициенты, так и некоторые качественные факторы, но стандартизированные и приведенные к количественному значению аспекты деятельности заемщика, например, отраслевые особенности, кредитную историю. Процесс функционирования статистической модели проходит три этапа.

На первом этапе определяются переменные (как правило, финансовые коэффициенты), оказывающие влияние на значение кредитного рейтинга. На втором этапе на основе статистических данных прошлых периодов определяется влияние каждого фактора на уровень кредитоспособности, что находит соответствующее отражение в весе коэффициента. На третьем этапе текущие переменные взвешиваются по степени влияния и определяется некое значение рейтинга, выраженное в баллах. Различные баллы соответствуют различным классам кредитоспособности заемщика. Экономические расчеты в данном случае проводятся с применением программных средств и минимальным действием человеческого фактора. Такие системы оценки используются в основном для анализа кредитоспособности малых и средних предприятий [60].

Модели ограниченной экспертной оценки основаны на применении статистических методов с последующей корректировкой на основании неких качественных параметров. Например, балльное значение рейтинга может быть скорректировано на несколько баллов в зависимости от мнения кредитного экономиста. Также банк может установить максимальное количество баллов для оценки качественных параметров, ограничивая тем самым влияние субъективных факторов на итоговое значение рейтинга. По оценкам Базельского комитета около 20% банков используют данную модель при анализе кредитоспособности крупных предприятий [37].

Модели непосредственно экспертной оценки используются 50% банков при определении кредитоспособности крупных и средних заемщиков. При такой оценке определить влияние того или иного фактора на величину кредитного рейтинга практически не представляется возможным. Экономисты рассчитывают финансовые коэффициенты, но значения интерпретируются индивидуально по каждому заемщику. Тем не менее в некоторых случаях на начальном этапе оценки используются именно статистические модели, задавая направление и границы дальнейшего анализа [61].

Очевиден факт, что детальный алгоритм определения рейтинга кредитоспособности является своеобразным ноу-хау конкретного банка (рейтинговой организации). Мы не можем с уверенностью говорить о степени влияния отдельных факторов на значение рейтинга. Поэтому ограничимся рассмотрением совокупности факторов, принимаемых во внимание при определении кредитного рейтинга.

Проанализируем некоторые выработанные с годами методики оценки кредитоспособности заемщика.

I. Американские банки применяют так называемое «Правило шести «си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си»: character (характер заемщика), capacity (финансовые возможности), capital (капитал, имущество), collateral (обеспечение ссуды), conditions (общие экономические условия),  сontrol (контроль) [50].

Под «характером» заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк намерен, прежде всего, выяснить, как заемщик относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него ранее задержки в погашении долгов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из своего личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию [11].

Финансовые способности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и перспектив изменения их в будущем. В принципе, у заемщика есть четыре источника средств для погашения ссуды: текущие кассовые поступления (доход или cash  flow), продажа активов, продажа акций, получение ссуды у другого кредитора.

Банки большое внимание уделяют также другим факторам кредитоспособности, таким как капитал фирмы, его структура, соотношение с другими статьями активов и пассивов, а кроме того обеспечение займа, его достаточность, качество и степень ликвидности залога в случае непогашения ссуды.

Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание «общие экономические условия», определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние как на положение банка, так и на финансовое состояние заемщика (другие производители аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т.д.).

Цель работы кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято решение о кредитоспособности заемщика и целесообразности выдачи ему кредита. Заемщик с более слабыми финансовыми позициями должен платить за кредит больше, чем более надежный заемщик.

При изучении кредитоспособности важное значение придается анализу коэффициентов, характеризующих соотношение различных статей баланса, и динамике этих показателей. Это важные источники информации прогнозов по поводу состояния дел фирмы и риска, связанного с выдачей ей кредита.

Коэффициенты, применяемые американскими банками в практике кредитного анализа, можно разделить на пять групп:

1) показатели ликвидности (liquidity rations) применяются для оценки того, как соотносятся наиболее ликвидные элементы баланса фирмы, ее оборотный капитал и краткосрочные обязательства.  Чем выше покрытие этих обязательств за счет быстрореализуемых активов, тем надежнее положение фирмы, тем больше у нее шансов на получение кредита у банка.

К числу показателей указанной группы относится коэффициент ликвидности (краткосрочные активы / краткосрочные обязательства).

Ранее считалось, что числовое значение этого показателя должно быть равно 2 и выше. В настоящее время не мене важным, чем величина показателя, считается состав и качество активов, используемых при расчете коэффициента. Если при высокой числовой величине показателя, например 3,5, в активах высока доля нереализуемых товарных запасов, коэффициент не свидетельствует о благополучии компании. И наоборот, коэффициент может быть меньше 2, но, если в активах преобладает наличность, ценные бумаги и другие ликвидные статьи, можно говорить о прочном финансовом положении.

В кредитной практике применяется еще один показатель ликвидности, называемый «кислотным тестом» (acid test) или коэффициентом «лакмусовой бумажки» ((касса + ценные бумаги + дебиторские счета) / краткосрочные обязательства).

При расчете данного показателя учитываются только те виды активов, которые могут быть легко и быстро превращены в наличные деньги. Показатель, равный 1, обычно свидетельствует об устойчивом положении фирмы. Однако для оценки достаточности этой цифры нужно сравнить ее со средним значением в отрасли, и, кроме того, необходимо проверить качество дебиторских счетов, составляющих более 90% числителя формулы [32].

2) Показатели задолженности (leverage rations) показывают, как распределяется риск между владельцами (акционерами) компании и ее кредиторами. Активы могут быть профинансированы либо за счет собственных средств (акционерный капитал), либо за счет займов (долг). Чем выше отношение заемных средств к собственности акционеров, тем выше риск кредиторов. Он показывает, какая часть всех активов компании покрыта за счет средств кредиторов, а какая за счет акционеров. Если показатель превышает 1, доля кредитов выше. Практика показывает, что оптимальная величина коэффициента не должна превышать 2.

3) Показатели погашения долга позволяют оценить способность компании оплатить текущую задолженность путем генерирования различных денежных средств в процессе операционной деятельности. Для детального анализа необходимо составить таблицу денежных потоков (cash flow statement). Но не более простым и оперативным является метод расчета коэффициентов погашения долга. Это прежде всего коэффициент денежного потока ((прибыль + амортизация + дивиденды) / долгосрочные займы со сроком погашения в пределах года).

Данный коэффициент показывает, какая часть денежных поступлений компании от операций будет необходима для покрытия основного долга и процентов по займам со сроком погашения в течение ближайшего года, или во сколько раз может уменьшиться приток кассовой наличности, прежде чем возникнут затруднения с погашением текущей задолженности.

Еще один показатель – коэффициент процентных выплат ((прибыль до уплаты налогов + процентные платежи) / процентные платежи). Коэффициент показывает, во сколько раз прибыль компании превышает сумму процентных платежей по займам. Показатель должен быть мене 1 [18].

4) Показатель деловой активности (activity ratios) позволяют оценить эффективность использования руководством компании ее активов. Цель коэффициентов состоит в  том, чтобы определить быстроту оборачиваемости задолженности и запасов (средняя сумма дебиторских счетов / сумма продаж в кредит). Данных коэффициент позволяет определить средний срок в днях инкассации средств по поставкам продукции покупателям с предоставлением отсрочки платежа.

5) Показатели рентабельности (profitability ratios) свидетельствуют об общей эффективности работы компании, об успешности политики ее руководства и отдельных служб. Первый коэффициент в данной группе характеризует отношение прибыли к сумме продаж (чистая прибыль / сумма продаж). Этот коэффициент не имеет стандартов, он связан с отраслью производственной деятельности и со многими другими факторами. Второй показатель – прибыль на единицу активов (чистая прибыль / активы). Коэффициент характеризует прибыльность производства с точки зрения использования активов компании. Последний показатель этой группы – доход, полученный на единицу акционерного капитала (return on enquity), свидетельствует о том, насколько эффективно и прибыльно использовались средства акционеров (чистая прибыль / акционерный капитал) [50].

Таким образом, проводится изучение финансовых отчетов заемщика, расчет различных коэффициентов на базе этих отчетов. Такой анализ позволяет глубже понять истинное положение дел компании, оценить перспективы ее развития и способность выплатить долг по кредиту.

II. Оценка  кредитоспособности заемщиков французскими коммерческими банками  включает в себя три блока [59]:

- оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

- оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

- использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

1. характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;

              2. факторы производства (трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала; производственные ресурсы; финансовые ресурсы; экономическая среда) [24].

На основе учета результатов деятельности определяются следующие показатели: 1 - выручка от реализации; 2 - валовой коммерческий доход или коммерческая маржа = выручка от реализации – стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий; 3 - добавленная стоимость = валовой доход – эксплуатационные расходы; 4 - валовой эксплуатационный доход = добавленная стоимость – расходы на зарплату – налоги на зарплату – оплата отпусков; 5 - валовой эксплуатационный результат = валовой эксплуатационный доход – уплата процентов за кредит + доход от вложения средств в другие предприятия – отчисления в фонд риска; 6 - прибыль, используемая для самофинансирования = валовой эксплуатационный результат – прибыль, распределяемая между работниками предприятия – налоги на прибыль; 7 - чистая прибыль = прибыль, используемая для самофинансирования + случайные доходы (расходы) – амортизация [18].

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности коммерческим банком можно привести методику банка Credit Lione. Эта методика построена на оборотных данных клиента, содержащихся в счете результатов и включает в себя 5 коэффициентов.

Каждый показатель оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. К этому итогу добавляются литеры А, В, С, Д в зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения – 20%. Совокупность баллов и литер определяет уровень кредитоспособности клиента.

Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. [44].

III. Кроме применяемых французскими банками внутренних методик оценки кредитоспособности в мировой практике существуют и внешние. К таковым можно отнести методики, применяемые независимыми рейтинговыми агентствами. Подобные агентства существуют уже длительное время и результатам их деятельности доверяют многие мировые финансовые институты [52].

Наиболее известными мировыми рейтинговыми агентствами являются «Moody's» и «Standard & Poor's». Агентства не раскрывают широкой общественности технологию определения кредитоспособности. Однако результаты их работы общедоступны. Итогом проведения оценки кредитоспособности или привлекательности той или иной страны, региона, отрасли или предприятия является кредитный рейтинг [56].

Кредитный рейтинг представляет собой оценку финансовой устойчивости и платежеспособности института. В Приложении 4 представлена классификация кредитных рейтингов, которые используют в своей деятельности ведущие рейтинговые агентства «Moody's» и «Standard & Poor's» [55]. Из Приложения 4 видно, что распределение рейтингов осуществляется в соответствии с характером обязательств, то есть с учетом краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Информация о работе Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»