Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель – исследовать современные методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Задачи:
1. раскрыть современные подходы к понятию «кредитоспособность»;
2. охарактеризовать объективные характеристики и содержание информационной базы оценки кредитоспособности;
3. проанализировать существующие методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка;
4. дать организационно-экономическую характеристику Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»;
5. исследовать практические банковские методы оценки кредитоспособности заемщика (на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»);
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности клиентов коммерческого банка…………………………………………...……………………………6
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности заемщика. ………………….6
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности…………………..15
1.3. Анализ методов оценки кредитоспособности …………………………26
2. Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» ….42
2.1. Организационно-экономическая характеристика Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…………………….42
2.2. Методы оценки кредитоспособности заемщика, используемые в Костромском филиале ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…..58
2.3. Тенденции развития оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка в Российской Федерации условиях финансового кризиса…………………………………………………………………………..69
Заключение…………………………...…………………………………………..81
Литература…………………………...
28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности клиентов коммерческого банка…………………………………………...………………
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности заемщика. ………………….6
1.2. Информационная база оценки кредитоспособности…………………..15
1.3. Анализ методов оценки кредитоспособности …………………………26
2. Современные методы оценки кредитоспособности заемщиков коммерческого банка на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» ….42
2.1. Организационно-экономическая характеристика Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…………………….42
2.2. Методы оценки кредитоспособности заемщика, используемые в Костромском филиале ОАО АКБ «Росбанк» …………………………...…..58
2.3. Тенденции развития оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка в Российской Федерации условиях финансового кризиса……………………………………………………………
Заключение…………………………...…………………
Литература…………………………...…………………
Приложения…………………………...…………………
Введение
Актуальность. Кредитование относится к традиционным видам банковских операций. Процесс кредитования связан с действием многочисленных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Проблема кредитного риска актуальна в современной российской действительности, особенностью которой является довольно небольшой опыт кредитования коммерческих организаций, невысокая степень его обобщения и кризисное состояние экономики.
Основным инструментом, позволяющим снизить кредитный риск, является анализ кредитоспособности клиента. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности должника своевременно и полностью погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя, размера кредита, который может быть предоставлен при данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять ресурсами и получать прибыль.
В условиях рынка возникает необходимость в сравнении и совмещении разнородной информации, касающейся кредитоспособности потенциального заемщика. С целью обеспечения сопоставимости такой информации разработаны методологические подходы, включающие в себя общую трактовку категории «кредитоспособность» и ее элементов, а также состав исходной информации для расчета показателей, характеризующих элементы кредитоспособности. Перечень элементов кредитоспособности заемщика и показателей, характеризующих их, может быть более широким или сокращенным в зависимости от целей анализа, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком.
Таким образом, одним из основных условий эффективной деятельности коммерческого банка является активное изучение вопросов, связанных с разработкой методов и моделей объективной оценки кредитоспособности заемщиков, что позволяет банкам принимать экономически обоснованные и взвешенные решения и выбирать наиболее приемлемые альтернативы размещения кредитных ресурсов.
Разработанность. Теоретические аспекты проблемы кредитоспособности заемщика и методологические подходы к анализу кредитоспособности заемщика исследовались в трудах широкого круга отечественных авторов: русских экономистов начала ХХ века, среди которых нужно отметить Н. Бунге: теория кредита; советских ученых О.И. Лаврушина: банковское дело: современная система кредитования, В.В. Ковалева: финансовый анализ: методы и процедуры; российских специалистов Н.Э. Соколинской: экономический риск в деятельности коммерческого банка, Г.М. Кирисюка и В.С. Ляховского: оценка банком кредитоспособности заемщика, а также других. В зарубежной литературе данная проблема изучалась Э. Альтманом, Ф. Блэком, Р. Мертоном, Э. Ридом и другими специалистами. На современном этапе над ней работают банковские аналитики, среди которых нами отмечены: А.Ф. Черненко, А.В. Башарина, Е.В. Новикова: современные методы исследования платежеспособности и кредитоспособности предприятия, А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев: методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций, В.С. Просалова: проблемы оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков, Э.О. Румянцев: исследование рейтинговых систем оценки кредитоспособности и финансовой устойчивости и другие.
Вместе с тем, трудности и вопросы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика, позволяют утверждать о широком пространстве исследования обозначенной проблемы.
Объект исследования – процесс анализа кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Цель – исследовать современные методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка.
Задачи:
1. раскрыть современные подходы к понятию «кредитоспособность»;
2. охарактеризовать объективные характеристики и содержание информационной базы оценки кредитоспособности;
3. проанализировать существующие методы оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка;
4. дать организационно-экономическую характеристику Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»;
5. исследовать практические банковские методы оценки кредитоспособности заемщика (на примере Костромского филиала ОАО АКБ «Росбанк»);
6. выявить тенденции развития оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка в Российской Федерации в условиях финансового кризиса.
Методологическая основа работы: методы анализа и синтеза, исторический подход, статистический подход, метод оценки, графический метод, метод таблиц.
Практическая значимость: отдельные положения и выводы, содержащиеся в данной работе можно использовать при изучении следующих дисциплин: «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», «Денежно-кредитное регулирование», «Экономика предприятия».
1. Теоретические основы анализа кредитоспособности
клиентов коммерческого банка
1.1. Понятие и сущность кредитоспособности заемщика
Особенности развития банковской системы, в частности российской, имеют большое значение для понимания эволюции формирования понятия «кредитоспособность», раскрытия экономического смысла, вкладываемого в данное понятие.
Законодательные основы операций по кредитованию изложены в статьях 819-821 II части Гражданского кодекса РФ [1], а также в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» [2]. Понятие кредитоспособности и методы ее оценки более детально рассматриваются в нормативно-правовых актах различных субъектов – участников рынка кредитных услуг.
Так, Методические рекомендации ЦБ России к Положению «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата» №54-П от 31.08.1998 года в п.1 указывают, что до принятия банком решения о целесообразности предоставления денежных средств клиенту банку-кредитору следует тщательно изучить все представленные заемщиком документы, а также провести проверку достоверности кредитуемых сделок, изучить кредитную историю клиента-заемщика, проанализировать вопрос о наличии или отсутствии задолженности по обязательствам клиента-заемщика, в том числе просроченной, проверить полномочия должностных лиц клиента-заемщика, подписывающих договор на предоставление денежных средств, проверить наличие и качество обеспечения (залога, банковской гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценить полученную информацию.
Банком-кредитором запрашиваются у клиентов документы, составленные по итогам работы клиента за прошедший год и на последнюю отчетную дату, банк-кредитор вправе запросить отчетность, составленную и за более ранний период времени, а также и на другие отчетные даты. Пункт 4 этого документа гласит, что решение о предоставлении денежных средств рекомендуется принимать на основе анализа финансового состояния заемщика; уровне его кредито- и платежеспособности; качества и ликвидности предлагаемого заемщиком обеспечения по размещаемым денежным средствам с учетом причитающихся процентов и возможных издержек банка-кредитора по получению исполнения; оценки рисков, связанных с кредитованием конкретного клиента [7].
В Инструкции ЦБ России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» №62а от 30.06.1997 г. указывается, что классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится на комплексной основе: в зависимости от финансового состояния заемщика, оцененного с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике, возможностей заемщика по погашению основной суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей, а также в зависимости от других критериев, приведенных в пунктах настоящей Инструкции. Формальные критерии отнесения ссуд к группам риска основаны на двух факторах: наличии обеспечения и наличия просрочки платежей и переоформлений кредитного договора. Из Инструкции следует, что финансовое состояние заемщика и наличие у него реальных экономических возможностей погасить кредит, из определения кредитного риска исключено [6].
Положение «Об организации внутреннего контроля в банках» №509 от 28.08.1997 г. дает следующие рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности: кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Эти суждения не всегда точны и корректны, а кредитоспособность заемщика может по целому ряду причин с течением времени ухудшиться. Основной риск, с которым банк сталкивается в течение своей деятельности, - это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора [4].
В Положении ЦБР от 26 марта 2004 года №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (вступление в силу с 1 августа 2004 года) указывается, что оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна производиться организацией на постоянной основе. Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик. Согласно данному Положению оценка качества ссуды основывается только на двух критериях: на основе анализа финансового состояния заемщика и качества обслуживания долга – то есть самое главное при оценке кредитного риска – это устойчивое положение заемщика, которое анализируется с помощью финансовых показателей [5].
Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обращения (Р.В. Колб, Р.Дж. Родригес, Э.Рид, Р. Коттер, Э. Альтман, Ф. Блэк, Р. Мертон и др.).
В российской литературе проблеме оценки кредитоспособности заемщика посвящен целый ряд работ, и, особенно, наиболее активные исследования приходятся на первые десятилетия ХХ века и начало 90-х годов.
В нашей банковской практике до кредитной реформы 1930-1932 гг. кредитоспособность трактовалась как присущее лицу умение, то есть желание, соединенное с возможностью оправдать оказанное доверие, исправно выполнять принятый на себя долг, своевременно погасить выданное обязательство.
Еще в конце XIX в. Н.Х. Бунге в работе «Теория кредита» приводит высказывание французского банкира Ло о том, что оказывая доверие, обращается внимание на их [клиентов] честность – она убеждает, что нет обмана; на искусство – оно дает надежду, что клиенты не обманутся в расчетах; на род их занятий – этим определяется надежда на процент, который ожидается [66].
Следует также отметить, что если Н.Х. Бунге связывал кредитоспособность с наибольшей неподвижностью капитала, считая гарантией возврата долга вложение денежных средств в недвижимость, то многие экономисты придерживались иной позиции (И. Андадуров и др.). В качестве основы кредитоспособности они рассматривали способность заемщика заработать средства для погашения ссуды в ходе нормального кругооборота фондов [20].
В советской экономической литературе (после НЭПа) практически отсутствовало понятие «кредитоспособность». Такое положение объяснялось ограничением использования товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а так же тем, что для кредитных отношений, которые преимущественно развивались в форме прямого банковского кредита, были характерны не экономические, а административные методы управления, отличающиеся высокой степенью централизации права принятия окончательных решений. Это практически исключало необходимость оценки кредитоспособности заемщиков при выдаче ссуд.
Происходящие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности заемщиков. Однако до сих пор многочисленные авторы, работающие в этом направлении (А.Д. Шеремет, О.И. Лаврушин, А.Ф. Черненко, Р.Г. Ольхова, М.О. Сахарова, Г.М. Кирисюк и другие), так и не выработали единого понимания кредитоспособности заемщика. Практически все исследователи демонстрируют представление о кредитоспособности как о некотором наборе характеристик потенциального заемщика, позволяющих судить о вероятности погашения им кредита. Однако содержание понятия существенно отличается от автора к автору.
Сначала рассмотрим точку зрения группы авторов, считающих, что кредитоспособность заемщика можно оценить в основном методами анализа финансовой отчетности, соответственно, понимающих кредитоспособность как чисто финансовую характеристику клиента.