Страховой рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы и социально-экономическая сущность страхового рынка………………………………………………………………….5
1.1 Сущность и функции страхового рынка……………………………….5
1.2 Роль страхования в социально-экономическом развитии общества…8
1.3 Участники страхового рынка………………………………………….11
2. Особенности функционирования страхового рынка в РФ……………...15
2.1 Экономические и исторические предпосылки возникновения страхового рынка в России……………………………………………………...15
2.2 Особенности развития страхового рынка в РФ………………………21
2.3 Проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка в РФ……………………………………………………………………….24
3. Роль государства в функционировании страхового рынка……………..32
3.1 Государственная поддержка страховой деятельности………………32
3.2 Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе……………………………………………38
4. Анализ деятельности страховой компании………………………………44
4.1 Основные виды предоставляемых страховых услуг…………………44
4.2 Особенности функционирования и перспективы развития…………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………60

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 101.29 Кб (Скачать)

   Однако страховой рынок не мог оставаться незаполненным. С развитием производства спрос на страховые услуги начал расти и, при отсутствии на страховом рынке России иностранных страховых компаний его могли заполнить только отечественные. Возникли предпосылки для формирования страхового рынка России  посредством создания собственных частных акционерных компаний. В июне 1827 г. было учреждено «Первое Российское от огня страховое общество». Обществу предоставлялось исключительное право на осуществление страховых операций в течение 20 лет с освобождением от налогов, исключая пошлины в казну. Более того, «Первому Российскому от огня страховому обществу» разрешалось принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Успешная деятельность данного общества способствовала появлению других страховых обществ. В 1835 г. учреждается «Второе Российское от огня страховое общество», в 1846 г. – товарищество «Саламандра». Соучредителями создаваемых страховых обществ были высшие государственные лица государства, на которых возлагалась обязанность курировать данные страховые общества. Довольно обширный неосвоенный страховой рынок России позволил трем указанным страховым обществам поделить сферу влияния на территории России. На смену государственной монополии в страховании пришла монополия частная.

   Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Начали возникать новые акционерные общества без монопольных привилегий: 1858 г. – Петербургское и Московское, 1867 г.- «Русское», 1870 г. – «Коммерческое» и «Варшавское», 1871 г. – «Северное», 1872 г. – «Якорь»7.

   Конкуренция, борьба за средства страхователя породила множество страховых компаний и одновременно создала условия для их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. В 1874 г. съезд представителей акционерных страховых обществ предпринял первые шаги по объединению страховщиков. Конвенция, принятая на съезде, предполагала установление общих страховых тарифов по видам страхования, а также ведение общей статистики. Тарифное соглашение получило название Страхового синдиката – по сути первого монополистического объединения в России.

   Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. За период 1863 – 1865 гг. было образовано 12 таких обществ.

   В 1875 г. наблюдался резкий рост активности на страховом рынке, существенно увеличился сбор страховых премий. За 1876 – 1885 гг. в России было создано 32 общества взаимного страхования.

   В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ. В Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. МВД России (выдача разрешений на страховую деятельность в России в то время находилась в ведении МВД) была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Все указанные общества специализировались только на личном страховании населения. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора со стороны МВД. За право проведения страховых операций в России иностранные страховщики обязаны были предварительно внести в государственное казначейство денежный залог в сумме 500 тыс. руб. золотом. Кроме того, в качестве обязательного условия требовалось резервировать 30 % собранных страховых платежей на счетах государственного банка. К концу XIX в. в России сложился страховой рынок, на котором, наряду с отечественными страховщиками, были представлены и иностранные страховые компании.

   Наибольшее распостранение в дореволюционной России имело страхование от огня. Второе место в имущественном страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование судов и грузов. В крупных городах получило распостранение страхование стекол от разбития. С 1900 г. общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж со взломом.

   Приход на страховой рынок России иностранных страховых компаний способствовал объединению российских страховщиков. В 1909 г. создается Всероссийский союз обществ взаимного страхования, объединивший 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В то же время был принят Устав «Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования».

   Союз страховщиков предлагал на страховом рынке страхование недвижимости и движимости, а также коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах. 

   В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущества на сумму 21 млрд. руб., что позволило собрать 204,9 млн. руб. страховых платежей. Большинство  акционерных страховых обществ было сосредоточено в Петербурге. Среди русских акционерных обществ крупнейшим по объему операций и по размеру капиталов было общество «Россия». Оно проводило восемь видов страхования на территории России и осуществляло страховые операции за границей. В Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах общество имело свои отделения и многочисленные агентства.

   По примеру других государств Россия стала рассматривать финансовые ресурсы страховых обществ как важный источник крупных инвестиций, в том числе и в государственные займы. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.

   Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательской способности рубля обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи. После октябрьской революции 1917 года началась национализация страхового дела. На фоне этих событий предпринимались попытки переправить капиталы страховых компаний за границу. 23 марта 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования. Однако гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной деятельности. Они ускорили национализацию страхового дела. В ноябре 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», которым была закреплена государственная монополия на страхование во всех видах и формах. В условиях, когда деньги почти полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, а также как платежное средство о развитии страхового рынка не могло быть и речи. В декабре 1920 г. было отменено государственное имущественное страхование в связи с тем, что оно потеряло всякую экономическую целесообразность. После победы в гражданской войне в 1921 г. государство предприняло меры по возобновлению страхования в России, при неизменной позиции об обязательности государственной монополии в данной деятельности. При Народном комиссариате финансов создается главное управление Госстраха – государственной страховой организации, монополизировавшей весь страховой рынок России. На протяжении многих десятилетий страхование в России оставалось в  исключительном ведении государства. Только в 1988 г. с принятием Закона «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование, началась демонополизация страхового дела в стране. Рассмотрению дальнейшего развития страхового рынка в России, его проблемам и перспективам посвящены следующие главы настоящей работы.

 

2.2. Особенности развития  страхового рынка в РФ

В 1992 г. после распада  СССР на базе Правления Госстраха  был создан Росгосстрах. Указом Президента от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные страховые предприятия преобразуются в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типа и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Каждое АСО и ТОО является юридическим лицом, т. е. имеет фирменное наименование, знак, печать, лицензию, устав и должно быть зарегистрировано органом местного самоуправления или Регистрационной палатой.

В зависимости от характера  формирования уставного капитала все  новые страховые компании делятся условно на два типа:

• акционерные, кооперативные  и другие организации как альтернативные (противостоящие) по отношению к  государственным страховым организациям

• АО с некоторым участием капитала органов Государственного страхования (например, Правления Госстраха Российской Федерации).

Согласно обследованию состояния деловой активности страховых  организаций, проведенному Центром  экономической конъюнктуры при  Правительстве Российской Федерации, оказалось, что по состоянию на 1995 г. среди организационно-правовых форм преобладают АО закрытого типа - 36% (более 1/3 компаний), 58 - в смешанной собственности (АО открытого типа, ТОО, СП и др.) и только 6% их находится в государственной и муниципальной собственности. При этом 2/3 страховых организаций относятся к числу малых (с уставным капиталом не более 30 млн руб.), крупные компании (свыше 100 млн руб.) составляют 21, а крупнейшие (свыше 0,5 млрд руб.) - только 4% .

Преобладание относительно небольших компаний на страховом  рынке отражается и на характеристике численности занятых в них работников. Две трети обследованных организаций располагают относительно небольшим штатом сотрудников - до 30 человек (имеется в виду численность без страховых агентов).

Срок работы на страховом  рынке большинства организаций ограничивается тремя годами (71%). 13% существуют менее 1 года. "Взрослые" страховые компании (свыше 3 лет) составляют 29% выборки. Естественно, что самыми "старшими" по возрасту являются государственные компании, восемь из десяти которых работают на страховом рынке более 3 лет.

Основная масса обследованных  ТОО имеет возраст - от 1 года до 2 лет (44%) и от 2 до 3 лет (42%). Самая высокая  доля организаций моложе 1 года наблюдается  среди АО закрытого типа (19%). Из-за относительной "молодости" страховых организаций 37% из них не имеют собственных филиалов, а 31% имеют менее 5.

Государственные организации, наиболее долго действующие на страховом  рынке, имеют самую развитую сеть филиалов (44% располагают от 21 до 40 филиалами  и 31% -свыше 40). Компании других видов собственности "разрослись" значительно меньше: среди АО открытого типа лишь 18% имеют от 21 до 40 филиалов и 11% - свыше 40 филиалов; среди АО закрытого типа и ТОО - 5% и 0% соответственно. В целом основная масса АО открытого типа располагает числом филиалов до 10, АО закрытого типа - до 5 филиалов, а шесть из десяти ТОО вообще их не имеют.

Таблица 2.1

Показатели страхового рынка по итогам 2006, 2007 и 2008 гг., млн. руб.

 

 

Согласно полученным данным, уже сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так, на страхование только первой категории клиентов ориентировано около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний.8

Среди юридических лиц  основными потребителями страховых  услуг являются промышленные предприятия. Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяйственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно-финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% - обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа, как пенсионеры.

Государственные компании (три четверти) больше других ориентированы  на выполнение услуг для всех категорий  клиентов.

Подавляющее большинство  обследованных государственных  компаний (88%) заключило договора и  обслуживает клиентов из числа физических лиц. АО открытого типа имеет клиентов как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть АО закрытого типа имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части ТОО (42% и 47% соответственно). Практически ни одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более, чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время ни одна государственная компания не работает с менее, чем 100 государственными предприятиями.9

Основные выводы:

=> В сегменте страхования жизни, наряду с увеличение классических накопительных договоров, сохраняются определенные объемы зарплатных схем. При этом, с конца 2007-начала 2008 гг. наблюдается активизация большого количества иностранных и отечественных (по составу акционеров) страховщиков, активно развивающих «кредитное страхование жизни» аффилированных с ними банков. Дальнейшее развитие этого направления деятельности в сегменте определяется позицией ФАС по пресечению подобных монопольных соглашений.

Информация о работе Страховой рынок