Стратегический контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

     Упоминание, в числе прочих отраслей, отрасли  телекоммуникации говорит о стратегическом интересе государства в ее развитие. Мало того, государство создает равные условия для всех участников этой отрасли.

     Особая  заинтересованность государства видна  на примере стратегических направлений  деятельности Агентства РК по информатизации и связи:

  • предоставление государственных электронных услуг населению и организациям;
  • обеспечение населения и организаций доступными и качественными услугами связи;
  • переход граждан и организаций к широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. [42]

     О проблемности отрасли говорит анализ текущей ситуации по стратегическому  направлению «Обеспечение населения  и организаций услугами доступными и качественными связи».

     Проблемы:

  • низкие темпы телефонизации сельских населенных пунктов;
  • низкий уровень плотности абонентов фиксированной связи;
  • отсутствие реальной конкуренции на рынке фиксированной связи;
  • недостаточное развитие широкополосного доступа к сети Интернет;
  • нехватка свободных полос радиочастот;
  • проблемы взаимоподключений сетей между операторами подвижной и фиксированной связи;
  • проблемы обмена интернет-трафиком между операторами связи на территории Республики Казахстан;
  • высокие тарифы на услуги сотовой связи.

     Проводимые  мероприятия:

  • в рамках реализации Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006-2008 годы проводимые мероприятия по развитию телекоммуникационной отрасли позволили достичь следующих результатов: плотность фиксированных телефонных линий – 20,8 на 100 жителей страны; плотность абонентов сотовой связи - 87 на 100 жителей страны; плотность пользователей Интернета - 11 на 100 жителей страны; уровень цифровизации местных сетей телекоммуникаций - 83 %;
  • количество абонентов сотовой связи составило более 12 млн., при этом показатель плотности составил 87 абонентов на 100 жителей, что превышает установленный Программой развития отрасли телекоммуникаций на 2006-08г. показатель 50 на 100;
  • агентством, совместно с операторами сотовой связи проводятся мероприятия, направленные на снижение тарифов: в 2008 году операторами сотовой связи предлагались различные тарифные планы, в которых тарифы пересмотрены в сторону снижения; тарифы ТОО «Мобайл Телеком - Сервис (торговая марка «NEO») - 15 тенге в минуту по всем направлениям внутри страны и 32 тенге на международные звонки, тариф на звонки внутри сети «NEO» снижен до 0 тенге (15 тенге за соединение);
  • агентством выданы разрешения на использование радиочастотного спектра более 20 компаниям для оказания услуг беспроводного радиодосутпа (Wi-Fi, Wi-Max);
  • в настоящее время в Казахстане наблюдается рост числа пользователей сети Интернет. По итогам 2006 года плотность пользователей Интернет составляла 2,7 на 100 жителей; в 2007 году - 4 пользователя на 100 жителей; по состоянию на июнь 2008 года - 11 на 100 жителей. Подключено к сети Интернет 7405 школ или 94 %, из них 5785 сельских школ или 92,5% от общего числа школ в СНП;
  • операторами связи осуществляется построение городских мультисервисных сетей доступа и транспортных сетей Metro Ethernet на базе существующей городской волоконно-оптической инфраструктуры, что позволит организовать внедрение новых видов услуг таких, как массовый широкополосный доступ в Интернет на основе ADSL, организовать городские высокоскоростные каналы;
  • ТОО «Востоктелеком» выданы лицензии и разрешения на использование радиочастотного спектра для телефонизации и интернетизации сельских населенных пунктов по технологии CDMA450;
  • агентством в рамках Межведомственной комиссии по радиочастотам проводятся работы по высвобождению полос радиочастот для гражданского назначения.

     Очевидно, что основная причина низкого  уровня информатизации, телефонификации  и интернетизации населения кроется  в слабости самой отрасли телекоммуникационных услуг. Слишком много неудачных  проектов выводится операторами на рынок, слишком низкая отдача от продажи телекоммуникационных услуг и как следствие боязнь операторов во вложении средств в новые, инновационные проекты.

     3.2 Основные направления  совершенствования контроллинга  в ТОО «GSM Kazakhstan» АО «Казахтелеком»

 

     Проведенный во второй главе данной работы анализ системы и процесса контроллинга в компании ТОО «GSM Kazakhstan», показали ее с лучшей стороны. В компании уже  не один год успешно функционирует  структурированная система контроллинга, построенная с учетов зарубежного опыта, но были обнаружены и слабые стороны организации процессе контроллинга:

     1. слабая организация управленческого  учета в качестве одной из  составляющих контроллинга компании;

     2. отсутствие специализированной  информационной системы сбора и обработки аналитической информации, используемой в контроллинге.

     Попробуем сформулировать ряд предложения  по устранению этих недостатков.

     Совершенствование системы управленческого учета  должно содействовать решению проблем  в функционировании системы управленческого учета, которые, в свою очередь, препятствуют повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

     Поэтому важно перечислить основные проблемные моменты, на устранение которых и  необходимо ориентировать программу  по совершенствованию и развитию системы управленческого учета, которая в свою очередь, является предметом внутреннего аудита системы управленческого учета в ТОО «GSM Kazakhstan».

     В качестве приоритетных, выбраны следующие  направления совершенствования  системы управленческого учета в ТОО «GSM Kazakhstan»:

     1. совершенствование структуры, иерархии, содержания и формы представления  управленческих отчетов;

     2. развитие системы финансового  планирования и бюджетирования;

     3. разработка стратегии развития  компании с последующей увязкой кратко-, средне- и долгосрочного горизонтов планирования;

     4. совершенствование системы учета  затрат.

     Основываясь на результатах анализа широкого круга учебно-методической литературы, публикаций и исследований, были выявлены некоторые характерные для большинства компаний недостатки систем управленческого учета:

  • ныне действующая на казахстанских предприятиях система сводок рапортов, справок и отчетов, как правило, крайне фрагментарна и не отвечает требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению управления производством в настоящих условиях (полноте информации, ее сопоставимости, оперативности, точности, краткости, целесообразности и т.п.);
  • отсутствует ряд конкретных форм аналитических отчетов;
  • отсутствует иерархия форм отчетов для разных уровней управления. Отсутствует подробный регламент периодичности составления аналитических отчетов для различных пользователей.

     В результате можно выделить рекомендуемые  направления совершенствования  системы управленческого учета  и отчетности на казахстанских предприятиях.

  • проектирование оптимальной иерархии отчетов и их адаптация к нуждам руководителей различных уровней. В таблице 14 представлена примерная модель отчетности системы управленческого учета на предприятии.
  • разработка системы долго - (5-10 лет) и среднесрочного (3- 5 лет) планирования на основе оценки конкурентоспособности предприятия на внутреннем и мировом рынке. Увязка долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;
  • оптимизация системы бюджетирования;
  • совершенствование системы учета затрат и нормативной базы расчета их планового уровня. [24, c.258]

     В рамках первого направления - совершенствование  системы управленческой отчетности, определение иерархии отчетов и  их адаптация к нуждам руководителей  различных уровней - наиболее существенными  представляются следующие мероприятия:

  • анализ действующей системы управленческой отчетности, ее состава, структуры и функций, а также организационно-технических аспектов ее функционирования;
  • оценка уровня автоматизации информационных потоков и процессов принятия решения и при необходимости приведение их в соответствие с требованиями системы отчетности управленческого учета.
 

 

      Таблица 14. Примерная модель отчетности системы управленческого учета для ТОО «GSM Kazakhstan»

Материальные  потоки виды деятельности «Закупки» и распределение материальных ресурсов «Производство» (затраты) «Продажи» (реализация)
Операционная  деятельность Оценка  потребности в материальных ресурсах Отчет о  затратах на сбыт и маркетинг
Отчет о потреблении мат.ресурсов Отчет о выпуске  продукции
Отчет о запасах мат. ресурсов Отчет о запасах  готовой продукции Отчет о продажах
Отчет о закупках мат.ресурсов Отчеты о  затратах на производство Отчет об отгрузке
Инвестиционная  деятельность Отчет о закупке  и движении основных средств Отчет об эффективности инвестиций Отчет о работе с ценными бумагами
Финансовая  деятельность Контроль и  регулирование финансовых результатов Отчеты  о результатах основной деятельности
Контроль  и регулирование дебиторской  задолженности Отчеты  о кредиторской задолженности
Контроль  поступления и использования  денежных средств Отчет о  дебиторской задолженности
Контроль  исполнения плана распределения  прибыли Отчет о  движении денежных средств
  Сводные отчеты для руководства
Примечание: составлено автором на основе источника [28]
 

     Таким образом, в компании ТОО «GSM Kazakhstan» была выявлена потребность в реформировании системы стратегического контроллинга для решения следующих задач:

     -обеспечение «трансляции» стратегии с уровня всей компании на уровень конкретного филиала;

     -дивергирования целей в рамках филиала за счет изменения организационной структуры;

     -разработка причинно-следственных связей между целями и показателями достижения целей на стратегическом и оперативном уровнях, а также между показателями деятельности различных служб в рамках филиала;

     -модернизация системы мониторинга внешней среды для более раннего и гибкого реагирования на потенциальные шансы и риски.

     - отделу развития бизнеса рекомендуется уделить особое внимание вопросу увеличения рыночных позиций компании ТОО «GSM Kazakhstan».

     -отделу логистики необходимо принять меры по увеличению складских помещений. 

     Таблица 15. Оценка существующей системы управления ТОО «GSM Kazakhstan»

Элемент управления Достоинства Недостатки
Система стратегического управления Четкая стратегия  развития на: достижение синергетического эффекта за счет унификации и стандартизации основных бизнес-процессов, единой стратегии  продвижения продукции на рынке, применения единых стандартов качества. На уровне филиалов четкая стратегия развития в регионе, связанная с общей стратегией компании, отсутствует.

Большинство сотрудников не осведомлены о  ключевых стратегических направлениях развития компании.

Система учета и контроля В компании активно  применяется оперативный управленческий учет, используется система показателей эффективности деятельности подразделений, включающая не только финансовые показатели. Используемые  показатели оценки эффективности деятельности не увязаны между собой причинно-следственными  связями, что делает невозможным  оценку вклада того или иного показателя в общий результат.
Мониторинг  внешней среды Мониторинг  внешней среды (анализ рынка и  деятельности конкурентов) проводится на регулярной основе Службой маркетинга Мониторинг  внешней среды носит сугубо направленный характер, а также находится в ведении одной службы, что значительно сужает возможность раннего обнаружения «слабых» сигналов, кроме того, повышает риск предоставления недостоверной информации
Развитие  бизнеса На данном этапе, ТОО «GSM Kazakhstan» находится в стадии роста. Вопросами развития занимается отдел развития бизнеса. Компания удерживает небольшую рыночную долю по объёмам  продажи бытовой техники и  электроники. Также следует отметить, то что компания понемногу теряет свои позиции на данном сегменте рынка.
Система логистики В ТОО «GSM Kazakhstan»  логистику осуществляет соответствующий  отдел. Компания растет огромными темпами, и постепенно назрел дефицит складских помещений. Квалифицированных операторов, умеющих  работать со специфическими видами грузов, не хватает, а для компании важна скорость приемки товара, его обработки и отправки в магазины.
Примечание: составлено автором на основе источника

Информация о работе Стратегический контроллинг