Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат
Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка
Методические рекомендации, разработанные в процессе написания данной работы, предполагают реализацию следующей программы действий по совершенствованию системы контроллинга:
1.
Изменение организационной
2.
Для обеспечения независимости
и равноудаленности службы
3.
Основное внимание требуется
уделить совершенствованию
Предложенные
изменение организационной
С
целью нивелирования
Рисунок 10. Модель внутрифирменного планирования в системе контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan»
Примечание:
составлено на основе источника
В рамках подсистемы генерального целевого планирования и стратегического планирования на основании результатов исследования макроокружения, изучения рынка определяется стратегическая позиция, осуществляется выбор направления развития, должны вырабатываться миссия, стратегическая концепция, стратегические цели и показатели деятельности предприятия.
Принятые стратегические цели должны детализироваться до уровня текущих действий (мероприятий) и различного сервисного обеспечения этих действий (мероприятий). Данная деятельность осуществляется в рамках подсистемы оперативного и финансового планирования.
Операции в рамках каждой подсистемы увязываются в единую систему посредством различных систем показателей, которые реализуют функции стратегического контроллинга и позволяют отслеживать ход реализации стратегии.
Интерактивно используемые системы показателей требуют непрестанного участия менеджмента, постоянно «подгоняют» предприятия, генерируя напряженность, и имеют характер расширяющей системы. В качестве интерактивной системы можно использовать систему селективных показателей Вебера.
Для связи сформированных и принятых стратегических идей с оперативными действиями (мероприятиями) должны быть применены диагностические системы показателей. Данные системы не требуют постоянного внимания со стороны менеджмента, саморегулируются с помощью сигналов обратной связи и носят стабилизирующий характер. В качестве подобных систем могут применяться Du Pont, Pyramid Structure of Ration, ZVEI, RL, сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard) и др.
Для связи целей и планов действий (мероприятий) по их достижению в оперативных подразделениях с возможностью обеспечить эти действия финансированием должно быть применено бюджетирование.
Следует отметить, что выше предложенные к применению системы показателей подлежат адаптации в соответствии со спецификой деятельности ТОО «GSM Kazakhstan» или рекомендуется разрабатывать собственные системы показателей.
Таким образом, использование вышеописанной модели:
1)
позволит повысить
2)
даст возможность
3) повысит эффективность системы планирования (предполагает использование бюджетирования).
Рассмотрим вопрос практического применения предлагаемой модели на примере ТОО «GSM Kazakhstan». В компании процесс управления осуществляется в рамках функциональной организационной структуры. Рассмотрим внедрение модели в рамках преобразования существующей структуры ТОО «GSM Kazakhstan».
Практическое применение и успешное функционирование предлагаемой модели на предприятии возможно при выполнении следующих условий:
1) наличие эффективной команды (представители высшего руководства), главной задачей которой является принятие соответствующих стратегических решений;
2) выделение в организационной структуре предприятия отдела (центра) стратегического развития, который осуществляет деятельность по разработке стратегии во взаимодействии с функциональными службами, координации их действий и реализации выработанной стратегии;
3)
наличие эффективной
4)
планы целей и мероприятий
должны быть увязаны с
5)
наличие системы мотивации
Среди перечисленных условий в ТОО «GSM Kazakhstan» в большей степени выполняется третье условие, выражающееся в использовании системы менеджмента качества (СМК). Эта система позволяет синхронизировать процессы на основе внедрения стандартов и ориентирована на реализацию требований клиентов. Однако улучшение деятельности по процессам осуществляется без системной увязки. Применение предлагаемой модели позволит нивелировать недостаток СМК и получить эффект от совместного использования. [29, c.334]
Для решения задач стратегического контроллинга на объекте исследования оптимальным является внедрение следующих инструментов стратегического контроллинга:
-системы
раннего распознавания в
-сбалансированной
системы показателей (ССП) для
оценки деятельности филиала
(на основе модели Balanced Scorecard Нортона
и Каплана с четырьмя
Внедрение ССП позволит осуществить взаимоувязку контролируемых показателей деятельности филиала с общей стратегией компании, устранить отсутствие причинно-следственных связей между показателями, что облегчит анализа причин отклонений фактических результатов деятельности от планируемых, связать показатели деятельности и систему мотивации сотрудников, и таким образом обеспечить баланс индивидуальных целей сотрудников со стратегическими целями компании.
Итогом внедрения ССП становится разработка контроллерами индивидуальных карт для сотрудников как высшего, так и среднего управленческого звена, включающие стратегические цели, выраженные в конкретных финансовых и нефинансовых показателях, целевые значения для данных показателей в помесячной детализации и ключевые действия, необходимые для реализации поставленных целей.
Сбалансированность системы при этом обеспечивается за счет причинно-следственных связей между всеми целями и показателями на каждом иерархическом уровне.
Таким образом, предложенные программы действий могут быть взяты за основу для реформирования системы контроллинга в компании ТОО «GSM Kazakhstan».
Для удовлетворения остальным условиям в ТОО «GSM Kazakhstan» необходимо:
Подводя итоги данной главы, сформулируем следующие выводы:
Стратегический контроллинг ранее не очень часто встречавшийся в отечественных условиях, сейчас все глубже проникает во все сферы экономики. Важность стратегического контроллинга понимает и правительство, создавая все условия для развития предприятий в данном направлении. Ведь именно контроллинг в значительной мере способствует повышению конкурентоспособности казахстанских предприятий, что является одной из важнейших задач правительства с момента стратегии Казахстан-2030.
Затрагивая
вопросы совершенствования
Так
среди главных направлений
Также
были предложены менее существенные,
но необходимые мероприятия
В заключении исследования необходимо подвести итоги и сформулировать выводы.
Первая
глава данной работы, посвященная
теоретическим вопросам контроллинга
и его месту в системе
Основная конечная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, - например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же - получение прибыли.