Стратегический контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:57, реферат

Описание работы

Стратегический контроллинг: сущность и содержание в условиях рынка

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 851.50 Кб (Скачать)

     Находясь  на пересечении учета, информационного  обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

     Контроллинг основывается на научных достижениях  различных дисциплин: экономической  теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически; кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно.

     Появление контроллинга на современных предприятиях объясняется следующими причинами:

     1. повышение нестабильности внешней  среды выдвигает дополнительные  требования к системе управления  предприятием, в частности:

  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
  • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
  • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций.

     2. усложнение систем управления  предприятием требует механизма  координации внутри системы управления;

     3. информационный бум при недостатке  релевантной (существенной, значимой) информации требует построения  специальной системы информационного обеспечения управления;

     4. общекультурное стремление к  синтезу, интеграции различных  областей знания и человеческой  деятельности.

     Изучение  опросов менеджеров свидетельствует, что большинство руководителей  крупных компаний ценят контроллинг  прежде всего за то, что он активно помогает им решать наиболее сложные вопросы, связанные с конкурентоспособностью управляемых ими объектов.

     Важно отметить, что особенностью контроллинга является его направленность на перспективу, на поиск путей дальнейшего развития компании и совершенствования бизнес-процессов на базе анализа ключевых показателей результативности.

     Можно утверждать, что в качестве инструмента  менеджмента контроллинг стал системой информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всем функциональным сферам деятельности компании.

     Контроллинг позволяет успешно решать проблемы, возникающие в рамках информационной революции, являясь одним из наиболее эффективных инструментов управления на микроуровне в условиях глобализации и в обществе инноваций по следующим обстоятельствам:

  1. контроллинг обеспечивает систематический и квалифицированный контроль за функционированием всех звеньев организации в их взаимодействии и взаимозависимости, относительно реализации мероприятий, намеченных планом, позволяет вскрывать недостатки практики планирования, оптимизировать их посредством своевременного внесения необходимых коррективов, посредством компьютерных программ;
  2. контроллинг служит действенным инструментом повышения ответственности руководителей и персонала служб и подразделений организации за результативность их деятельности, реализацию в установленные планом сроки намеченных заданий. Разработка компьютерных программ, оптимизирующих вариативные задания, стимулирует постоянное повышение квалификации работников, систематическое приобретение необходимых новых познаний, развитие способностей работы с информацией, что является объективно необходимым в обществе знаний;
  3. использование потенциала контроллинга помогает руководителям и персоналу предприятия в максимальной мере и в относительно короткие сроки адаптироваться к условиям и специфики общества инноваций, рациональнее использовать его возможности и резервы.

     В условиях глобализации мировой экономики  при всеобщей либерализации рыночных связей осуществляется свободное движение капиталов, происходит революция в  сфере новейших информационных технологий, компьютеризация всей системы управления предприятием. В теории и практике менеджмента активное использование такой инновации как контроллинг становится в этих условиях объективно необходимым.

     В современных условиях информатизации и компьютеризации бизнеса контроллинг  превращается в один из наиболее эффективных  инструментов управления, в наибольшей степени соответствующий задачам и требованиям сегодняшнего дня. Система контроллинга активно содействует своевременному выявлению и устранению возникающих трудностей бизнеса, повышению его рентабельности и результативности.

     Во  второй главе данной работы были исследованы  система и процесс организации  контроллинга на базе ТОО «GSM Kazakhstan», занимающего ведущее место в  на рынке телекоммуникационных услуг  Республики Казахстан.

     Так система контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan»  структурирована на следующие группы, которые являются этапами контроллинга:

  • учет,
  • планирование,
  • контроль и регулирование,
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • дополнительные, внесистемные функции.

     Работа  контроллинга оказывает огромное воздействие  на практическую реализацию всех основных функций управления в компании. Это касается планирования и прогнозирования, организации, координации, контроля.

     Контроллинг обеспечивает рост квалификации как  руководства, так и всего персонала  ТОО «GSM Kazakhstan», поскольку побуждает на деле применять новые методы, современные знания, инновации для решения стоящих перед бизнесом проблем.

     Практическое  применение системы и инструментария контроллинга ведет к повышению  качества и эффекта деятельности не только отдельных звеньев, подразделений и служб ТОО «GSM Kazakhstan», но и всей его системы в целом, открывая большие конкурентные преимущества перед теми, кто к контроллингу пока не прибегает.

     С помощью контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan»  успешно решает большинство финансовых проблем, в частности, укрепление платежной дисциплины структурных подразделений предприятия, формирование центров прибыли и внедрение бюджетирования, повышение качества управления затратами, регулирование денежных потоков организации, устранение неконтролируемой дебиторской задолженности, пополнение оборотных средств, укрепление платежной дисциплины и т.д.

     Контроллинг обеспечивает прозрачность производимых в ТОО «GSM Kazakhstan» расходов и определение их экономически оправданной величины.

     Потенциал контроллинга в ТОО «GSM Kazakhstan» позволяет наиболее эффективно планировать как доходы, так и расходы компании, контролировать процессы мобилизации доходов и направления затрат, а также оценивать их рациональность и, кроме того, на его основе подготавливать конструктивные предложения по улучшению действующей практики.

     Применение  принципов контроллинга открывает  ТОО «GSM Kazakhstan» возможность существенного  улучшения процессов и результатов  бюджетирования, что обусловливает  не только развитие внутрихозяйственного расчета, но и наращивание прибыли.

     Контроллинг ориентирует руководство ТОО  «GSM Kazakhstan» действовать исходя из финансовых критериев успешности их функционирования. Он стимулирует высших руководителей мыслить финансовыми  категориями, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу и облекая его в финансовые одеяния.

     Несмотря  на в целом положительное состояние  системы контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan», важно следует отметить, что некоторые  места этой системы все же нуждаются в доработке и совершенствовании.

     По  результатам анализа процессе организации  контроллинга в ТОО «GSM Kazakhstan», была выявлена потребность в совершенствовании  системы стратегического контроллинга для решения следующих задач:

     -разработка  причинно-следственных связей между целями и показателями достижения целей на стратегическом и оперативном уровнях, а также между показателями деятельности различных служб в рамках филиала;

     -модернизация  системы мониторинга внешней  среды для более раннего и  гибкого реагирования на потенциальные шансы и риски.

     Также в рамках рекомендательной третьей  главы были сделаны предложения, предполагающие внесение некоторых  корректив в систему контроллинга компании:

     - формирование системы раннего  распознавания в рамках подсистемы внешнего анализа, направленной на раннее обнаружение «слабых» сигналов во внешней среде, релевантных развитию компании как в регионе, так и за его пределами.

     - проведение ряд мероприятий направленных  на совершенствование системы  планирования и контроля.

     - внедрение в практику сбалансированной системы показателей (ССП) для оценки деятельности филиала (на основе модели Balanced Scorecard Нортона и Каплана с четырьмя стратегическими перспективами).

     Применение  данных рекомендаций на практику в  системе контроллинга ТОО «GSM Kazakhstan» должно способствовать формированию более отзывчивой, многофакторной системы.

 

      Список использованной литературы

 
  1. Люкшинов  А.Н. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 375с.
  2. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - М.: ТАНДЕМ, 1998. - 440с.
  3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002.- 544с.
  4. Боумен К. Основы стратегического менеджменты. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 175с.
  5. Башкатова Ю.И. Контроллинг. - М.: МЭСИ, 2005. -386с.
  6. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. - 328с.
  7. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Изд. «Финпресс», 2000. - 272с.
  8. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1999. - 296с.
  9. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмeнт. - М.: «Экономика», 2004. - 416с.
  10. Исмагилов Р.Ф. Стратегический менеджмент. - Уфа: УГНТУ, 2003. - 70с.
  11. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб.: 2000. - 284с.
  12. Круглов Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Изд. РДЛ, 2003. - 464с.
  13. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. - М.: РДЛ, 1998. 768с.
  14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 896с.
  15. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии, - М.: Изд. «ПРИОР», 2001. - 272с.
  16. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288с.
  17. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмнел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000. - 336с.
  18. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688с.
  19. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание: - М.: Дело, 2003. - 352с.
  20. Контроллинг: учебник/А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 366 с.
  21. Муругов Е.И. Организация контроллинга на предприятии: теоретический аспект // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - N 9. - С.53 - 60.
  22. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - М.: ТАНДЕМ, 1998. - 440с.
  23. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002.- 544с.
  24. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: «Экономика», 2004. - 416с.
  25. Бизнесс-контроллинг - Попченко Е.Л., Ермасова Н.Б.,2006г.
  26. Планирование и контроллинг- Анискин Ю.П., Павлова А.М, -М.: ИНФРА-М, 2007. -385с.
  27. Документация ТОО «GSM Kazakhstan» за 2007-2010гг.
  28. Стратегический менеджмент (Авт. Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус и Д. Хьюстон): - М.: Проспект, 2003. - 336с.
  29. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - Спб.: Питер, 1999. - 560с.
  30. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Изд. «Финпресс», 2001. - 240с.
  31. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. / Под ред. С. А. Николаевой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 76 с.
  32. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 208 с.
  33. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 2006. - 418 с.
  34. Петренко С.Н. Контроллинг: Учебное пособие. - Киев: Кика-Центр, Эльга, 2003. -341с.
  35. Контроллинг стратегии развития предприятия. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник», Шигаев А.И ,2008, -410с.
  36. Контроллинг: Вопросы теории и практики Учебное пособие, Климов С.М, Костевят А.Н. –М.: Экономика, 2005. -391с.
  37. Дворецкая А.В. Организация контроллинга на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. -388с.
  38. Ивашкевич В.Б. Контроллинг. - М.: Финансы, 2004. - 159 с.
  39. Контролинг. Под ред. Карминского А.М. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 336с.
  40. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. – М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.
  41. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы. –М.: ИНФРА-М, 2005. -463с.
  42. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. http://www.minplan.kz/2020/?clear_cache=Y#_Toc253580358

Информация о работе Стратегический контроллинг