Актуальные проблемы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:05, лекция

Описание работы

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством аудируемого лица (экономического субъекта) основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Работа содержит 1 файл

Актуальные проблемы аудита.docx

— 185.14 Кб (Скачать)

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским  организациям, индивидуальным аудиторам  за проведение аудита (обязательного  и инициативного) и оказание сопутствующих  аудиту услуг определяется договорами оказания аудиторских услуг и  не могут быть поставлены в зависимость  от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны по результатам проверки. Каждая саморегулируемая организация аудитором принимает  одобренные советом по аудиторской  деятельности правила независимости  аудиторов и аудиторских организаций. Кроме того, саморегулируемая организация  аудиторов вправе включить в принимаемые  ей правила дополнительные требования. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта  интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. В данном случае под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организациии, индивидуального аудитора может повлиять на мнение этой аудиторской организации и индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, приводящей и могущей привести к конфликту интересов, а так же меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

 

 

Контроль качества работы аудиторов.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и  соблюдать правила внутреннего  контроля качества работы. Принципы осуществления  внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требований к организации  такого контроля устанавливаются федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

    1. Проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
    2. Участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой состоят, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами требований закона об аудите правил стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов  и аудиторских организаций, а  так же кодекса профессиональной этики аудиторов.  Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов  в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит в отношении организаций, подвергающихся обязательному аудиту, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а так же уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (в настоящее время Минфин РФ). Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторов и требования к организации такого контроля устанавливаются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудитороской организацией уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы такой проверки, а так же порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторов, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный  аудит, осуществляется не реже 1 раза в 5лет и не чаще 1 раза в год. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит, осуществляются:

    1. Саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в год начиная с календарного года, следующего за годов внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
    2. Уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще 1 раза в 2 года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления  внеплановой внешней проверки может  явится поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и  надзору жалоба на действия (бездействия) аудиторов, нарушающие требования закона об аудите, стандартов аудиторской  деятельности, правил независимости  аудиторов, а так же кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания  для осуществления внеплановой  внешней проверки качества работы аудиторов  устанавливаются законодательством  РФ и саморегулируемой  организацией аудиторов. Уполномоченный федеральный  орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию  аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении этой аудиторской  организации.

 

 

Аттестация аудиторов.

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (претендент):

    1. Сдало квалификационный экзамен;
    2. Имеет ко дню объявления результатов экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности не менее 3 лет, не менее 2 лет из последних 3 лет такого стажа работы должны приходится на работу в аудиторской организации;
    3. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Порядок проведения экзамена, предусматривающий в том числе  порядок участия претендента  в экзамене, а так же порядок  определения результатов экзамена, у стана вливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности. К квалификационному экзамену допускается  претендент, получивший высшее образование  в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего  профессионального образования. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органов. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а так же вносимые в них изменения до их утверждения должны согласовываться с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, а так же самофинансирования.

За прием квалификационного  экзамена с претендентов взимается  плата, размер и порядок взимания которой устанавливается аттестационной комиссией. Решение об отказе в выдаче аттестата принимается в случае:

  1. Если претендент не сдал квалификационный экзамен;
  2. Если после сдачи экзамена обнаруживается, что претендент не имеет высшего образования, полученного в аккредитованных высших учебных заведениях;
  3. Если со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче аттестата прошло более 1 года.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения  срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата и  его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования и  условия при выдаче аттестата. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать  плату за выдачу аттестата, размер которой  не должен превышать затраты на его  изготовление и пересылку. Датой  выдачи аттестата считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о его выдаче. Решение об отказе в выдаче аттестата  может быть оспорено в суде. Аудитор  обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата  проходить обучение по программам повышения  квалификации, которые утверждаются саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он состоит. Минимальная  продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих  членов и не может быть меньше 120 часов за три последовательных календарных  года, но не менее 20 часов за каждый год. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в следующих случаях:

    1. Получение аттестата с использованием подложных документов, либо получение аттестата лицом, не соответствующим требованиям претенденту, указанному выше;
    2. Вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью течение определенного срока;
    3. Не соблюдении аудитором условий независимости аудиторских организаций и аудиторов, а так же нарушения аудитором аудиторской тайны;
    4. Систематического нарушения аудитором при проведении проверок требований закона об аудите или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    5. Подписание аудитором аудиторской заключения, признанного судом заведомо ложным;
    6. Неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществление индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение 2-х последовательных календарных лет, за исключением:
    1. Лиц, являющихся членами  постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов; лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а так же лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов;
    1. Работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской финансовой отчетности этих организаций;
    2. Лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами  коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;
    3. Иных лиц, предусмотренных другими ФЗ.
    1. Не соблюдение аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, кроме случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения этого требования (тяжелая  болезнь);
    2. Уклонение аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании  квалификационного аттестата принимается  саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а  в отношении квалификационного  аттестата лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации  аудиторов, саморегулируемая организация  аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат. Решение об аннулировании  аттестата может быть оспорено в  судебном порядке в течение 3 месяцев  со дня получения такого решения. Лицо, аттестат которого аннулирован  по основаниям в части получения  аттестата с использованием подложных  документов, отсутствия высшего образования  и т.д. не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его  к квалификационному экзамену в  течение 3 лет со дня принятия решения  об аннулировании квалификационного  аттестата. Лицо, аттестат которого аннулирован  в результате принятия решения судом, вступления в силу приговора суда о лишении права заниматься аудиторской  деятельностью в течении определенного  срока, не вправе повторно обращаться с заявлением  о допуске его  к квалификационному экзамену в  течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

 

 

Государственное регулирование аудиторской деятельности.

Функции государственного регулирования  аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган (Минфин РФ). Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

  1. Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  2. Нормативно-правовое регулирования в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а так же принятие в пределах своей компетенции иных НПА, регулирующих аудиторскую деятельность, или предусмотренных законом об аудите;
  3. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а так же контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  4. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;
  5. Иные предусмотренные законом об аудите функции.

Для осуществления функций  уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган  по контролю и надзору вправе запрашивать  у саморегулируемых организаций  аудиторов копии решений органов  управления и специализированный органов  саморегулируемых организаций аудиторов  и иную необходимую документацию и информацию. В целях обеспечения  общественных интересов в ходе осуществления  аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет  по аудиторской деятельности. Функции совета:

  1. Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
  2. Рассматривает проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и иных  нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и рекомендует их  к утверждению  уполномоченным федеральным органам;
  3. Одобрять порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов  и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определять области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
  4. Оценивать деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля  качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости давать рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
  5. Вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом  по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  6. Рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  7. Осуществляет в соответствии с законом об аудите и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, которые необходимы для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Информация о работе Актуальные проблемы аудита