Антикризисное управление российским предприятием, турфирма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка методики антикризисного управления туристической фирмы.
Объектом курсовой работы является туристическая фирма ЧТУП «Улетай».
Предмет исследования – кризисные процессы, их диагностика и программа антикризисного управления на выбранном предприятии.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение общей характеристики антикризисного управления предприятием.
2. Проведение анализа финансово-экономического состояния ЧТУП «Улетай».
3. Выявление финансово-хозяйственных проблем в деятельности предприятия.
4. Выработка и антикризисных мер по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления предприятием…....5
Понятие, цели и задачи антикризисного управления .……………………......5
Принципы антикризисного управления в Российской Федерации…………10
Глава 2 Анализ финансово-экономического состояния ЧТУП «Улетай».……..17
2.1 Методика анализа финансового состояния предприятия и оценки вероятности банкротства ………………………………………………………….17
2.2 Общая характеристика туристической компании ЧТУП «Улетай»..…….....25
2.3 Финансово-экономическое показатели ЧТУП «Улетай»……………………30
Глава 3 Антикризисные меры по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай» ……………………………….…………………….41
3.1 Рекомендации по управлению изменениями организационной структуры предприятия ……………………………………………………………………..…41
3.2 Оперативные меры по стабилизации финансового положения ЧТУП «Улетай» ……………………………………….………………………………..….48
Заключение………………………………………………………………………….52
Список использованных источников……………………………………………...56
Приложение 1…………………………………………………………………...…..58
Приложение 2……………………………………………………………………….60
Приложение 3…………………………………………………………………….…61
Приложение 4…………………………………………………………………….…62

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления предприятием…....5

    1. Понятие, цели и задачи антикризисного управления .……………………......5
    2. Принципы антикризисного управления в Российской Федерации…………10

Глава 2 Анализ финансово-экономического состояния ЧТУП «Улетай».……..17

2.1 Методика анализа финансового  состояния предприятия и оценки  вероятности банкротства ………………………………………………………….17

2.2 Общая характеристика  туристической компании ЧТУП «Улетай»..…….....25

2.3 Финансово-экономическое  показатели ЧТУП «Улетай»……………………30

Глава 3 Антикризисные меры по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай» ……………………………….…………………….41

3.1 Рекомендации  по управлению изменениями организационной структуры предприятия ……………………………………………………………………..…41

3.2 Оперативные  меры по стабилизации финансового  положения ЧТУП «Улетай» ……………………………………….………………………………..….48

Заключение………………………………………………………………………….52

Список использованных источников……………………………………………...56

Приложение 1…………………………………………………………………...…..58

Приложение 2……………………………………………………………………….60

Приложение 3…………………………………………………………………….…61

Приложение 4…………………………………………………………………….…62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм в современной  мировой  экономике, в экономике  отдельных  стран играет важную роль, так как является не только постоянно совершенствующимся экономическим комплексом. Также, постоянное появление новых более современных  видов туризма способствует ступенчатому  переходу на все новые стадии развития отрасли.

Мировой финансовый кризис пошатнул все отрасли экономики в том числе и отрасль туризма. В экономических изменениях современная туристическая фирма, как и любое предприятие, производящее товары или услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками проблем управления  являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, жесткая конкуренция в туристском бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и другие факторы.

Цель курсовой работы –  разработка методики антикризисного управления туристической фирмы.

Объектом курсовой работы является туристическая фирма ЧТУП «Улетай».

Предмет исследования –  кризисные процессы, их диагностика  и программа антикризисного управления на выбранном предприятии.

В данной работе поставлены следующие задачи:

1. Изучение общей характеристики  антикризисного управления предприятием.

2. Проведение анализа  финансово-экономического состояния  ЧТУП «Улетай».

3. Выявление финансово-хозяйственных  проблем в деятельности предприятия.

4. Выработка и антикризисных мер по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай».

Исследованию проблем  экономики и управления в сфере  туризма посвящен  ряд трудов таких авторов как Азар В.И., Балабанов  И.Т., Гуляева В.Г., Карпова Г.А., Квартальнов В.А., Моисеева Н.К., Чудновский А.Д.

Методологической и теоретической  основой  исследования является  литература   отечественных и  зарубежных ученых и практиков, посвященные  вопросам  экономики и управления в сфере туризма , маркетинговому исследованию рынка туризма, особенностям функционирования туристского отечественного рынка  и зарубежных странах, регулированию туристской отрасли, а также концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области финансового менеджмента.

 

Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления предприятием

 

1.1. Понятие,  задачи и цели антикризисного  управления

 

Антикризисный менеджмент в последнее время стал одной из наиболее важных областей деятельности, изучением финансового кризиса и путей его преодоления стали заниматься усиленно. Менеджмент требует глобального изучения и включает в себя некоторые аспекты.

Определение  «антикризисный менеджмент» имеет несколько смыслов в зависимости от того, как расставлены акценты.

В  литературе  под термином антикризисный менеджмент понимается деятельность по преодолению  состояния, которое является серьезной  угрозой для работоспособности  организации или предприятия и главным вопросом, при котором становится вопрос ее существования. Многие экономисты характеризуют эту деятельность увеличением огромного  количества  мер и способов в организации, необходимых для устранения кризисной ситуации. Экономисты - исследователи отмечают в данном случае  следующую тенденцию: все внимание переключается основным образом на каждодневные  возникающие проблемы, которые вместе с тем требуют моментального реагирования и довольно жестких решений1.

В других источниках у авторов  иная позиция связанная с их отношением к критическим ситуациям в организации, которые имеют, по их суждению, положительный результат. В данном случае антикризисное управление определяется как средство для усовершенствования приемов, позволяющих спрогнозировать наступление нового критического перелома и спланировать стратегию организации.

Но, к сожалению, данные  определения все-таки связаны с целеполаганием, а понятие антикризисного управления  на самом деле гораздо шире, к этой категории следует отнести такие методы как профилактику и прогнозирование наступления кризиса. Иными словами, в определение антикризисного управления входит два существенных аспекта: превентивный и антиципативный, т.е. предупреждающийи опережающий.

На любом  предприятии  и организации антикризисный управление должно начинаться с построения системы, включающей качественно-количественный анализ различных усугубляющихся  показателей, сигнализирующих о приближении возможной критической ситуации. Это является первоочередной задачей антикризисного управления2.

Возможность антикризисного управления зависит, изначально, от человеческого  фактора. Наличие осознанных действий людей  является основным фактором, который позволяет находить возможные  множество вариантов выхода из критических  ситуаций, направлять все силы  на устранение  наиболее сложных проблем и использовать накопленный опыт.

Также, необходимы определенные знания в сфере экономических  и политических  систем, в частности  их развития. Без этих систем невозможно предсказать наступление критической ситуации, а внезапное  ее возникновение, которое считается  достаточно  опасной, может в таком случае и вовсе серьезно затруднить  работу организации.

Целью антикризисного управления является обеспечение условий развития предприятия. Под развитием мы понимаем не количественный рост, а переход на новый качественный уровень. Другими словами, антикризисное управление – это процедуры, обеспечивающие управляемый переход через точку кризиса.

Задачи антикризисного менеджмента их группы:

• Прогнозирование предкризисных состояний.

• Экономическое обоснование применяемых программ.

• Определение средств и методов менеджмента в условиях кризисных ситуаций. Сюда относятся, прежде всего, методологические задачи.

• Дифференциация технологий менеджмента.

В антикризисном менеджменте особую  роль играют оценка и анализ критических ситуаций, поиск требуемой информации и разработка решений. Все эти критерии требуют определенного времени, определенной квалификации сотрудников, доступности информации и другое. Также сюда можно отнести и разработку инновационных идей, с помощью которых предприятие может выйти из кризиса.

• Разработка селекции персонала и исследование конфликтологии, конфликт является неотъемлемой частью кризисных ситуаций.

Функции и задачи антикризисного управления  отождествляются. Это не совсем корректно, т.к. данные задачи определяют направление менеджмента, а  их функции отражают предмет исследования  и определяют его результат и эффективность. В целом функции антикризисного управления  заключаются в том, чтобы принимать меры, которые приведут к наиболее положительным результатам в преддверии, процессе и после критической ситуации (см. рисунок 1).

 «Меры антикризисного управлении» ( Рис. 1)

 

Условием  воздействия  антикризисного управления  считаются те вопросы и факторы, которые касаются критических ситуаций.

По мнению многих  экономистов - финансистов, любое управление должно быть на какой-то процент антикризисным  и немедленно становиться таковым  в момент наступления  кризисной  ситуации3

Суть антикризисного управления  следует определить в следующем:

1) кризисные ситуации  можно спрогнозировать, ожидать  и спровоцировать;

2) кризисные ситуации  в определенной степени можно  ускорить или, замедлить;

3) кризисы можно упростить;

4) для полноценного менеджмента в период кризисной ситуации  необходимы особые знания, опыт и определенная подготовка;

5) критическими  процессами в определенных размерах  можно руководить;

6) целенаправленные  действия по выходу из кризиса  способствуют ускорению этого  процесса и минимизации отрицательных последствий.

Все процессы, которые  имеют место в организации, можно  разделить на две группы:

  • Управляемые;
  • Неуправляемые4

Управляемые – это процессы, которые могут поддаться  воздействию  вследствие изменения их направления. Неуправляемые они не изменяются ни под каким натиском и протекают по своим внутренним положениям. Эти две группы находятся в определенном соотношении и имеют свою динамику, что, кстати, отражает технику управления и ее эффективность. В некоторых ситуациях  управляемые процессы могут стать неуправляемыми, что является не очень положительным показателем. Преобладание неуправляемых процессов является одной из причин самых кризисных процессов и показателем несостоятельности аппарата менеджмента.

Однако слишком огромная вероятность управляемых процессов также может привести в итоге к кризисной ситуации. «Неосведомленность» тех процессов, направлением которых можно управлять, также ведет к кризисной ситуации. Более того, такие процессы могут стать стихийными. Критическая ситуация  может возникнуть и в том случае, если началось активное управление неуправляемыми процессами без какой-либо схемы или стратегии. Здесь будет большая потеря ресурсов – как экономических, финансовых так и людских 5.

Основой антикризисногоуправления являются разработка, и практическое действие тех мер, направленных на преобразование организациеей критической ситуации. Поиск и выбор этих мер является довольно емким и сложным процессом, так как требует огромных затрат времени и денежных, а они как раз не велеки. Проблема минимального  времени также является довольно существенной, поскольку приходится решатьмного разноименных вопросов в очень короткий промежуток времени. Прежде всего необходимо провести анализ реальных возможностей. Одним из наиболее эффективных в последнее время считается SWOT-анализ. SWOT – это аббревиатура: strengthens (достоинства), weaknesses (недостатки), opportunities (возможности), threats (угрозы) (см. рисунок 2).

SWOT-анализ (Рис 2)

 

           

При исследовании SWOT-анализа следует учитывать следующие особенности:

1) все данные  исследуются в динамической структуре,  чтобы вовремя заметить отклонения;

2) рассматривается  исследование  внешней среды для  выявления новых возможностей  и использования их для упрочнения позиций организации;

3) принятие во  внимание изменений в программах  потенциальных конкурентов, введения  ими новых методологических программ5. С течением времени антикризисное  управление  должно все в увеличиваться и характеризоваться. В Приложении 1 приведены основные факторы, исследующие  эффективность антикризисного управления

 

1.2. Принципы антикризисного управления в Российской Федерации

 

 

Известно,  19% российских промышленных предприятий  на данный момент убыточных, а около 60% не обладающих платежеспособностью. Статистика организаций банкротов показывает, что все больше и больше  несостоятельных предприятий относятся к сфере малого и среднего бизнеса. Большинство топ-управленцев и владельцев компаний финансовый крах работающего и часто рентабельной организации становится полной неожиданностью6.

Огромная доля вины за такое положение дел возложена  на специалистов, владеющих менеджментом в общей концепции и антикризисной  ситуацией в частности. Возникшее  в Российской Федерации к переходу к рыночной экономике, антикризисное менеджмент как вид управления до сих пор не имеет четкой базы. В литературе – в том числе и специальной - печатается понимание кризисной ситуации  как явления, имеющего однозначно отрицательный характер. Поэтому кризис, нужно избегать, он наступил, то инициаторов следует наказать и принять быстрые меры по выходу из сложившейся ситуации или по ликвидации его последствий. Данные меры по выходу из кризиса должны принимать специалисты - антикризисные управляющие. Как следствие – понимание антикризисного менеджмента как некоей функции, нацеленной на выход  предприятия из возникшей кризисной ситуации, реализацией которой должен заниматься соответствующий специалист. Во многих организациях такого специалиста нет, и многим фирмам приходиться прибегнуть к дополнительным затратам, чтоб нанять специалиста, чтоб он смог понять, почему в той или иной организации сложилась критическая ситуация.  Данное регулирование отвечает интересам целевой ориентации заинтересованных сторон:

Информация о работе Антикризисное управление российским предприятием, турфирма