Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 06:12, курс лекций

Описание работы

Финансовый менеджмент – одно из самых перспективных направлений в экономической науке, удачно сочетающее как теоретические разработки, так и практическую направленность в области управления финансами. Финансовый менеджмент является связующим звеном между всеми аспектами хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку практически любое решение, принимаемое на предприятии в области производственного, кадрового, инновационного менеджмента и т.д. прямо или косвенно оказывает влияние на денежные потоки и финансовые результаты деятельности предприятия.

Содержание

Введение
4
Раздел 1. Сущность и задачи финансового менеджмента на предприятии
Промежуточные тесты
Раздел 2 Диагностика финансового состояния предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 3 Политика управления оборотными активами предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 4 Финансовый рычаг и рациональная политика заимствования
Промежуточные тесты
Раздел 5 Операционный анализ
Промежуточные тесты
Раздел 6 Политика управления денежными потоками предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 7 Дивидендная политика предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 8 Финансовое планирование деятельности предприятия
Промежуточные тесты
Раздел 9 Сущность, виды и процедура банкротства
Промежуточные тесты
Итоговый тест

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 967.50 Кб (Скачать)
  • прогноз отчета о прибылях и убытках
  • прогноз балансового отчета
  • прогноз движения денежных средств
  • инвестиционный бюджет

Прежде чем непосредственно  приступить к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты, связанные с философией бюджетирования

-бюджеты могут быть  недостижимыми, если недостижимы  поставленные цели

- когда основной бюджет уже подготовлен, то может выясниться, что для его выполнения потребуется слишком значительное дополнительное финансирование, которое неприемлемо для предприятия. В этом случае будет необходимо пересмотреть поставленные цели, и бюджет предприятия

-бюджет должно быть  возможно быстро скорректировать,  если изменились условия деятельности предприятия. Таким образом, в бюджеты важно закладывать гибкость (возможность внесения быстрых поправок), что обеспечивается подробным раскрытием тех статей, изменения в которых наиболее существенно влияют на ход выполнения всего бюджета.

Бюджет продаж

Бюджет продаж составляется на основе прогноза объема продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объем продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и учета различных микро- и макроэкономических факторов:

объем продаж предшествующих периодов

производственные мощности предприятия

зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, уровня цен, уровня личных расходов и т.д.

прибыльности продукции

степени изученности  рынка, рекламной компании

ценовой политики, качества продукции

конкуренции

сезонных колебаний

долгосрочных тенденций продаж для различных товаров

При прогнозировании  объема продаж можно рассматривать 4 вида прогнозов:

   

Товары/услуги

   

Существующие

Новые

Рынки

Существующие

Базовый прогноз

Прогноз В

 

Новые

Прогноз А

Прогноз С


  • Базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надежным, так как на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и  выпуском новых продуктов
  • Прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках
  • Прогноз В менее вероятен, чем А, из- за субъективной оценки потребностей в новых продуктах (мнения торговых агентов, экспертов и т.д.)
  • Прогноз С менее вероятен, чем В, что связано с высокой степенью неопределенности объемов продаж новых продуктов на новых рынках; при этом очень высока степень риска получить доход ниже планируемого.

Руководство предприятия  может ориентироваться на любой  из четырех приведенных прогнозов, в зависимости от выбранной стратегии развития.

Бюджет объемов продаж может быть сделан в результате использования экспертных и статистических методов (трендовый, корреляционный, регрессионный и др.), которые позволяют прогнозировать ход событий на основе существующих тенденций развития. Однако эти методы не позволяют предвидеть возможные качественные изменения.

Бюджет продаж показывает количество каждого вида товара (работы, услуги), которое  предприятие планирует  реализовать в предстоящем периоде, и планируемую цену реализации. В  бюджете продаж представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей. Бюджет продаж является основной всех других бюджетов, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если бюджет продаж составлен неточно, все другие  бюджеты будут не надежными.

Бюджет коммерческих расходов

В бюджет коммерческих расходов входят те затраты, которые связаны со сбытом продукции.

Большинство затрат на сбыт продукции  планируется в процентном отношении  к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

Коммерческие расходы могут  группироваться по многим критериям, основными  из которых являются: типы продукции, типы покупателей, география сбыта.

Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу  и продвижение товаров на рынок. Ответственный исполнитель за сбыт продукции должен четко определить где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько потратить на неё, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.

При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение, складирование товаров.

Бюджет производства

Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральном  выражении. Бюджет производства формируется  только в натуральных показателях  и входит в сферу ответственности руководителя производства.

 Целью бюджета производства  является расчет объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса, и создание экономически целесообразного уровня запасов.

Необходимый объем выпуска продукции  определяется как предполагаемый запас  готовой продукции на конец планируемого периода плюс планируемый объем продаж и минус запас готовой продукции на начало периода. Самый сложный момент в составлении бюджета производства - определить желаемый запас готовой продукции на конец планируемого периода. Простым и надежным способом определения уровня запасов является выражение его в процентах от уровня продаж следующего периода.

 

 

Бюджет использования  основных материалов

Бюджет использования  основных материалов отражает сколько  требуются сырья и материалов для выполнения производственной программы.

Бюджет затрат на приобретение основных материалов

Данный бюджет отражает необходимое количество денежных средств  для приобретения основных материалов.

Объем денежных средств  для приобретения основных материалов равен объем использования основных материалов плюс планируемый запас материалов на конец периода минус запас на начало периода.

Бюджет прямых затрат на оплату труда 

Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда.

 Бюджет  общезаводских накладных расходов

Бюджет общезаводских  накладных расходов отражает объем  всех затрат, связанных с производством продукции за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.

Общезаводские накладные  расходы - это затраты, сопутствующие  основному производству. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, организацию и обслуживание производства, страховка, дополнительные выплаты рабочим, оплата непроизводительного времени и т.д.

Общезаводские накладные  расходы включают в себя переменную и постоянную части. Постоянная часть  планируется исходя из потребностей производства, переменная часть как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

Общезаводские накладные  расходы могут распределяться в  себестоимость единицы продукции на основании следующих показателей:

  • количество часов труда основных производственных рабочих;
  • количество часов работы станка;
  • расчетный расход материалов;
  • расчетный выпуск продукции;
  • и т. д.

Сметная ставка распределения общезаводских накладных  расходов = общезаводские накладные расходы / количество часов труда основных производственных рабочих или количество часов работы станка, или расчетный расход материалов, или расчетный выпуск продукции и т. д.

Бюджет управленческих расходов

 В бюджет управленческих  расходов входят все те затраты,  которые непосредственно не связаны с производством и сбытом продукции. К управленческим расходам могут относиться: затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела, отдела АСУ, освещение и отопление зданий и сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредит и т.д. Название статей данного бюджета может быть различно в зависимости от конкретного предприятия.

Сметы подразделений.

Для контроля за уровнем  издержек смета по труду основных производственных рабочих, смета использования материалов и смета общезаводских накладных расходов объединены в сметы цехов. Эти сметы обычно разбиваются на двенадцать отдельных месячных смет, и фактические месячные расходы сравниваются с плановыми по каждой статье. К такому сравнению прибегают для того, чтобы судить об эффективности деятельности руководителей цехов по контролю расходов, за которые они отвечают.

Отчет о прибылях и убытках 

Отчет о прибылях и  убытках - первый из документов основного  бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчетный период и какие затраты были понесены. Основные статьи прогнозного отчета о прибылях и убытках:

  • Выручка (нетто) от продаж;
  • Себестоимость реализованной продукции;
  • Валовая прибыль;
  • Коммерческие и управленческие расходы;
  • Планируемая прибыль от производственной деятельности за год.

Прогноз движения денежных средств

Составление бюджета  денежных средств – один из самых  важных и сложных шагов в бюджетировании; основой для его составления  служит прогноз объема продаж.

Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы – с учетом изменений в кредиторской задолженности.

Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и  инвестиционной деятельности.

При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы  всех затрат исключается амортизация.

Основные статьи прогноза движения денежных средств:

  • начальное сальдо;
  • поступления от дебиторов;
  • платежи;
  • конечное сальдо;
  • необходимый уровень денежной наличности;
  • излишек (недостаток денежных средств).

Прогноз балансового  отчета

Балансовый отчет показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства.

Балансовый отчет характеризует  финансовое состояние предприятия  на конкретную дату.

Для прогноза баланса  используется величина нормируемых  оборотных активов (сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

Инвестиционные проекты  служат основой для прогноза стоимости  основных средств.

Пассивная часть баланса  формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

В первом приближении  никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный  капитал) не планируется.

Расхождение в прогнозах  активной и пассивной частей баланса  дает представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.

Изменение структуры  баланса сказывается на потоке денежных средств.

При анализе прогнозного  балансового отчета, составленного  в первом приближении, возможны несколько вариантов расхождения активной и пассивной статей.

Пассивная часть превышает  активную (наиболее редко встречающийся  вариант). Это говорит о том, что предприятие получит дополнительные источники финансирования, которые формально не будут использованы. В этом случае рекомендуется запланировать выплату кредитов (если они имеются) или более быстрое погашение кредиторской задолженности (уменьшить пассивы до величины активов). Либо стоит запланировать дополнительное кредитование покупателей, увеличение запасов и т.д., т.е. увеличить активы до величины пассивов. Решение будет зависеть от стратегии развития фирмы. Если задача предприятия – выжить, то надо пойти по первому пути. Если руководство настроено на проведение агрессивной политики проникновения на новые рынки с новыми продуктами, то предпочтительнее второй путь.

Вероятность совпадения активной и пассивной частей баланса  в первом приближении почти нулевая. Если они совпадают, то это, скорее всего, говорит о «нарисованности» баланса.

Наиболее часто встречающийся  случай – недостаток финансирования, т.е. активная часть баланса превышает пассивную часть. При этом нехватка финансирования может быть как незначительной (не более 1-2 % от валюты баланса), так и весьма существенной. Если недостаток финансирования весомый, но связан с большими инвестициями (реконструкция предприятия, техническое перевооружение и т.д.), то анализировать надо качество инвестиционных проектов и их финансирование. Самый плохой вариант – когда значительный недостаток финансирования обусловлен операционной деятельностью: в этом случае необходимо пересмотреть весь бюджет от начала до конца. Может быть, придется пересмотреть даже цели и планы предприятия.

В любом случае, при  подготовке прогнозного баланса, экономическое  планирование доводиться до финансового. Поскольку финансовый отдел будет иметь информацию для принятия решений об объемах и формах финансирования, не надо будет заниматься только тушением «финансовых пожаров».

Информация о работе Финансовый менеджмент