Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7
§1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка в школе………..………………………………………………………….……7
§2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе………………………………………………………………………16
вывод по I главе…………………………………………………….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29
§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40
вывод по II главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………….45
Литература………………………………………………………………….47
Приложение 1……………………………………………………………….50
Приложение 2………………………………………………………………..52
Приложение 3………………………………………………………………..60
Приложение 4……………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

ВКР Кротовой Ю.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

       Рассмотрим  лингвистическое содержание обучения письму, овладение которым может  обеспечить учащимся возможность пользоваться письмом, прежде всего, как средством  обучения, вернее изучения иностранного языка.

       Во-первых, это графика совокупность всех средств данной письменности. Изучаемые в школе языки: английский, немецкий и др. – пользуются латинской графикой. Графика названных языков существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Каждый из них, в свою очередь, имеет прописные и строчные буквы. Таким образом, каждая графема представлена набором алфавитных единиц. Сравнение начертаний букв печатного и письменного шрифтов показывает, что у одних графем наблюдаются близкие соответствия, у других – печатный и рукописный варианты резко отличаются друг от друга.

       Поскольку звуковая система языка богаче, чем  графическая, то букв, которые соответствовали  бы только одному звуку, очень мало. Это Bb, Dd, Ff, Kk. Другие буквы могут передавать разные звуки в зависимости от позиции в слове, семантики слова и т.д. кроме того, имеются дополнительные буквы и диакритические знаки для передачи фонем языка.

       Во-вторых, к лингвистическому содержанию обучения письму относится орфография – правописание или система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Если графика допускает несколько вариантов для передачи звуков или звукосочетания, то в орфографии всегда употребляется одно написание для передачи определенного слова с этим звуком, который признается правильным, а все другие ошибочными.

       В-третьих, – запись. Если продуктом письменной речи всегда является связное высказывание, продуктом записи могут быть отдельные  слова, словосочетания и даже сокращения. Поскольку овладение письмом осуществляется путем усвоения букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхфразовых единиц, то соответствующими уровнями записи выступает каждая из указанных единиц. Основное назначение записи на всех уровнях заключается в более глубоком осознании особенностей единиц языка и речи, и, следовательно, в лучшем их запоминании.

       В-четвертых, - письменная речь. В условиях школы  это может быть написанием письма, а также реферата и аннотации. Учащиеся испытывают трудности в  овладении графемно-фонемной системой изучаемого языка, что проявляется в орфографических ошибках из-за отсутствия простого соответствия между графемами и фонемами в данном языке. Одна и та же фонема может быть выражена различными буквами, буквосочетаниями, и одна и та же буква может передавать различные фонемы. Например, в английском языке «а» может передавать до семи фонем; звук [f] может быть передан буквами и буквосочетаниями: f, ph, ff и др.[7]

       Для преодоления трудностей требуется  целенаправленное обучение графемно-фонемным соответствиям. Орфографические трудности  могут вызываться большим числом этимологических написаний.

       Известно, что орфография языка может строиться:

       - по фонематическому принципу – пиши, как говоришь. Опорой для написания является произношение;

        - по морфологическому принципу, когда та или иная морфема  на письме в родственных словах  или формах сохраняет единый  графический образ независимо  от фонетических условий;

        - по историческому или традиционному принципу, при котором написания отражают исчезнувшие нормы произношения, различные орфографические приемы, либо вообще являются случайными написаниями, традиционно закрепившимися.

       При обучении орфографии следует учитывать:

  1. разную орфографическую трудность слов из-за расхождения их графических и звуковых образов;
  2. однотипность трудностей. Следует объединять в группы слова, представляющие трудности одного порядка.

       Можно выделить 5 групп слов, орфографией  которых учащимся 5 – 8-х классов  нужно овладеть.

       К группе I следует отнести слова, подчиняющиеся фонетическому принципу написания, например, bed, not, sit. В этих словах число звуков и букв совпадает, что и обеспечивает быстрое установление устойчивых графемно-фонемных соответствий.

       Группа II включает слова, в которых буква пишется, но не имеет звукового эквивалента. Например, слова с открытым, условно открытым слогом: nine, lake, rose.

       В группу III входят слова, содержащие буквосочетания, которые передают один звук, но сами состоят из разных букв. Например: звук [∂:] дают буквосочетания ir, er, ur.

       Перечисленные группы слов, как можно заметить, отражают традиционные правила чтения. Их дидактическая ценность доказана практикой. Использование правил чтения, а, следовательно, и орфографии с  опорой на видимое ключевое слово-образец, облегчает овладение правописанием. Это находит отражение в обучении иностранному языку в школе.

       К группе IV можно отнести слова, содержащие типичные буквосочетания гласных, согласных. Сложность написания слов этой группы состоит в том, что в них нет однозначных звукобуквенных соответствий, в английском: ee, ea, oo, ou, oy, ay, ei, oi, ai, wh, wr, aw, ow, ew. Можно выделить целый ряд слов, в которых прослеживается определенная закономерность в написании, например: out, house, mouse, trousers, eat, meat, team, green, three.

       Усвоение  учащимися подобных устойчивых явлений, принявших характер правила, оказывает большую помощь при обучении, как чтению, так и письму.

       Группа  V – анализирование школьного лексического минимума, составляет так называемую трудную группу слов, орфография которых подчинена историческому принципу написания. Например: one, two, daughter, busy.

       Овладение орфографией подобных слов возможно только на основе зрительных представлений  при многократном повторении действий в установлении звукобуквенных соответствий. [12,13]

       На  среднем этапе продолжается работа по формированию орфографических навыков. Широко используется запись. Учащиеся записывают слова, сочетания слов, предложения, чтобы лучше их запомнить. Они выполняют письменные задания, помогающие усвоению лексико-грамматического материала типа:

       - перепишите предложения и подчеркните  выделенные слова красной чертой, если они выступают в роли  существительного, зеленой – в  роли глагола и синей – в  роли прилагательного. Прочитайте  написанное. Это упражнение связано  с усвоением такого продуктивного способа образования слов в английском языке, как конверсия.

       Предлагаются  и другие упражнения на словопроизводство  в изучаемом языке:

       - образуйте от прилагательного  наречия и запишите их (прилагательные  даются).

       Предлагаются  и грамматические упражнения для письменного выполнения с указанием параграфа грамматического справочника, например:

       - прочитайте и перепишите предложения,  поставив в скобках после каждого  существительного с определенным  артиклем номер типовой ситуации.

       Имеются упражнения на группировку слов, например:

       - выпишите слова, относящиеся к  теме «Путешествие», и прочитайте  написанное.

       Подобные  упражнения помогают школьнику осуществлять «инвентаризацию» имеющихся в памяти слов по определенной теме.

       Предусмотрены письменные упражнения на составление вопросов, например:

       - напишите 6 вопросов своему другу  о поездке (походе) во время  каникул 

       Даются  задания на письменные ответы на вопросы. Упражнения на составление вопросов, написание ответов связаны с  выражением своих мыслей, и по своему характеру они приближаются к речевым упражнениям.

       Имеются и такие упражнения, как:

       - напишите по одной фразе по-английски,  что бы вы сказали в подобных  ситуациях (даны 5 вербальных ситуаций).

       - напишите 6-8 предложений об осени  и погоде в осенние дни.

       Подобные  задания могут быть выполнены как на воспроизводящем, так и полутворческом (полуэвристическом) уровне. То же можно ожидать и от выполнения заданий типа:

       - напишите своему воображаемому  другу, который живет в Москве, 6 вопросов о столице.

       - напишите кратко свою биографию. [16]

       Методическое  содержание письма составляет овладение  учащимися рациональными приемами усвоения графики, орфографии изучаемого языка, овладение записью и т.д.

       Существуют  также приемы записи словосочетаний, предложений и выписывания предложений, несущих главные мысли в абзаце, тексте; приемы составления плана устного высказывания и другие, которым следует обучать школьников.

       По  продвижении учащихся из класса в  класс усложняются письменные задания. Возникает потребность в написании  реферата, аннотации, написании письма на изучаемом языке в соответствии с определенным этикетом (как начать, как закончить).

       Итак, в содержание обучения письму входят три его составляющих компонента: лингвистический, психологический  и методологический.

       Технология  обучения письму рассматривается по этапам обучения, т.к. содержание работы имеет свою специфику. На среднем этапе расширяется номенклатура заданий, связанных с письмом, хотя те, которые использовались на начальном этапе, сохраняются. Это списывание с дополнительными заданиями, выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, нужных для сообщения. На этом этапе должна широко использоваться запись.

       В связи с усилением самостоятельной  работы по иностранному языку на среднем  этапе повышает роль записи при работе над текстом и при подготовке устного сообщения. В «сжатом» тексте предложения взяты в их почти неизменном виде. Однако их выделение требует аналитической работы мысли ученика, чтобы выявить главное и подготовиться к участию в беседе на уроке. [30]

       Но  нужно отметить, что учащиеся не всегда умеют выделить главное в иноязычном тексте, убрать избыточную информацию за счет слов, предложений, несущих второстепенные сведения. Поэтому мы рекомендуем периодически проделывать это в классе как самостоятельную работу под руководством учителя с записью основных мыслей, фактов; учащимся предлагается следующая работа:

       - отметить, в каких предложениях  заключена главная информация;

       - провести в них, если требуется,  сокращение за счет слов, несущих  второстепенную информацию;

       - определить, нельзя ли трансформировать  предложения, используя более  экономные языковые средства;

       - записать сокращенный текст.

       Замечено, чем сильнее по языку учащийся, тем короче у него запись; что  рационально используемое письмо в  изучении иностранного языка помогает учащимся в овладении материалом, накоплении знаний о языке и знаний, получаемых через язык, в силу его тесной связи со всеми видами речевой деятельности.

       Следовательно, письменная речь играет большую роль в обучении иностранному языку, т. к. она тесно взаимосвязана с такими аспектами как говорение, аудирование, фонетика и др. Поэтому необходимо тщательно рассматривать ее как часть обучающего процесса и при подготовке упражнений по другим аспектам опираться не посредственно на письмо, т. .к оно помогает развивать и формировать другие навыки и умения. Также обучение письменной речью – сложный процесс, имеющий несколько этапов, которые необходимо соблюдать в определенной последовательности.

 

§2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе

       Для наиболее эффективного обучения письменной речи необходимо рассмотреть различные  методы и приемы развития письменной речи и письма, которые будут способствовать улучшению усвоения знаний учащихся в данном языковом аспекте, т.е. овладением письма и письменной речи. Для этого следует изучить такие понятия как техника речи, каллиграфия и т.д.

Информация о работе Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена