Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7
§1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка в школе………..………………………………………………………….……7
§2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе………………………………………………………………………16
вывод по I главе…………………………………………………….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29
§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40
вывод по II главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………….45
Литература………………………………………………………………….47
Приложение 1……………………………………………………………….50
Приложение 2………………………………………………………………..52
Приложение 3………………………………………………………………..60
Приложение 4……………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

ВКР Кротовой Ю.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУСПО  «Шарьинский педагогический колледж

Костромской области» 
 
 
 
 

  «Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена». 

                        выпускная квалификационная работа  
 

                  Квалификация  «Учитель иностранного языка» студентки 5 группы

                  специальность 050303

                  «Иностранные языки»

                  Кротовой  Юлии Викторовны

                  Руководитель - Горохов А.Л.  
                   
                   
                   
                   
                   

2009

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7

    §1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка в школе………..………………………………………………………….……7

    §2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе………………………………………………………………………16

    вывод по I главе…………………………………………………….27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29

    §1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29

    §2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40

вывод по II главе………………………………………………………….43

Заключение………………………………………………………………….45

Литература………………………………………………………………….47

Приложение 1……………………………………………………………….50

Приложение 2………………………………………………………………..52

Приложение 3………………………………………………………………..60

Приложение 4……………………………………………………………….62 

 

Введение

       Начиная исследование, первоначально следует  дать определение терминам «письмо» и «письменная речь».

       Письмо – это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени».

       Письменная  речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.

Как и любой другой обучающий аспект, письменная речь имеет свои цели и  задачи. Основной целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными значками, содержанием и формой письменного произведения речи.

    Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

       Стоит отметить так же тот факт, что в наше время дети стали более неграмотными и обучение письму становиться одним из наиболее важных учебных аспектов. К тому же 21 век является веком международного общения через сеть Интернет. Данный вид общения включает в себя различные виды и функции, поэтому на уроках отрабатываются различные навыки. Письменная речь для обучения иностранному языку играет важную роль, т.к. она отражает лексический запас, грамматические навыки и многое другое.

    Но, как и все науки, она должна быть интересна для учащихся. Поэтому учителю следует правильно организовать мотивационный момент, т.е. заинтересовать учащихся.

    Одним из методов повышения мотивации является применение разнообразных методов и приемов.

    Термин  «метод» является сложным составным  элементом обучения, в состав которого входят разные виды приемов.

    Прием - составная часть или отдельная  сторона метода, т.е. частное понятие  к общему понятию «метод». Отдельные  понятия могут входить в состав различных методов.

    Таким образом, можно сказать, что для полного раскрытия темы необходимо рассмотреть различные методы и приемы обучения, которые обеспечивают качественное овладение письменной речи и письмом. Так же различные методические разработки позволяют добиться максимальных результатов обучения.

    Проблема: Как наиболее эффективно использовать те или иные методы и приемы развития навыков и умений письменной речи в среднем звене средней школы.

    Цель: выявить наиболее эффективные методы и приемы обучения письменной речи на среднем этапе обучения иностранному языку.

    Объект: процесс использования письменной речи как одно из средств усвоения иностранного языка в среднем звене.

    Предмет: условия организации педагогического процесса с использованием письменной речи как одно из средств обучения иностранному языку.

    Задачи:

  1. Обозначить теоретические подходы к использованию письменной речи на уроках иностранного языка.
  2. Разработать рекомендации по отработке навыков письменной речи на среднем этапе обучения в средней школе.
  3. Использовать различные методы и приемы при обучении письменной речи.
  4. Использовать на практике различные методы и приемы для систематизации навыков и умений учащихся по письменной речи.

    Гипотеза: Формирование умений и навыков письменной речи будет более успешным, если в работе с учащимися среднего звена систематично использовать разные методы и приемы обучения письму и письменной речи

       Данная  выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: теоретическая, в которой раскрываются основные методические подходы обучения письменной речи у учащихся и описаны различные методики для непосредственной работы учителя и практическая, где описывается непостердственно практическое исследование, проведенное по данной теме. Работа имеет практическую ценность, т. к. был проведен эксперимент, выявлены недостатки, проведен ряд тематических уроков и подведены итоги по проведенной работе, которые свидетельствуют о недостаточном внимании к письменной речи при обучении иностранному языку.

 

Глава I Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения в школе

§ 1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку в школе

       Обучение  письму предполагает овладение орфографией  и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Данный аспект обучения иностранного языка включает речевые упражнения для обучения составления письменного сообщения, письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.

       Письменная  речь для обучения иностранному языку  играет важную роль, т.к. она отражает лексический запас, грамматические навыки и многое другое.

       Письмо – это сложное речевое умение, «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени».

       Письмо  как цель обучения предусмотрено  в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения. [4]

       Средний этап должен обеспечить более интенсивное  развитие умения по владению письмом  в разных ситуациях общения. Расширяются  тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этапе должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа – тексты песен, открыток, а также статьи из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:

       - сообщать зарубежному другу информацию  о себе, своей семье, школе,  городе, о своих интересах и  увлечениях;

       - запрашивать информацию о том же у своего адресата;

       - написать заметку/письмо в газету  или журнал, соблюдая принятые  в стране изучаемого языка  нормы;

       - сообщать в анкете/формуляре основные  сведения личного характера;

       - делать рабочие записи после  чтения печатного текста (составлять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы и т.д.) с целью последующего использования в письменном высказывании.[34]

       Рассмотрим  письмо, как продуктивный вид деятельности. Как и говорение, оно характеризуется  трехчастной структурой: мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной. Иными словами, побуждающей, формирующей и результирующей. В мотивационно-побудительной части появляется мотив, которым является потребность, желание общения с целью передать какую-то информацию письменно; возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор слов, нужных для конкретного текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации предложения, организация связи между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельность реализуется в фиксации продукта письменной речи с помощью графических средств языка – письменного текста.

       Различают письменную речь и письмо. Под письмом в лингвистике понимается графическая система как одна из форм плана выражения, средство представления языка при помощи графических знаков. Под письменной речью понимается книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором имеет место соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений.

       Письменная  речь – процесс выражения мыслей в графической форме.

В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие памяти, волевых качеств и т.д.[4,34]

Информация о работе Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена