Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7
§1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка в школе………..………………………………………………………….……7
§2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе………………………………………………………………………16
вывод по I главе…………………………………………………….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29
§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40
вывод по II главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………….45
Литература………………………………………………………………….47
Приложение 1……………………………………………………………….50
Приложение 2………………………………………………………………..52
Приложение 3………………………………………………………………..60
Приложение 4……………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

ВКР Кротовой Ю.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

       Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации.

       Формирование  навыков в каллиграфии и графике  осуществляется на начальном этапе. Графическое оформление письменного  текста состоит из ряда взаимосвязанных  операций. Например:

       - звуковое представление (при воспроизведении  текста, заученного наизусть);

       - звуковое восприятие (при записи  текста в процессе диктанта);

       - зрительное восприятие, связанное  со звуковыми представлениями  при списывании печатного текста;

       - ассоциирование звуков с соответствующими  графемами;

       - кинестезии в виде двигательной  деятельности при письме, сочетающиеся с внутренней речью.

       Трудности, связанные с овладением графикой и каллиграфией, объясняются рядом  причин:

       - несовпадением алфавитов родного  и изучаемых иностранных языков;

       - расхождение в формах написания  букв, имеющихся в родном и иностранных языках;

       - несоответствием во всех языках  звуков и букв. Во многих случаях  количество звуков в слове  меньше, чем количество букв/графем. Например: black, schoolgirl.

       - наличием синонимичных буквенных  обозначений (ch,sch,sh);

       - расхождением в родном и иностранных языках одинаковых по начертанию букв, но передающие разные звуки.

       В целом, в области графики и  каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:

       - правильное написание прописных  и строчных букв;

       - владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответствиями;

       - корректное написание наиболее  употребительных слов, вошедших  в продуктивный словарь учащихся;

       -правильное  употребление точки, запятой,  восклицательного и вопросительного  знаков в конце предложения;

       - написание букв с диакритическими знаками, что особенно характерно для французского языка.

       Обучение  каллиграфии, графике и пунктуации должно опираться на опыт, приобретенный  в родном языке, и на чтение. Из родного  языка заимствуется ряд правил, необходимых  для осуществления письма (положение рук, тетради, умение пользоваться прописями и разрезной азбукой).

       Орфографические навыки базируются на принципах написания  слов, принятых в конкретном языке.

       Конструкция предложений является весьма ценным упражнением, т.к. при его выполнении происходит дальнейшее осмысление и запоминание материала, а также формируются навыки и умения:

      а) строить предложения по образцу;

      б) выбирать и комбинировать языковые единицы в зависимости от их морфолого-синтаксической характеристики и смыслового содержания;

      в) правильно строить предложения, соблюдая правила графики, орфографии и пунктуации.

      К конструированию относятся следующие  виды упражнений:

      - составление сложносочиненного  или сложноподчиненного предложения  из двух простых;

      - описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний;

      - образование краткого диалога  при опоре на указанные этикетные  формулы и речевые намерения  (например, представление, приветствие,  прощание и т.д.).

       Вопросо-ответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, переконструирование предложений из повествовательной формы в вопросительную. Особое значение имеют альтернативные вопросы, содержащие своеобразную подсказку, как для положительного, так и для отрицательного ответа.

       Переводные  подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в  родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений  и микротекстов. Речь здесь идет в первую очередь о переводе с  родного языка на иностранный, поскольку данное упражнение служит не только средством закрепления лексики и грамматики, но и средством контроля усвоенного материала, позволяя более точно оценить успехи учащихся, а также выявить ошибки и причины их совершения.

       Упражнения  в преобразовании материала неравнозначны  по сложности. Например, при выполнении подстановок, учащиеся овладевают механизмом построения предложения, умением наполнять  его новым языковым материалом. Подстановки  иногда имеют зрительную опору в  виде образцов выполнения заданий. В классе с хорошей подготовкой учащихся желательно сопровождать эти задания трансформациями или несложным репродуктированием (например, при выполнении упражнения «один учащийся спрашивает, другой отвечает» реплики каждый раз должны заменяться новыми). Выполняя упражнения такого типа, учащиеся обучаются умению выбирать нужные по значению и форме слова и располагать их в зависимости от синтаксической функции. Упражнения выполняются сначала в классе устно, а затем письменно, как домашнее задание.[21,22]

       Расширение  и сокращение предложений относится  также к несложным заданиям. При  сокращении учащиеся обучаются исключать  несуществующие, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные  предложения), различать базисную и трансформированную структуру. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения формы (морфологии, синтаксиса) и не нарушать логику изложения.

       Заполнение  пропусков недостающими словами имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует. В данном случае требуется знание грамматических форм слова, во втором – умение самому выбирать слова, подходящие к конкретному контексту, правильно сочетать их, дифференцировать объем значений слов и т.д.

       Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего  в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.

       Механизмы письменного составления текста осуществляются примерно следующим  образом:

    1. наличие у автора письменного текста речевого намерения, т.е. представление о том, что будет написано, кому и с какой целью;
    2. отбор языковых средств для реализации коммуникативной задачи;
    3. выделение предиката, как стержневой части в смысловой организации предложения;
    4. осуществление связи между предложениями и с помощью адекватного выбора строевых слов.

       В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:

       -передача  в письменном высказывании главной  мысли;

       - выбор способа передачи главной  мысли – индуктивный или дедуктивный;

       - передача основного содержания  прочитанного или прослушанного  текста;

       - правильное оформление текста;

       - использование знаков графики,  орфографии и пунктуации  для  выражения субъективной информации;

       - выделение в письменном высказывании  основных мыслей (абзацев), а также  зачина, середины и концовки;

       - соблюдение логики изложения;

       - учет социокультурных особенностей  иноязычной эпистолярии речи;

       - умение показать культуроведческую  осведомленность в письменной  речи. [30]

 

        Упражнения при обучении письму

Прежде  всего, о характере упражнений: должны они быть механическими или осмысленными? По всей видимости, при обучении письму доля механических упражнений будет значительно больше, чем при  обучении  другим видам речевой деятельности. На начальной стадии формирования навыков каллиграфии и орфографии без механических упражнений не обойтись. Это, однако, не означает, что они должны выполняться неосознанно: роль правил при формировании этих навыков достаточно велика.

  Навыки  орфографии и каллиграфии сами по себе не имеют ситуативной отнесенности. Но это не значит, что технику письма следует развивать в отрыве от речи, т. е. в процессе писания. Желательно как можно скорее переходить к упражнениям в письме и на них совершенствовать навыки каллиграфии и орфографии.

      Упражнений  при обучении письму используется довольно много. Поэтому отметим здесь лишь основные их типы.

  1. Списывание (в различных вариантах). Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звуко-буквенным анализом.
  2. Запись на слух (различные виды орфографических диктантов и запись речи под диктовку для последующей работы над этим языковым материалом). В настоящее время орфографические диктанты распространены в обучении. Они отнимают достаточно много времени и, если учесть, что орфография — не самое важное по сравнению с общей целью, не могут считаться столь уж необходимыми. Опыт специального обучения показал, что запись под диктовку речевого материала, если она проводится с самой

первой  группы ступени обучения регулярно и, главное, с однократного предъявления, положительно сказывается на развитии качеств речевого умения (Г. Я. - Пассова) и даже избавляет от необходимости проводить специальные орфографические диктанты.

  1. Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать. Они должны найти свое место в системе обучения.
  2. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т. п.). Значение этих упражнений в развитии умения писать неоспоримо.
  3. Упражнения-игры (кроссворды, чайнворды, загадки и т. п.). [9]

  Целесообразно среди всех упражнений различать  специальные и неспециальные. К первым относятся такие, непосредственной целью которых является развитие умения писать или формирование любого навыка письма.

  Неспециальные упражнения выполняются с какой-либо иной целью, но в письменной форме и поэтому, попутно совершенствуют навыки письма (например, письменные ответы на вопросы, описание картины с целью последующего устного воспроизведения и т. п.).

  Зачем нужно различать специальные и неспециальные упражнения? Дело в том, что для выполнения специальных упражнений, особенно на занятии, времени не хватает. И тут на помощь могут прийти неспециальные упражнения: ведь писание и письмо — прекрасные средства обучения. Пожалуй, любое задание на дом должно быть письменным,  независимо от способа его контроля  в классе.

       Контроль  письменных текстов.

   Показателями  сформированности умений письма являются:

  1. успешность осуществления письменного общения;
  2. качество содержания продуцируемого письменного текста;
  3. качество языковой стороны письменного текста;
  4. степень самостоятельности в выполнении письменных заданий;

   Успешность  осуществления письменного общения  определяется:

  1. разнообразием ситуаций в рамках, которых создается письменный текст;
  2. наличием речевого изменения;
  3. способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации .

Информация о работе Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена