Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Использование методов и приемов для развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку на среднем этапе…………………...……...7
§1 Понятие, цели, задачи и содержание развития письма и письменной речи у учащихся на среднем этапе обучения иностранного языка в школе………..………………………………………………………….……7
§2 Методы и приемы развития умений и навыков письменной речи в обучении иностранному языку у учащихся на среднем этапе обучения в школе………………………………………………………………………16
вывод по I главе…………………………………………………….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…………29
§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена…….29
§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена …………………………………………………………….40
вывод по II главе………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………….45
Литература………………………………………………………………….47
Приложение 1……………………………………………………………….50
Приложение 2………………………………………………………………..52
Приложение 3………………………………………………………………..60
Приложение 4……………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

ВКР Кротовой Ю.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

    Качество  содержания письменного текста определяется:

  1. разнообразием тематики;
  2. количеством передаваемых фактов;
  3. уровнем языковой трудности;
  4. разнообразием предложений и речевых формул, в том числе этикетных;
  5. объемом письменного текста.

       Качество  языковой стороны определяется:

  1. правильностью языковых средств и точностью информации, передаваемой в письменном тексте;
  2. степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам.

       Степень самостоятельности определяется:

  1. уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста;
  2. отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи или необходимости исправления текста;
  3. отсутствием необходимости в помощи.

       Данные  критерии положены в основу разработки форм и способов контроля сформированности умений письменной речи.

       Ошибки  в письменных текстах принято  делить на:

       - лексико-грамматические;

       - орфографические;

       - фактические (относящиеся к логике изложения);

       - ошибки в оформлении письменного  текста;

       - соответствие содержания вторичного  текста оригиналу (если речь  идет о письменном тексте, составленном  при опоре на печатный текст  или на текст, воспринятый со  слуха).

       Сочинение относится к наиболее трудному виду письменных работ, поскольку оно предполагает самостоятельный отбор фактов или событий, связанных с выражением чужих или своих собственных мыслей в письменной форме. Для этого необходимо обладать умением свободно оперировать значительным по объему языковым материалом. В отличие от изложения, в котором событие или описание раскрывается согласно плану, которому следовал автор. Сочинение требует самостоятельного составления плана, соответствующего заданной теме, и умения дать элементарную оценку событиям и поступкам персонажей.

       Согласно  программе по иностранным языкам последних лет, письмо является средством  обучения, а не целью. На среднем  этапе проводится работа по развитию навыков орфографии и письменной речи в ограниченных пределах.

       Для обучения орфографии могут быть использованы такие упражнения, как:

       а) выписывание из текста слов на определенное правило;

       б) заполнение пропусков в словах;

       в) списывание слов с подчеркиванием орфограмм  и их комментирование;

       г) различные виды диктантов.

       По  своей природе диктанты являются комплексными упражнениями, т.к. они  ставят своим обязательным условием не только владение рядом письменных навыков, но и понимание связной  устной речи. По форме проведения диктанты делятся на: а) зрительные; б) слуховые; в) зрительно-слуховые; г) самодиктанты. [17]

       В учебниках имеются памятки для  списывания. В памятке указывается, как ученик должен списывать (прочитать  предложение, понять его смысл, посмотреть и запомнить написанное предложение; отвлечься от предложения и мысленно представить его себе; написать предложение по памяти, диктуя себе по слогам; сверить написанное предложение с напечатанным вариантом, если обнаружена ошибка, необходимо ее исправить и написать предложение заново).

       В упражнениях на развитие навыков орфографии часто решаются и другие задачи: обучение грамматике; обучение произношению; обучение технике чтения. Письмо может быть средством обучения и совершенствования грамматических, лексических навыков, а также речевых монологических и, отчасти, диалогических умений.

       Обучение  письменной речи в средней школа  носит ограниченный характер. Это  связано с тем, что при осуществлении  письменной речи отсутствует единая ситуация для того, кто пишет, и  кто затем читает написанное. При  формировании письменной речи нельзя опираться на вспомогательные средства коммуникации (мимику, жесты).

       Механизм  порождения устного высказывания не может быть перенесен на обучение письму. Умения в письменной речи могут  формироваться с помощью разных упражнений. Для развития умений в письменной речи можно использовать следующие упражнения:

       а) письменное описание картинки по теме или по мотивам темы;

       б) письменное изложение основного  содержания прочитанного текста;

       в) написание сочинения;

       г) составление тезисов или плана для сообщения (доклада);

       д) написание письма зарубежному сверстнику;

       е) заполнение формуляра в гостинице;

       ж) написание поздравительной открытки;

       е) составление заметки в классную или школьную стенгазету.

       Из  названных выше упражнений коммуникативной  ценностью обладает упражнение, направленное на обучение письма. По форме это самый легкий вид. Нет единой формы письма. Содержание письма зависит от самого пишущего, также и его языковую форму выбирает сам автор. Тема письма должна совпадать с тематикой школьных учебников. Переписка является важным фактором в развитии интереса к языку. Учитель должен объяснить особенности письма:

       а) дата и место написания письма;

       б) обращение;

       в) окончание письма;

       г) написание адреса на конверте.

       Подводя итог по выше сказанному, следует выделить то, что методы и приемы развития умений и навыков письменной речи очень разнообразны, следовательно, для более эффективного овладения умениями и навыками письменной речи учащимся необходимо использовать их на практике. Но при обучении мы всегда говорим об эффективности деятельности учеников и учителя, т. е. должен достигаться положительный результат и для его достижения следует четко следовать методическим разработкам и указаниям. Поэтому в этом параграфе мы развернуто описали методы и приемы развития письменной речи.

 

Вывод по первой главе

    Таким образом, большое значение в организации учебного процесса имеет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

    Наиболее  сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность  школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых  упражнений. Использование разнообразных  приемов обучение способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

    Письмо мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо написать, спросить, выяснить, доказать в письменной форме. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык в письменной форме можно использовать как средство общения.

    Письмо  также  активизирует стремление ребят  к контакту друг с другом и сверстниками за рубежом.

    Письмо  дает возможность робким, неуверенным  в себе учащимся сообщать информацию и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

    Также нельзя забывать о том, что успех  обучения зависит от умения учителя  разнообразить задания по овладению  письменной речи. Не стоит забывать о важности различных сторон обучения иностранного языка, и умении правильно сочетать их на уроке. К тому же для увеличения эффективности усвоения знаний учащимися знаний необходимо не забывать об интересах современных детей и подбирать задания, которые будут им интересны и полезны одновременно.  

    Широкие возможности для английского  языка дает использование упражнений и заданий для развития навыков  письма на английском языке.

    При обучении иностранному языку на среднем этапе обучения мы сталкиваемся с проблемой ограниченности часов, поэтому перед учителем встает сложная задача: за короткий срок обучить базовым навыкам и умениям письма и письменной речи. Следовательно, нужно разрабатывать такие упражнения, которые будут охватывать самые необходимые сведения, и на которые не нужно будет тратить большое количество времени.

    Кроме того письменная речь в настоящее  время играет одну из самых важных ролей в жизни современного общества, т.к. люди все чаще общаются через интернет или различные виды писем, поэтому следует обратить внимание детей на этот факт современной жизни.

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена

§1 Описание опыта работы по развитию навыков и умений письменной речи на уроках иностранного языка у учащихся среднего звена

 

       Преддипломная государственная практика проходила в муниципальном общеобразовательном учреждении Гимназия №3 городского округа города Шарья Костромской области. Класс, на котором проводилось исследование,  был 8 «А», класс гимназического типа. Английская подгруппа состоит из 12 учеников, но в связи с продолжительной болезнью большей части подгруппы исследования проводились лишь с 5 учащимися, а именно:

  1. Кристина Ш.
  2. Ксения С.
  3. Андрей С.
  4. Артём Н.
  5. Павел С.

       Учителя, занимающиеся с данным классом, охарактеризовали его как работоспособный и любознательный. Но из-за продолжительного отсутствия занятий по английскому языку, у учеников наблюдаются пробелы в знаниях.

       Другая  особенность класса – отсутствие дисциплины у учащихся на уроках, что осложнило проведение уроков и установление взаимопонимания с учениками. Несмотря на то, что ученики не способны самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, они с энтузиазмом приступали к выполнению различных заданий. Другая особенность – высоко развитое творческое мышление, которое способствовало разрешению некоторых вопросов нетрадиционным способом.

Констатирующий  эксперимент

       На  начальном этапе работы с данным классом была проведена срезовая контрольная работа, направленная на выявление уровня сформированности навыков и умений письменной речи и письма.

       Цель  проведенной контрольной работы – выявить исходный уровень сформированности умений и навыков письменной речи и письма у учащихся английской подгруппы 8 «А» класса.

Задания

Контрольная работа состояла из пяти заданий с  расчетом одно задание на один балл. Задания к контрольной работе выбирались не случайно, а были взяты из пройденного материала. Упражнения брались из дополнительной литературы с целью выявления реального уровня знаний учащихся и воизбежание списывания. В работе имелось три различных варианта, что способствовало получению более адекватных результатов. Первое задание было на закрепление грамматического материала пройденного на прошедших уроках, т.е. постановка разделительных вопросов.

1 Вариант: Add the tags

You must take the box to the station. You can cross the river on a raft. The elephant broke the branch of the tree. They are repairing the clock now? He will introduce me to his friends.

2 Вариант: Add the tags

  We shall finish the work in time. It’s a beautiful day today. I think we don’t give flowers to the man. You don’t celebrate Christmas. The British present different gifs their friends at new baby parties.

3 Вариант: Add the tags

Информация о работе Развитие навыков и умений письменной речи через различные методы и приёмы обучения иностранному языку у учащихся среднего звена