Экономическое развитие Поволжского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение экономико–географической характеристики производительных сил экономического района с учет размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно–экономическими связями.
Задачи курсовой работы:
Общая характеристика размещения производительных сил Поволжского экономического района;
Анализ экономико-географического положения Поволжского экономического района;
Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Поволжского района, их роль в российском производственном потенциале.
Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1. Общая характеристика размещения производительных сил
Поволжского экономического района…………………………………………..

2. Анализ экономико-географического положения Поволжского
экономического района…………………………………………………………...

2.1. Особенности экономико-географического положения
Поволжского экономического района……………………………………...

2.2. Население и трудовые ресурсы ……………………………………………..
2.3. Природно-ресурсный потенциал Поволжского района…………………...
3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Поволжского района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………..


3.1. Экономико – географическая характеристика топливно-
энергетического комплекса…………………………………………………

3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной
металлургии…………………………………………………………………..

3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса……………………………………………………………………

3.4. Экономико – географическая характеристика химического и
нефтехимического комплекса………………………………………………

3.5. Экономико – географическая характеристика лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности……

3.6. Экономико – географическая характеристика строительного
комплекса…………………………………………………………………….

3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного
комплекса…………………………………………………………………….

3.8. Внешнеторговые перевозки…………………………………………………
3.9. География пассажирских перевозок………………………………………..
4. Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района…………………………………………………………..

4.1. Общая характеристика транспортной системы……………………………
4.2. Железнодорожный транспорт………………………………………………
4.3. Речной транспорт…………………………………………………………….
4.4. Автомобильный транспорт………………………………………………….
4.5. Трубопроводный транспорт…………………………………………………
4.6. Авиационный транспорт…………………………………………………….
5. Картосхема Поволжского экономического района …………………………
6. Картосхема полезных ископаемых Поволжского экономического района
7. Картосхема Приволжской железной дороги…………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………...........

Работа содержит 1 файл

Поволжский район.docx

— 2.02 Мб (Скачать)

Черная металлургия представлена всего несколькими предприятиями. В Волгограде работают крупный передельный  завод "Красный Октябрь" и сталепроволочноканатный.

Трубопрокатное производство действует в Волгограде и Волжском.

Небольшие предприятия находятся  в Вольске (передельная металлургия), Камышине (кузнечно-литейный завод), Фролове (сталелитейный завод).

Волгоградская область производит более 80% продукции черной металлургии.

Цветная металлургия в  районе развита незначительно. В  Волгограде расположен алюминиевый  завод, в Самаре выпускаются твердые  вольфрамо-кобальтовые сплавы и  металлокерамические смеси.

Как и в случае с черной металлургией, цветная металлургия  района в основном сосредоточена  в Волгоградской области 80%).

Одна из крупнейших мировых  вертикально интегрированных сталелитейных  и горнодобывающих компаний –  «Северсталь» сообщила, что намерена ввести в эксплуатацию свой новый  металлургический завод в Саратовской  области во втором квартале 2013 года. Проект пересек экватор – в  него вложено около 350 млн долларов при общей сумме запланированных  инвестиций в размере свыше 600 млн  долларов3.

 

 

 

3.3. Экономико –  географическая характеристика 

машиностроительного комплекса.

Машиностроение занимает в промышленном комплексе Поволжья первое место. По удельному весу на него приходится 1/3 всего объема промышленного  производства по данным на 2009 год. Ядро машиностроительного комплекса  составляет автомобильная промышленность, сосредоточенная в Республике Татарстан, Самарской и Ульяновской обл. Район обеспечивает 17% выпуска грузовых (1,8 млн. шт.) и более 80% выпуска легковых (1,9% млн. шт.) автомобилей в России.

Рис.1. Доли компаний на российском рынке в 2007 и 2012 г.

 

Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы, моторы, подшипники, электротехнические изделия, оборудование для различных  отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе  занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов  и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, судов. Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах  Самаре и Саратове. В настоящее  время заводы специализируются на производстве турбореактивных самолетов (Самара) и самолетов ЯК-40 (Саратов). Одни отрасли развиваются в связи с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура) и наличием квалифицированных кадров рабочих, другие - в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперирования поставок деталей и узлов.

Поволжье - крупнейший в стране производитель автомобилей. Для  развития этой отрасли имеются все  необходимые предпосылки: район  находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен  транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет  организовать широкие связи по кооперированию. Волжский автомобильный завод был  построен в Тольятти и по технической  оснащенности цехов, уровню автоматизации  и механизации является ведущим  в автомобилестроении страны.

Итак, среди машиностроительных центров наиболее крупными являются Самарский, Саратовский, Волгоградский, Ульяновский, Тольяттинский, Нижнекамский. Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза, Сызрань, Энгельс. Наибольшие перспективы развития в Поволжском экономическом районе у автомобиле- и тракторостроения.

 

3.4. Экономико –  географическая  характеристика  химического

и нефтехимического комплекса.

Развитие в районе нефтепереработки, химии органического синтеза  потребовало создания мощной теплоэнергетики.

Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазохимический комплекс является крупнейшим в стране по объемам  производства. Он включает в себя всю  технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа - от их добычи до производства различных  химических продуктов и изделий  из них.

Развитию этого комплекса  способствовало, прежде всего, наличие  мощной сырьевой базы. Нефтехимические  производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими  ресурсами. Кроме того, немаловажную роль сыграло транспортно-географическое положение района, находящего в непосредственной близости от основных потребителей продукции.

Нефтедобывающая промышленность остается пока одной из главных отраслей специализации хозяйства района, хотя и продолжается наметившаяся в  последние годы тенденция спада  добычи этого топлива и сырья  в результате истощения наиболее продуктивных месторождений. Современные  масштабы добычи нефти в районе колеблются в пределах 10-14% от уровня Российской Федерации. Для поддержания этого  уровня здесь применяют новейшие методы наиболее полного извлечения нефти. Сейчас в Республике Татарстан, Самарской области и на других промыслах свыше 90% нефти добывается с применением различных эффективных  методов поддержания пластового давления.

Размещение нефтедобывающей  промышленности соответствует наличию  сырьевой базы по областям и республикам  района. Более половины добычи нефти  приходится на Республику Татарстан. Крупнейшим центром нефтедобычи здесь является Альметьевск, развившийся на базе самого мощного в Поволжье Ромашкинского  месторождения. От Альметьевска берет  свое начало нефтепровод «Дружба». Выделяется добычей нефти и Самарская  область, важнейшими центрами нефтедобычи  здесь являются города Отрадный и  Нефтегорск. Достаточно мощные нефтепромыслы  расположены в Волгоградской  и Саратовской областях. В настоящее  время получает развитие нефтедобыча  и в Республике Калмыкия.

В Поволжье создана мощная газодобывающая отрасль промышленности. Добыча природного газа ведется преимущественно  в областях Нижнего Поволжья - в  Волгоградской, Саратовской, Астраханской областях и Республике Калмыкия. Здесь  на базе Астраханского газоконденсатного  месторождения формируется промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата.

Непосредственно с добычей  нефти и газа связано развитие нефте- и газоперерабатывающей промышленности. На промыслах производится очистка  нефти от воды, солей, подготовка ее к дальнейшей переработке, действуют  установки комплексной подготовки нефти, с помощью которых получают углеводородное сырье. В Самарской  области и Республике Татарстан  собирают нефтяной попутный газ. На промыслах  утилизируют попутные нефтяные газы, из которых в дальнейшем вырабатывают сниженные газы и газовый бензин. Дальнейшей переработке нефть и газ подвергаются на нефтеперерабатывающих предприятиях, где из них получают топливо, смазочные материалы, сниженные газы, являющиеся ценным сырьем для химических производств.

. Для нефтегазохимического  цикла характерна высокая территориальная  концентрация производства. В районе  сложилось несколько крупных  нефтехимических узлов. Сочетания  нефтехимических производств в  наиболее законченном виде возникли  в пределах Самарской Луки - в  Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани,  Тольятти. Особенно выгодное видное  место район занимает по производству  синтетического спирта, синтетического  каучука, этилена, азотных удобрений  и другой продукции. В последнее  время на долю района приходилось  22,2% общероссийского производства  всей продукции химической промышленности. Ресурсы углеводородного сырья,  благоприятные возможности водо- и энергоснабжения и постоянно  растущие потребности страны  и самого района в продукции  этой отрасли позволили разместить  и развить здесь крупные химические  и нефтехимические комплексы  и предприятия. Они действуют  в тесной кооперации с нефте-  и газоперерабатывающими заводами. Среди них выделяется своей  мощностью и разнообразием выпускаемой  продукции комплекс нефтехимических  предприятий в Нижнекамске.

 

3.5. Экономико –  географическая характеристика  лесной,

деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной

 

 Лесная промышленность имеет низкий уровень развития. Основные центры - Астрахань, Волгоград, Самара и Саратов.

Лесная промышленность довольно равномерно распределена между всеми  субъектами региона.

 

3.6. Экономико –  географическая характеристика  строительного комплекса.

Промышленность строительных материалов относится к старейшим  в районе и представлена крупным  производством цемента в Вольске, Жигулевске, Михайловке и Сенгилее, базирующимся на местных запасах мергелей. В Инзе работает крупнейший в стране диатомовый комбинат по производству термоизоляционных материалов. Также получили развитие производство шифера, стекла, кирпича, сборного железобетона.

Промышленность строительных материалов в основном сосредоточена  в Татарстане, Самарской, Волгоградской  и Саратовской областях (примерно по 20%)4.

 

3.7.  Экономико  – географическая характеристика 

агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет общероссийское значение как по производству важнейших видов  продукции сельского хозяйства, так и по их переработке. Природно-климатические  условия способствуют развитию сельского  хозяйства района, располагающего обширной естественной базой для отраслей как земледелия, так и животноводства. По общей площади сельскохозяйственных угодий район занимает первое место  в России.

В Волгоградской, Саратовской  и Самарской областях производится около 2/3 зерна района, 90% овощей и  бахчевых. Основные площади пастбищ  находятся в Нижнем Поволжье, больше всего - в Республике Калмыкия. Недостаток влаги ветровая эрозия наносят большой  ущерб сельскому хозяйству.

Ведущей отраслью сельскохозяйственного  производства является зерновое хозяйство, на его долю приходится около 70% всех посевных площадей района. Главной  зерновой культурой является яровая пшеница твердых высокобелковых сортов, основные посевные площади  размещены в Саратовской, Волгоградской  и Самарской областях. Это связано  с региональными природно-климатическими особенностями этой зоны, в наибольшей степени соответствующими биологическими особенностями этой культуры.

В Поволжье также возделывают  озимую пшеницу, сеют рожь, производят крупяные культуры. Важнейшими техническими культурами данного района являются подсолнечник, сахарная свекла и горчица.

Нижнее Поволжье специализируется в основном на овощеводстве и бахчеводстве, наиболее высокий урожай которых  получают в Волго-Ахтубинской пойме, где наряду с овощными и бахчевыми  культурами возделываются зерновые и кормовые культуры.

Большое внимание уделяется  развитию орошаемого земледелия. Для  обеспечения питьевой водой и  обводнения пастбищ в Республике Калмыкия создано Чограйское водохранилище.

Поволжье - один из крупных  животноводческих районов России. По численности поголовья крупного рогатого скота и численности  овец занимает первое место в РФ.

Животноводство дает более  половины всей валовой продукции  сельского хозяйства района. Оно  располагает обширной естественной кормовой базой. Кроме того, в производстве кормов участвует полеводство. На производство кормов, включая зерновые и бобовые  культуры, отводится около 30% всех посевных площадей района.

Размещение отраслей животноводства, его специализация определяются природно-климатическими условиями, состоянием кормовой базы. В лесостепных районах  большей частью разводят крупный  рогатый скот молочно-мясных пород, в степных засушливых районах  юга и Заволжья преобладает мясо-шерстяное  направление - полутонкорунное и  тонкорунное овцеводство и мясное скотоводство.

Также здесь получило большое  распространение пригородное хозяйство. Созданы специализированные хозяйства  по производству молока, овощей, картофеля.

В народнохозяйственной специализации  Поволжья выделяются отрасли пищевой  промышленности - мукомольно-крупяная, маслобойная и маслоэкстракционная, мясная, рыбная и консервная. Здесь  также созданы заготовительно-бытовая  сеть, инфраструктура - сеть элеваторов, складов, холодильников, различных  хранилищ.

Особое место занимает рыбная промышленность, производящая высококачественные рыбные изделия. Она  сосредоточена преимущественно  в Нижнем Поволжье, особенно в Астраханской области. Нижнее Поволжье дает большую часть улова осетровых в РФ, значительную долю частиковых.

 

3.8. Внешнеторговые  перевозки.

Большую роль в грузоперевозках  Поволжья играет речной транспорт. В  пределах района по глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки  нефти, зерна, леса, соли, каменного  угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных  удобрений и др. Важную роль в  перевозках играет река Кама. Крупнейшими  портами на Волге и Каме являются: Астраханский (в устье Волги начал  действовать морской порт в пос. Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский  и др.

Поволжский район поддерживает теснейшие экономические связи  с Уралом (поставки металла, леса и  др.), Центральным, Волго-Вятским районами (поставки нефти, продуктов нефтехимической  промышленности, сельского хозяйства  и др.). В целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом.

Большое значение, особенно для перевозок грузов внутри района, имеет автомобильный транспорт. Район вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры, продукцию машиностроения (автомобили, самолеты, станки и др.), ввозит лес, минеральные удобрения, продукцию легкой промышленности, машины и оборудование.

Информация о работе Экономическое развитие Поволжского района