Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение экономико–географической характеристики производительных сил экономического района с учет размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно–экономическими связями.
Задачи курсовой работы:
Общая характеристика размещения производительных сил Поволжского экономического района;
Анализ экономико-географического положения Поволжского экономического района;
Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Поволжского района, их роль в российском производственном потенциале.
Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района
Введение……………………………………………………………………..
1. Общая характеристика размещения производительных сил
Поволжского экономического района…………………………………………..
2. Анализ экономико-географического положения Поволжского
экономического района…………………………………………………………...
2.1. Особенности экономико-географического положения
Поволжского экономического района……………………………………...
2.2. Население и трудовые ресурсы ……………………………………………..
2.3. Природно-ресурсный потенциал Поволжского района…………………...
3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Поволжского района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………..
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно-
энергетического комплекса…………………………………………………
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной
металлургии…………………………………………………………………..
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса……………………………………………………………………
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и
нефтехимического комплекса………………………………………………
3.5. Экономико – географическая характеристика лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности……
3.6. Экономико – географическая характеристика строительного
комплекса…………………………………………………………………….
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного
комплекса…………………………………………………………………….
3.8. Внешнеторговые перевозки…………………………………………………
3.9. География пассажирских перевозок………………………………………..
4. Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района…………………………………………………………..
4.1. Общая характеристика транспортной системы……………………………
4.2. Железнодорожный транспорт………………………………………………
4.3. Речной транспорт…………………………………………………………….
4.4. Автомобильный транспорт………………………………………………….
4.5. Трубопроводный транспорт…………………………………………………
4.6. Авиационный транспорт…………………………………………………….
5. Картосхема Поволжского экономического района …………………………
6. Картосхема полезных ископаемых Поволжского экономического района
7. Картосхема Приволжской железной дороги…………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………...........
По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки грузов и пассажиров, Волго-Камский речной путь через систему каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский) обеспечивает району выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Крупнейшие порты — Астрахань, Волгоград, Самара.
3.9. География пассажирских перевозок.
В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.
Важную роль в развитии
хозяйственного комплекса Поволжья
играют связи с другими районами
и зарубежными странами. Поволжье
вывозит сырую нефть и
Основа транспортной сети Поволжья — Волга и пересекающие ее в широтном направлении железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Сызрань - Самара — Кинель — Челябинск, Ртищево - Саратов - Уральск (связывает район с Украиной и Казахстаном), Инза — Ульяновск - Мелекес - Уфа.
Параллельно Волге проходит меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля, имеющая большое значение для внутрирайонных связей. Дороги Кизляр — Астрахань - Агрыз, Астрахань — Гурьев, Бугульма — Пронино - Сургут обеспечивают выходы района на Северный Кавказ и в Казахстан и Западную Сибирь.
ПОВОЛЖСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.
Приволжская железная дорога – одна из старейших магистралей России6. История Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во 2-ой половине 19 века. Свое летоисчисление дорога ведет с июля 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова.
Приволжская железная дорога является важным звеном, связывающим Центр России, Украину и Кавказ с Уралом, Средней Азией и Сибирью.
Дорога обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора "Север – Юг", который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.
Ежесуточно со станций Приволжской железной дороги отправляется около 100 тысяч тонн различных грузов: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения. Услугами железнодорожного транспорта дальнего и пригородного сообщений в регионах обслуживания дороги пользуются миллионы пассажиров.
Приволжская магистраль как филиал компании «Российские железные дороги» участвует в реализации проектов, предусмотренных «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года».
4.2. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт
в России — одна из крупнейших железнодорожных
сетей мира, существующая с 1837 года.
Эксплуатационная длина сети Российских
железных дорог составляет 86700 км (1997),
развернутая длина главных
В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург, Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др8.
4.3. Речной транспорт
Большую роль в грузоперевозках
Поволжья играет речной транспорт. В
пределах района по глубоководной Волжской
магистрали осуществляются перевозки
нефти, зерна, леса, соли, каменного
угля, рыбы, цемента, бахчевых культур,
автомобилей, тракторов, минеральных
удобрений и т.д. Волга связывает
Поволжье с районами Центра, Урала,
а через Волго-Донской канал
— с Кавказом, Азовским и Черным
морями. Волго-Балтийский водный путь
связал Поволжье с Северо-Западом. В
ряде мест Волга пересекается железными
дорогами, что способствует развитию
смешанных железнодорожно-
Важную роль в перевозках
играет река Кама. Крупнейшими портами
на Волге и Каме являются: Астраханский
(в устье Волги начал
4.5. Трубопроводный транспорт
Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу (известный нефтепровод «Дружба», нефтепровод Самара — Новороссийск, нефтепроводы на Москву и Рязань, проходящие через Нижний Новгород; газопроводы Саратов — Москва и Саратов — Нижний Новгород).
Таким образом, Поволжье является мощным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.
4.6. Авиационный транспорт
В транспортной системе РФ воздушный транспорт является одним из главных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по размеру пассажирских перевозок.
Значительная роль воздушного
транспорта в перевозке пассажиров
объясняется большими расстояниями
перевозок. Основными технико-
Авиационный транспорт Поволожского района осуществляет внутрирайонные, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги проделанной работы:
1) Поволжский экономический район является одним из перспективных промышленных центров России. Основными направлениями развития народного хозяйства являются:
- преодоление экономического
кризиса, приведшего к резкому
сокращению производства, повышению
уровня безработицы, к
- расширение топливной
базы, поиск новых месторождений
нефти и газа, внедрение современных
методов разработки
- в машиностроительном
комплексе - проведение серьезной
реконструкции, модернизации
- в агропромышленном комплексе
- повышение уровня энерго- и фондовооруженности
сельского хозяйства,
- приведение земельной
реформы в действие, реструктуризация
крупных сельскохозяйственных
- создание сетей мелких
перерабатывающих
- решение социальных проблем
и повышение уровня жизни
2) Остро стоят в Поволжье экологические проблемы, это проявляется в нарушении земель горными разработками, вторичным засолением почв, резком падении плодородия земель, деградации естественных кормовых угодий, особенно в Калмыкии с ее системой отгонно-пастбищного животноводства. Большой экономический ущерб нанесен промышленными выбросами и транспортом водным и рыбным ресурсам региона. Все это требует неотложных мер по восстановлению экологического равновесия и больших капитальных затрат.
3) В условиях развития рыночных отношений в Поволжье видны пути стабилизации экономики и выхода из кризиса. В первую очередь за счет увеличения добычи и комплексной переработки углеводородных ресурсов, газового конденсата в Прикаспийской низменности. При этом нужно иметь в виду, что Астраханское месторождение газового конденсата - крупнейшее в мире. Развитие добычи и переработки его связано с внедрением экологически чистых технологий, созданием совместных предприятий с инофирмами в целях использования зарубежного оборудования и технологий.
4) Кроме того, большое внимание уделяется развитию промышленности Астрахани, основному центру судостроения, судоремонта и главной базы Российского флота на Каспии. Возрастает роль Астрахани и как главной базы рыбной промышленности.
5) В Поволжье успешно осуществляется приватизация, в основном средних и мелких предприятий, пищевой промышленности. В сельском хозяйстве идет процесс разгосударствления, создания фермерских хозяйств, кооперативов, развития арендных отношений.
6) В перспективном развитии сельского хозяйства большое внимание уделяется отраслям рыночной специализации. При этом планируется расширение посевов зернобобовых, крупяных культур, пивоваренного ячменя, масличных - сои, рапса, масличного льна, горчицы, рыжика, а также расширение площадей под овощебахчевые культуры.
7) Одной из важнейших задач в условиях рынка является выравнивание уровней социально-экономического развития наиболее отсталых районов Поволжья и в первую очередь Калмыкии. Республике предоставлен ряд льгот в налогообложении и выделены дополнительные капиталовложения из федерального бюджета. Ход экономических реформ в Поволжском регионе сдерживается национальным фактором. Провозглашение Татарстаном государственного суверенитета и подписание договора с Российским правительством ставит его в особые привилегированные условия по сравнению с другими субъектами Федерации9.
Список литературы
Информация о работе Экономическое развитие Поволжского района