Лекции по "Международное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций

Описание работы

Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.

Работа содержит 15 файлов

2 тема меж экон пр.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

3-лек меж экон пр.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

4-лек субекты МЭП.doc

— 65.50 Кб (Скачать)


Тема 4. Субъекты международного экономического права.

Понятие правосубъектности и виды субъектов в международном экономическом праве.

Физические  лица в международном экономическом праве.

Юридические  лица в международном экономическом праве.

Государства – субъекты международного экономического права.

Международные экономические организации как субъекты международного экономического права.

Правосубъектность транснациональных организаций (ТНК) в международном экономическом праве.

 

Международное экономическое право призвано регулировать общественное отношения между разными субъектами. Под субъектом права вообще понимают лица (физические и юридические), которые согласно закону наделенные способностью иметь субъективные права и юридические обязанности, которая дает им возможность принимать участие в соответствующем правоотношении. Главным субъектом международного экономического права есть государство. За существующими как в отечественной, так и в зарубежной литературе определениями, государство — это политическая форма организации общества, которая выражает обусловленную экономическим порядком политическую власть господствующего класса или всего народа.

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности — обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин "международная правосубъектность" присущ преимущественно научной терминологии и редко используется в международно-правовых актах. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970г.) о том, что "каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств"

Государства.

Особенность международного права состоит в том,  что  оно  создается  прежде

всего  государствами   и   регулирует   преимущественно   межгосударственные

отношения. Являясь творцами международных прав и  обязанностей,  государства

выступают как основные субъекты международного права. В  этом  качестве  они

обладают  исключительным   и   неотъемлемым   свойством,   базирующимся   на

политической   организации   власти,   -   государственным    суверенитетом.

Государство как субъект международного права  не  может  осуществлять  своей

власти в отношении  другого  государства.  В  частности,  это  выражается  в

неподчинении одного государства законодательству другого.

Таким  образом,  государство  как  субъект  международного  права   обладает

способностью устанавливать права и обязанности, приобретать  права  и  нести

обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие  государства  в

международном правотворчестве связано не только  с  принятием  обязательств,

но и их выполнением.

К категории производных  субъектов  международного  права  относятся  особые

политико-религиозные единицы, имеющие самостоятельный  международно-правовой

статус. Это Ватикан  как  официальный  центр  Римско-католической  церкви  и

Мальтийский  орден как официальное религиозное формирование  с  международно

признанными благотворительными  функциями.  Их  административные  резиденции

находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден  поддерживают  дипломатические

отношения со многими государствами  мира.  Ватикан  имеет  представительства

при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда.  Мальтийский  орден  имеет

представительство при ЮНЕСКО.

Постоянный нейтралитет — это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники сове¬щания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной це¬лостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтрали¬тета нашла отражение в законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в ко¬торой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозгла¬шен Законом "О внесении изменения и дополнения в Конститу¬цию Туркменистана" и Конституционным законом "О постоян¬ном нейтралитете Туркменистана" от 12 декабря 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН "Постоянный нейтралитет Туркменистана", принятой 12 декабря 1995 г.

Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью.

Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.

В науке сложились определенные суждения о значении признания для нового государства, а в международной практике — различные правовые решения, отражающие ту или иную доктрину признания.

Исторически сложились две теории признания — декларативная и конститутивная.

Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

Конститутивная теория базировалась на противоположном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, "конституировало" государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к дру¬гому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным из¬менением социально-экономического и политического строя го¬сударства-предшественника; 2) при возникновении нового го¬сударства на месте колониального владения государства-мет¬рополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части терри¬тории и образовании на ней самостоятельного государства. Су¬ществуют несколько объектов правопреемства: права и обязан¬ности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государствен¬ные архивы; долги.

Правосубъектность международных организаций.

Международные организации являются субъектами международного  права  особого

рода. Их правосубъектность не идентична  правосубъектности  государств,  так как не проистекает из  суверенитета.  Международная  организация  источником своих прав  и  обязанностей  в  сфере  реализации  своей  компетенции  имеет международный договор, заключенный  между  заинтересованными  государствами.

Поэтому  международные  организации  как   субъекты   международного   права вторичны, производны по отношению к государствам. Организация становится субъектом, если  государства-учредители  наделяют  ее

международными  правами  и  обязанностями.   Правосубъектность   организации определена  теми  конкретными  задачами  и   целями,   которые   установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В  связи  с  этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав  и обязанностей.

Международные  организации  подразделяются   на   всемирные,   универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех  или  большинства государств,  для  международного  сообщества  в  целом  и  которые   поэтому характеризуются  универсальным  членством,  и  иные   организации,   которые представляют интерес для определенной группы государств,  что  обусловливает их ограниченный состав. К  первой  категории  относится  ООН,  Организация  Объединенных  Наций   по вопросам образования,  науки  и  культуры  (ЮНЕСКО),  Всемирная  организация здравоохранения, Международное агенство по атомной энергии  (МАГАТЭ).  Среди организаций второй категории  принято  выделять  региональные  международные организации, в которые  объединяются  государства,  находящиеся  в  пределах какого-либо района и взаимодействующие  с  учетом  их  групповых  интересов.

Таковы Организация африканского единства, Европейский союз, СНГ.

 

Все отмеченные особенности, не говоря о фактической гигантской материальной мощи, служат неким предлогом, чтобы рассматривать ТНК не просто в качестве обыкновенного коммерческого предприятия, но особого рода международного образования - равного, если не юридически, то фактически, по мощи самим государствам. А отсюда и вроде бы логическое основание для того, чтобы признать "равенство" и юридически, то есть признать ТНК - субъектами международного права с той иной степенью правоспособности (правосубъектности) (см. также   § 141).

Если описанные выше попытки подчинить деятельность ТНК международно-правовой регламентации сравнить со своего рода долгой "осадой" могучей цитадели совокупности всех ТНК, то встречные претензии с их стороны на международную правосубъектность выглядят как некие кавалерийские "вылазки" из осажденной крепости. Однако как "осада", так и "вылазки" пока равно оказываются безуспешными, международное право с трудом поддается принципиальным изменениям.

Во-первых, включение ТНК в "состав" субъектов международного права принципиально порочно, ибо открывает шлюзы для размывания самого понятия и сущности международного права. Логически, если предоставлять международную правосубъектность для ТНК, почему тогда не предоставлять ее и для иных национальных предприятий, возможно, не менее крупных, чем некоторые ТНК, а следуя далее, и для любых юридических лиц и индивидов?

Во-вторых, предоставление международно-правового статуса хотя бы "крупнейшим" ТНК (как иногда предлагается) создавало бы простор для субъективных и политических спекуляций. И какие ТНК понимать в качестве "крупнейших", если даже понятие самих ТНК еще далеко от определенности и общего признания?

Наконец, никак нельзя обосновать и пользу наделения ТНК международной правосубъектностью с практической точки зрения. По долгому опыту ТНК неплохо процветают и без международной правосубъектности. Не ясно и что выиграют реально государства от приобретения ТНК правосубъектности?

Пытаясь обосновывать правосубъектность ТНК, обычно смешивается два разных вида международных экономических отношений: а) отношения публичного характера, регулируемые международным публичным правом, и б) отношения частноправового характера (в которых, разумеется, могут участвовать и ТНК), регулируемые применимым гражданским правом тех иных государств, а также и международно-правовыми (конвенционными) нормами, которые могут применяться, в частности, и к ТНК. Соответственно индивиды и юридические лица, очевидно, могут быть дестинаторами определенных норм международного права. Но это вовсе не значит, что такие лица, в том числе индивиды и ТНК, следует признавать субъектами международного права.

5-лек мэп.doc

— 146.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 лек меж ответственность.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 лек меж экон пр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международное право"