Лекции по "Международное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций

Описание работы

Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.

Работа содержит 15 файлов

2 тема меж экон пр.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

3-лек меж экон пр.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

4-лек субекты МЭП.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

5-лек мэп.doc

— 146.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 лек меж ответственность.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 лек меж экон пр.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


Тема 1. Понятие и предмет международного экономического права как отрасли международного публичного права или системы правового регулирования международных экономических отношений.

 

Национальная экономика. Мировая экономика. Международное экономическое сотрудничество. Виды современных международных экономических отношений (инвестиционные, торговые, кредитно-финансовые, валютные, научно-технические и др.).

Международное публичное право и международное экономическое право. Международное частное  право и международное экономическое право.

Понятие механизма правового регулирования международных экономических отношений.

Международно-правовой механизм регулирования  и национально-правовой механизм регулирования международных экономических как составные части системы правового регулирования международных экономических отношений.

Соотношение национального экономического права и международного экономического права.

Международное экономическое право как отрасль международного права, отрасль науки международного права и учебная дисциплина в системе подготовки юристов-международников.

 

Международное экономическое право - отрасль международного права; совокупность существующих и находящихся в стадии становления и развития принципов и норм, регулирующих экономические отношения между субъектами международного права. Нормы международного экономического права направлены на содействие:

- беспрепятственному осуществлению государствами суверенных прав в области международных экономических отношений;

- равноправному сотрудничеству государств; а также экономическому росту во всем мире.

Подотраслями международного экономического права являются: международное торговое право, международное валютно-финансовое право, право научно-технического сотрудничества и др.

Особенная часть меж экон права состоит следующих институтов:

Международное инвестиционное право

Международное торговое право.

Международное транспортное право.

Международно-правовое регулирование труда.

Международное кредитно-финансовое право.

Международное валютное право.

Международное таможенное право.

Международно-правовое регулирование налогообложения

 

В начале хотел бы определить понятие МЭП.

Согласно учебнику К.А. Бекяшева, «международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения».

В другом источнике МЭП определяется так. «Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права».

Оба этих определения практически совпадают, определяя международное экономическое право как часть международного права, регулирующего лишь отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Основная масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого государства.

В отношении предмета МЭП можно сказать, что это различные многосторонние и двусторонние экономические торговые договора, коммерческие отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, туризма, интеллектуальной собственности и т.п.

В современной западной литературе выдвигаются две основные концепции МЭП. Первая из них классическая, согласно которой МЭП – отрасль международного публичного права и предметом её является экономические отношения субъектов международного права. Также существует другая концепция (например, В. Фридман), согласно которой источником норм МЭП является как международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства.

Глобализация экономики – важный фактор её развития, порождающий немало проблем. Далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться благами этого процесса. Прежде всего это развивающиеся страны. Поэтому существует ещё одно мнение, связанное с правами таких стран. Это так называемая концепция «международного права развития», которая делает акцент на особых правах развития наиболее бедных стран.

Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно порождала серьёзные коллизии и проблемы.

Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой войны универсальное международное регулирование международных экономических отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов компетенции организации в сфере экономики.

Между тем необходимость в международно-правовом регулировании мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер. Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны явился развал европейского регионального рынка.

Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).

 

 

В ограничительном смысле международное экономическое право - это совокупность международно-правовых норм, регулирующих международные экономические отношения. При таком подходе международное экономическое право регулирует: а) отношения между публичными лицами (государствами, международными организациями) по поводу трансграничного движения товаров, инвестиций, финансов, рабочей силы, т.е. материальных и нематериальных благ, или ресурсов в самом широком смысле; б) отношения между публичными лицами по поводу правового режима, существующего для частных лиц в международных экономических отношениях Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации // Московский журнал международного права. 2001. № 2. - с. 167-203..

 

В отечественной науке В.М. Корецкий еще в 1928 г. выдвинул теорию международного хозяйственного права как межотраслевого права, включающего регулирование международно-правовых (публичных) и гражданско-правовых отношений.

 

И.С. Перетерский, с другой стороны, выступил в 1946 г. с идеей международного имущественного права как отрасли международного публичного права. По пути развития этой идеи пошли дальнейшие разработки многих отечественных ученых.

 

В западных странах после второй мировой войны получила распространение концепция транснационального права. Ее автор американский профессор Ф. Джессеп в 1956 г. опубликовал книгу «Транснациональное право». В систему этого права он включил все нормы, регулирующие отношения, выходящие за государственные границы. Суть этой концепции в том, чтобы уравнять статус государства со статусом физических лиц и особенно корпораций в торговых и инвестиционных отношениях Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - с. 165.. Международное транснациональное право (В. Фридман, Ф. Джессеп и др.) - это совокупность норм, регулирующих действия и события, выходящие за пределы национальных границ, - точнее, отношения международного характера, не подпадающие под действие ни международного, ни внутреннего права либо не полностью охваченные ими. При таком подходе транснациональное право предстает как некая третья правовая система (после международного и внутреннего права), и, следовательно, право Европейского Союза можно рассматривать в качестве разновидности транснационального права, поскольку оно, будучи внутренним правом объединения государств, по сути не является ни внутригосударственным, ни международным правом Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998..

 

Авторы из развивающихся стран активно поддерживают концепцию «права развития», полагая, что оно образует ядро современного международного экономического права. И.И. Лукашук считает, что нельзя приспосабливать общую систему права преимущественно к интересам одной группы государств.

 

Источники международного экономического права в целом те же, что вообще в международном публичном праве. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину международного экономического права: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г.; получило широкое распространение многостороннее соглашение по сырьевым товарам; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.

 

Важное место занимают двусторонние соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве.

 

В сфере международного экономического сотрудничества отсутствуют многосторонние (универсальные) договоры, которые создавали бы общую правовую основу для развития такого сотрудничества. Общие же принципы экономического сотрудничества сформулированы лишь в многочисленных резолюциях и решениях международных организаций и конференций, что является особенностью международного экономического права.

 

Характерным для международного экономического права, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций.

 

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД - конференция ООН по торговле и развитию, ЮНИДО - ООН по промышленному развитию). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

 

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., Декларация о новом международном экономическом порядке и Программа действий по установлению норм международного экономического права 1974 г. В этих документах провозглашаются недискриминационные взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.

 

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).

 

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейского Сообщества, могут иметь не только рекомендательный характер, но и обязательную юридическую силу.

 

В соответствии с концепцией «мягкого права» юридическая необязательность резолюций, рекомендаций, деклараций лишь формальна: на самом деле в результате разработки и принятия таких актов возникают определенные правовые последствия.

 

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм.

 

Кроме того, целый ряд институтов и подотраслей международного экономического права является частью также других институтов и отраслей международного права, например, права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров.

 

 

В структуру курса "Международные экономические отношения" входят разделы:

1. Международное разделение труда.

2. Международная торговля товарами и услугами.

3. Международное движение капиталов и зарубежных инвестиций.

4. Международная миграция рабочей силы.

5. Международный обмен технологиями.

6. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.

7. Международная экономическая интеграция.

Важными субъектами международных экономических отношений с начала 60-х годов становится большая группа освободившихся от колониальной зависимости государств. Эти развивающиеся, так называемые страны "третьего мира", играют все большую роль в международных экономических отношениях, в особенности их авангард - "новые индустриальные страны". Другими субъектами, без которых невозможна характеристика современных международных экономических отношений, являются крупные и крупнейшие международные корпорации. К числу весомых субъектов МЭО относятся и международные экономические организации (Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и др.).

Изучая теорию и практику МЭО, мы сталкиваемся с таким понятием, как мировое хозяйство (MX). Мировое хозяйство, будучи объективной основой МЭО, не является специальным объектом изучения теории и практики МЭО. Однако оно не может не служить важным компонентом при рассмотрении проблем МЭО.

Международные экономические отношения (в основном, торговые) существовали и до возникновения мирового хозяйства. Например, международные экономические отношения между отдельными европейскими государствами, в рамках отдельных регионов (Европа - Северная Африка; Европа - Ближний Восток и др.). Эти отношения носили межстрановый, узкорегиональный характер. С возникновением и развитием мирового хозяйства, МЭО расширяют и углубляют сферу своего существования, приобретают глобальный характер. Основываясь на специализации экономик отдельных государств или мировой экономике, МЭО в большой степени зависимы от них. Однако, реализуясь, МЭО становятся самостоятельным явлением, подчиняющимся собственным законам. Международные экономические отношения являются формой существования и развития мирового хозяйства, его внутренним механизмом.

Тема 10.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международное право"