Лекции по "Международное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций

Описание работы

Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.

Работа содержит 15 файлов

2 тема меж экон пр.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

3-лек меж экон пр.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

4-лек субекты МЭП.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

5-лек мэп.doc

— 146.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 лек меж ответственность.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 лек меж экон пр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12.doc

— 60.50 Кб (Скачать)


Тема 12. Международное кредитно-финансовое право.

Понятие и предмет международного кредитно-финансового права.

Источники международного кредитно-финансового права.

Субъекты международного кредитно-финансового права.

Институты международного кредитно-финансового права.

Международные финансовые организации.

1. Исторически теория финансов появилась с возникновением государства, с разделением общества на классы. Основная масса средств при рабовладельческом строе направлялась на содержание армии, военных походов, религиозных учреждений, двора. Эти расходы были натурального характера, т. е. выдавалось натуральное довольствие, государственные сокровища, земельные наделы. Денежное хозяйство было развито только в армии, источниками доходов служили рабы, дань с покоренных народов, кредиты церкви. При феодализме расходы государства увеличились --> кроме доходов от регалий (право торговли отдельными товарами и промыслы) доходы шли от государственных земель, лесов, увеличились судебные пошлины, штрафы, займы, т. е. возродилась роль денежного хозяйства. Феодальная раздробленность, междоусобицы препятствовали развитию обмена. Необходимо было улучшить оборону, что привело к созданию централизованных государств, в которых появились оплачиваемые государством чиновники, быстро развивались товарно-денежные отношения. Быстрое развитие получают налоги. Финансы становятся первым из рычагов первоначального накопления капитала. Создаются капиталистические предприятия, начинается перераспределение ВНП и национального дохода. С начала 20 в. наблюдается мощное развитие производственных сил, образование монополий, слияние крупных монополий с государством. Необходимо было обеспечить все функции капиталистического государства, т. е. оборону страны, охрану частной собственности, свободу предпринимательства, использование национального дохода. Резко увеличился государственный сектор экономики, т. к. необходимы крупные денежные средства на развитие НТП, охрану окружающей среды, преодоление отсталости некоторых регионов, сокращение безработицы. Получают развитие местные финансы и финансы частных, национальных и транснациональных корпораций, которые по своей организационной структуре являются АО. В странах с развитой рыночной экономикой АО получили широкое развитие. В АО вкладывают средства не только обеспеченные слои общества, но и средний класс. Акции становятся первой из мощных форм мобилизации капитала, повышается значение финансового менеджмента, т. е. эффективного управления финансами предприятия и государства. Все это было основой возникновения финансов. 2. Финансы являются первой из важных экономических категорий, отражающих экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Первым из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений через реальное движение денежных средств, которое происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса, т. е. на стадиях распределения и обмена. На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособление от движения товаров и характеризуется отчуждением стоимости, т. е. в переходе из рук первого владельца в руки другого. На третьей стадии распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит, т. е. на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей стадии - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной. Т. к. на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и объектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте, поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения (таких, как кредит, прибыль, зарплата). Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первоначального распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация ее целевого использования тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается распределением денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. А используются финансовые ресурсы на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных, обобщающих  экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе. Финансы как явление общественной жизни возникли с появлением государства и в связи с движением денег. Финансы – это те денежные отношения, которые порождены самим фактом наличия государства. А деньги как знаки обмена появились задолго до возникновения государства и являются обязательным условием существования финансов. 

Финансовая система государства – это совокупность государственных финансовых отношений, в рамках  которой формируются и распределяются государственные денежные фонды.  Денежные фонды, как правило, представляют собой относительно обособленную часть финансовых ресурсов (денежных средств), имеющих целевое назначение,  нормативно-правовую базу и относительную самостоятельность функционирования.

финансовая деятельность государства это планомерная, целеориентированная деятельность финансовых, кредитных, фискальных и других уполномоченных государственных органов, направленная на формирование, распределение и организации использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами – основными руководящими положениями, закрепленными в нормах финансового права. Эти принципы как основополагающие правила и требования, выражают наиболее существенные особенности и целенаправленность финансовой деятельности.

Основополагающими принципами финансовой деятельности является:

- приоритет публичных потребностей и интересов;

- подконтрольность и подотчетность обществу;

- прозрачность и гласность;

- законность;

- научный подход к реализации намеченных целей;

- экономность при использовании публичных финансовых ресурсов;

- рациональность и эффективность;

- нормативность и плановость;

- учет стратегических целей и перспектив;

- разграничение финансовых компетенций.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов, т.е. государственные финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой мобилизационно-распределительной деятельности государства.

Источники финансового права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся финансово – правовые нормы, регулирующие государственные финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

 

1. Универсальные источники международного экономического права (МЭП)

Договоры и международные обычаи -- это основная форма, в которой выражены правила поведения государств, международных организаций в их экономических отношениях. Это -- универсальные источники международного экономического права.

Как известно, в международном экономическом праве распространено деление договоров на «договоры -- законы» (правоустанавливающие) и «договоры-сделки».

К первой категории договоров относятся, например, торговые договоры, устанавливающие принципы торгово-экономических отношений; ко второй -- соглашения о взаимной поставке товаров в течение согласованного срока, о строительстве объектов (трубопровод, АЭС), о поставке имущества в рамках экономической помощи и т.п.

В МЭП широко применяются договоры: а) межгосударственные; б) межправительственные; в) межведомственные.

По объекту регулирования международные договоры в МЭП можно классифицировать с определенной долей условности на группы договоров, регулирующие соответствующие комплексы международных экономических отношений:

-- договоры по вопросам международной торговли товарами и услугами;

--договоры по вопросам международных финансовых (кредитных, валютных, налоговых и т.д.) отношений;

-- договоры по вопросам движения инвестиций (в том числе о промышленном и научно-техническом сотрудничестве);

-- договоры по вопросам международной экономической помощи;

-- договоры по вопросам международного регулирования труда.

Важную роль в процессе создания договорных норм играют международные организации -- ВТО, МВФ, МОТ и др., а также международные организации, являющиеся организационной основой интеграционных процессов.

Значительную часть международного экономического права составляют обычно-правовые нормы (универсальные, региональные, локальные).

Во второй половине XIX века, например, на основе лати-ноамериканской «доктрины К. Кальво и Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.

В XX веке имело место обыкновение в рамках международных экономических отношений предоставлять государствам, не имеющим выхода к морю, специальные преимущества и права, причем другие государства не могли претендовать на эти преимущества и права, ссылаясь на принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ). Первоначально единичная практика исключения из-под действия ПНБ указанных специальных преимуществ, будучи зафиксированной в 1964 году в рекомендации ЮНКТАД, стала обычно-правовой нормой, которая затем вошла в международные договоры: в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в 1965 году, и в Конвенцию ООН по морскому праву (ст. 126) 1982 года. С включением нормы в договоры она приобрела характер обычно-договорной нормы.

Наиболее ярким примером фиксирования и создания обычно-правовых норм МЭП служит Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (XXIX) 12 декабря 1974 г.

2. Специальные источники международного экономического права.

Решения (резолюции) международных организаций относят к специальным источникам международного эконо-мического права.

В качестве резолюций ГА ООН были приняты, например:

-- Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.;

-- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

-- Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой 1980 г. и др.

В ЮНКТАД в 1964 году были приняты известные «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию».

Указанные документы, являясь резолюциями международных организаций, содержат в себе несколько видов норм, в частности:

-- действующие обычно-правовые принципы и нормы МП и/или отраслевые нормы МЭП (при этом конкретизируется, уточняется их содержание и взаимосвязь);

-- новые принципы и нормы, которые в результате согласия государств (opinio juris), без продолжительной практики и прецедентов, становятся обычными нормами МП/МЭП (это обстоятельство и придает резолюциям международных организаций характер специального источника МП);

-- политические (рекомендательные) нормы, имеющие высокую обязательную силу морально-политического характера (такие нормы зачастую становятся этапом на пути формирования договорных или обычно-правовых норм МП/МЭП, находят закрепление во внутригосударственном праве). Такого рода нормы получили название «мягкого права».

Следует иметь также в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.

23. Системообразующую функцию в международном экономическом праве несут специальные (отраслевые) принципы МЭП:

-- принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;

-- принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;

- принцип экономического сотрудничества;

-- принцип взаимной выгоды;

-- принцип экономической недискриминации;

-- принцип наибольшего благоприятствования (принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации);

-- принцип национального режима (принцип предоставления национального режима).

24. Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью означает, в частности: право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать природные ресурсы, контролировать их использование, в том числе деятельность ТНК по их использованию, получать возмещение за использование природных ресурсов, национализировать иностранную частную собственность за возмещение; запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов.

25. Принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей означает, в частности: право государства самостоятельно определять формы и методы экономических отношений и внешнеэкономической политики, устанавливать или не устанавливать контроль над экспортно-импортными, валютными и прочими внешнеэкономическими операциями; запрет на использование внешнеэкономического инструментария в качестве средства противоправного принуждения (особенно против развивающихся стран).

26. Принцип экономического сотрудничества означает, в частности, право: свободно выбирать партнеров по МЭО и формы сотрудничества, получать выгоды от международного разделения труда и международной торговли, участвовать в урегулировании мировых экономических проблем.

Вместе с тем, данный принцип налагает и обязанности: содействовать развитию МЭО, участвовать в общей либерализации международной торговли, учитывать законные интересы третьих стран, особенно развивающихся.

27. Принцип взаимной выгоды означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам с одной стороны соответствует «возмещение» (финансовое, товарное или прочее) с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности.

28. Вопрос о взаимной выгоде и формах взаимности особенно остро возникает тогда, когда в конкретных правоотношениях задействованы, с одной стороны, страна с рыночной экономикой, а с другой стороны -- страна с государственной экономикой (ранее к этой группе относились все «социалистические государства», которые к началу XXI века в своем большинстве получили статус государств с «переходной экономикой»).

Тема 13.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международное право"