Лекции по "Международное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций

Описание работы

Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.

Работа содержит 15 файлов

2 тема меж экон пр.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

3-лек меж экон пр.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

4-лек субекты МЭП.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

5-лек мэп.doc

— 146.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 лек меж ответственность.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 лек меж экон пр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8.doc

— 50.50 Кб (Скачать)


Тема 8. Международное инвестиционное право.

Понятие международных инвестиционных отношений.

Понятие международного инвестиционного права как подотрасли международного экономического права.

Источники международного инвестиционного права.

Принципы международного инвестиционного права.

Субъекты международного инвестиционного права.

Ответственность в международном инвестиционном праве.

Институты международного инвестиционного права:

национализация иностранных инвестиций;

налогообложение иностранных инвестиций;

валютное регулирование иностранных инвестиций;

таможенное регулирование иностранных инвестиций;

право суброгации в международном инвестиционном праве.

Разрешение международных инвестиционных споров.

Правопорядок представляет собой фактические урегулированные правом отношения в обществе и может рассматриваться как состояние, процесс и результат. Он является целью общественного развития и одновременно средством достижения этой цели. Существует объективная взаимообусловленность таких социально-правовых явлений, как права, законности, правопорядка, развитие которых идет по спирали. Правопорядок в этой цепочке является, с одной стороны, результатом правового регулирования,, а с другой необходимым условием правотворчества и правореализации. Сущность правопорядка составляет правомерное поведение, связанное с реализацией правовых норм, как в конкретных правоотношениях, так и вне их. Потенциальная модель правопорядка заложена в системе юридических норм и находит воплощение в их осуществлении.

Государства, взаимодействуя в международных экономических отношениях, вступают в правоотношения, несут юридические права и обязанности. Из множества правоотношении образуется международный экономический правопорядок.

На международный экономический правопорядок оказывают существенное воздействие следующие обстоятельства:

а) в хозяйственных связях между национальными экономиками постоянно противоборствуют две тенденции — либерализация и протекционизм. Либерализация — это устранение ограничений в международных экономических отношениях. В настоящее время в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) осуществляется  скоординированное на многосторонней основе снижение таможенных тарифов с целью их полной ликвидации, а также устранение нетарифных мер регулирования. Протекционизм — это применение мер ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции, использование тарифных и нетарифных мер для защиты внутреннего рынка;

б) на правовое положение того или иного государства в системе МЭО влияет степень воздействия государства на экономику — экономическая функция государства. Такое воздействие может осуществляться в диапазоне от непосредственного участия в хозяйственной деятельности до разного уровня государственного регулирования экономики.

Международный экономический правопорядок, следовательно, рассчитан на взаимодействие между собой государств рыночного типа. Социалистические в прошлом государства (около 30 государств), осуществляющие переход от плановой, государственной, экономики к экономике рыночной, получили специальный статус “государств с переходной экономикой”.

Баланс между рыночными механизмами международных хозяйственных связей и государственным регулированием экономики устанавливается в противоречиях между либерализацией и протекционизмом.

Главная проблема для современного экономического правопорядка — это применение государствами экономической силы, мер экономического воздействия на основе самостоятельной оценки юридических фактов.

Такие меры экономического воздействия и принуждения могут применяться:

1. как контрмера в случае правонарушения;

2. как правонарушение.

 

Важно отделить одни случаи применения мер экономического принуждения от других, правильно квалифицировать имеющиеся юридические факты.

По Уставу ООН (ст.2), запрещается угроза силой или её применение. Однако под “силой” имеется в виду вооруженная сила. Вопрос с применением экономической силы оказывается нерешенным.

В политической сфере (в системе ООН) существует орган — СБ ООН, — который призван определять наличие применения силы и принимать решения о контрмерах, а применительно к экономической силе такого механизма не существует.

Конечно, СБ ООН неоднократно прибегал к экономическим санкциям (Южная Родезия, ЮАР, Ирак, Югославия, Ливия, Никарагуа, Доминиканская Республика и др.), но каждый раз речь шла о применении мер ответственности в форме экономических санкций за нарушения Устава ООН в политической сфере.

Зачастую экономические “контрмеры”, которые государства предпринимают в качестве мер ответственности, представляют собой неправомерное или несоразмерное применение экономической силы. На практике такое применение экономических мер воздействия может рассматриваться как нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства.

В качестве мер воздействия используются: прекращение поставок продовольственной помощи, прекращение кредитования, свертывание программ экономического сотрудничества, денонсация соглашений экономического характера и т.п.

Иногда применение экономических мер воздействия и принуждения может перерастать в экономическую агрессию или быть сопоставимым по своему результату с вооруженными действиями.

Поэтому в системе международных экономических отношений по-прежнему актуален вопрос о создании системы международной экономической безопасности. Предлагается, например, наряду с уже существующим Советом Безопасности ООН, создать Совет Экономической Безопасности ООН.

11. Юридически запрет на применение экономической силы в МЭП проистекает из ряда международных актов: резолюции ГА ООН 2131/ХХ 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и защите их независимости и суверенитета; Декларации о принципах международного права 1970 года; резолюции ГА ООН 3171/XXVIII о постоянном суверенитете над естественными ресурсами 1973 г.; Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; резолюции ГА ООН 37/249 о защите экономических отношений от отрицательных последствий политической напряженности; резолюции ЮНКТАД-VI 152/VI 1983 года, осуждающей применение принудительных экономических мер в МЭО как противоречащее Уставу ООН и общепринятым нормам МП; резолюции ГА ООН от 20.12. 83 г. “Экономические меры как средство политического и экономического принуждения в отношении развивающихся стран” и др.

В 1931 и 1933 гг. СССР вносил в ООН предложения принять протокол об экономическом ненападении. Основные положения этого протокола вошли позднее в советский проект определения агрессии, хотя резолюция ГА ООН 3314/XXIX 1974 г. ограничилась определением лишь вооруженной агрессии.

Идея реформирования, перестройки международных экономических отношений получила выражение также в концепции “нового международного экономического порядка” (НМЭП), выдвинутой развивающимися странами.

На VI специальной сессии ГА ООН в 1974 году была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка.

В 1979 году принята резолюция ГА ООН “Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка”.

Таким образом, в современном международном правопорядке перед государствами стоит двуединая задача:

1. обеспечить правовыми средствами поддержание и развитие системы международных экономических отношений, стабильность правопорядка, равновесие экономического пространства;

2. обеспечить правомерное применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности.

Если обобщить наиболее характерные черты и тенденции современного международного экономического правопорядка, то общая картина может выглядеть следующим образом.

Первое. В системе правового регулирования международных экономических отношений фактически завершено переключение акцентов с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. ВТО и другие многосторонние экономические организации стали главными инструментами правового регулирования международной торговой, финансовой, инвестиционной систем.

Второе. Большое число вопросов внутренней компетенции государств постепенно переходит в международно-правовую сферу регулирования, что означает расширение объектной сферы международного права. Особенно наглядно это проявляется в деятельности ВТО, в сферу регулирования которой переходят вопросы применения тарифных и нетарифных барьеров, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических нормативов и т.п.

Третье. В международных экономических отношениях де-факто сложилась дифференциация государств в зависимости от уровня экономического развития и от степени “рыночности” экономики того или иного государства. Вся правовая система ВТО, по сути, рассчитана на государства с рыночной экономикой, что должно означать легализацию определенной дискриминации стран с нерыночной экономикой. На основе дифференциации государств по этим основаниям еще возможны крупные столкновения государственных интересов.

Четвертое. И в рамках ВТО, и за пределами системы ВТО имеют место дифференцированные правовые режимы в разных секторах международных экономических отношений. Например, в системе ВТО фактически сложилась мировая зона свободной торговли авиатехникой на основании Соглашения о торговле авиатехникой, а за пределами системы ВТО существует группа так называемых международных товарных соглашений.

Пятое. Произошло и происходит укрепление международно-правового режима МЭО. На протяжении срока действия ГАТТ-47 от государств-участников требовалось, чтобы нормы ГАТТ были максимально совместимы с внутренним законодательством; тем самым исходным принципом был принцип приоритета норм внутреннего права. В системе ВТО (в ГАТТ-94) государства-участники обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с международно-правовым режимом, действующим в системе ВТО. Тем самым исходным принципом является принцип приоритета международно-правовых норм.

Шестое. Большое место в правовом регулировании МЭО занимают нормы так называемого “мягкого права”, международных обычных норм, обыкновений, нормы “серой зоны” (полулегальные нормы, подлежащие устранению в сроки, предусмотренные, в частности, в соглашениях “пакета” ВТО). Всё это, с одной стороны, придаёт необходимую гибкость существующему правопорядку, с другой стороны, ослабляет эффективность права как системы.

Седьмое. В системе ВТО/ГАТТ и через международные договоры/обычаи произошла легализация преференций, предоставляемых друг другу государствами в рамках экономической интеграции. Интеграционные объединения становятся “локомотивами” экономической силы на макро-уровне, тогда как крупные транснациональные предприятия (ТНК) давно уже являются локомотивами экономической силы на микро-уровне. С их помощью происходит слом, перестройка существовавшего многостороннего баланса государственных и групповых интересов.

Восьмое. В международных экономических отношениях заметно проявляется явление “наднациональности”. Наднациональная функция права в условиях формирования единого мирового хозяйства — это объективный этап в развитии систем правового регулирования. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования. Многие наднациональные элементы присущи деятельности, компетенции ВТО.

Девятое. Главная проблема в МЭО — это господство экономической силы развитых государств, это неразборчивое применение государствами экономических санкций на основании собственной квалификации юридических фактов. Зачатки решения этой проблемы имеются в ВТО в форме установленных процедур урегулирования споров. Однако этого пока явно недостаточно.

Десятое. Образование единого мирового экономического пространства проходит на фоне борьбы государственных стратегических интересов отдельных государств и групп государств. Это и есть главное современное противоречие — между международным разделением труда и государственной формой существования современных обществ, между базисом и надстройкой.

 



Тема 9.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международное право"