Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций
Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.
Тема 6. Ответственность в международном экономическом праве.
Экономические санкции. Санкции ООН. Ответственность государства за неправомерную национализацию (экспроприацию) и за аннулирование концессионного договора. Экономические санкции международных региональных организаций. «Историческая» экономическая ответственность развитых стран-государств перед развивающимися странами-государствами.
Международные экономические споры и мирные средства урегулирования в международном экономическом праве. Международные организации и разрешение международных экономических споров.
Международный суд ООН. Урегулирование международных экономических споров в Европейском Экономическом Сообществе (ЕЭС) и в Европейском Союзе (ЕС). Урегулирование международных экономических споров в Содружестве независимых государств (СНГ). Урегулирование международных инвестиционных споров в Центре при Международном цен. банке реконструкции и развития (МБРР). Урегулирование международных экономических споров в рамках Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО).
Вопрос о международно-правовой ответственности государства в сфере МЭО стал подниматься в XIX — XX вв. в связи с действиями в отношении иностранцев, иностранных компаний и их собственности, в том числе в случаях национализации, гражданских войн и т.п.
Основанием для юридической ответственности является юридический факт правонарушения. Именно в случае правонарушения должна вступать в действие санкция нарушенной юридической нормы. Однако для МП в целом и для МЭП в частности характерна неразвитость санкций, ограниченное применение института ответственности. Все это зачастую делало и делает МЭП малоэффективным.
Только в конце XX—начале XXI вв. проблема юридической ответственности государств начинает занимать заметное место. В 1996 году, после 40-летней работы, КМП ООН приняла проект статей об ответственности государств и представила его ГА ООН. Государствами постепенно нарабатываются процедуры квалификации юридических фактов правонарушения и применения мер ответственности.
75. Международные правонарушения (преступления, деликты) могут состоять:
— в нарушении правовых ЗАПРЕТОВ: колониализм, наркоторговля, работорговля, пиратство;
— в неисполнении правовых ОБЯЗАННОСТЕЙ (обязательств): дискриминация, невозврат долга, непринятие мер по либерализации внешнеторгового режима;
— в нарушении ПРАВ другого государства или злоупотреблении своими правами: противодействие использованию национальных природных ресурсов, злоупотребление правом на репрессалии;
Во всех этих случаях налицо ФАКТ нарушения НОРМЫ права, что и является ОСНОВАНИЕМ ответственности.
76. Важно также иметь в виду, что похожие юридические факты (и даже одни и те же юридические факты) могут представлять собой:
а) правонарушение в сфере МЭП;
б) правонарушение в другой отрасли МП.
Если правонарушение вытекает из правоотношения, которое имеет место в сфере МЭО, в сфере движения материальных ресурсов и их правового режима, то это нарушение МЭП. Здесь объектом правонарушения является международный экономический правопорядок.
Вторым критерием может служить характер ущерба: если ущерб от правонарушения носит материальный, имущественный характер, то правоотношения по возмещению ущерба также следует отнести к сфере МЭП.
В качестве третьего критерия квалификации того или иного правонарушения как нарушения МЭП можно использовать субъективную сторону правонарушения — цель, которая ставилась при совершении действий, явившихся правонарушением. Если изначально ставилась цель нанести материальный ущерб или вред экономическому правопорядку, то такие правоотношения относятся к МЭП.
В принципе же все вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушения в МЭО, должны быть, видимо, отнесены к сфере формирующейся в настоящее время отрасли международного процессуального права.
77. Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях чрезвычайно разнообразны. Государство может пострадать: в отношении своих ресурсов — от их незаконной эксплуатации или использования; в отношении своих таможенных границ — от организованной контрабанды; в отношении своих органов за рубежом — от нарушения их иммунитета; в отношении своих договорных прав — от нарушения торгового договора; в отношении своей финансовой системы — от направленных мер по её дестабилизации путем организованного фальшивомонетничества, создания условий долговой зависимости, невозврата долгов, валютно-кредитных блокад; в отношении своей хозяйственной инфраструктуры — от технологической блокады, прямого разрушения промышленных, технологических объектов; в отношении своего экономического пространства — от организованного подрыва товарного рынка, эмбарго, экономической агрессии; в отношении своей экологии — от террористических действий или от индустриальных факторов, не содержащих признаков правонарушения; в отношении права защиты своих физических и юридических лиц за рубежом — от действий, затрагивающих их статус и собственность, включая принятие неправомерных актов внутреннего законодательства; в отношении принципа невмешательства во внутренние дела — от принятия законов или судебных решений, затрагивающих юрисдикцию других государств.
78. Вред несет сам факт правонарушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий. Условно вред можно подразделить на нематериальный и материальный (ущерб).
Учитывая, что в МЭО (в широком смысле этого понятия), помимо государств, участвуют также физические и юридические лица, ущерб в МЭО может проистекать:
1. из правоотношений между государствами;
2. из правоотношений между иностранным физическим, юридическим лицом и государством;
3. из правоотношений между физическими и/или юридическими лицами с иностранным элементом.
Два последних случая — это компетенция внутреннего права, однако действия внутренних и прежде всего судебных, органов государства в связи с такими случаями могут стать предметом международной ответственности.
Международному сообществу в целом наносится ущерб в случае незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющихся общим наследием человечества, в случаях организованного подрыва международных товарных или финансовых рынков.
Вместе с тем, международная ответственность в некоторых случаях имеет место даже тогда, когда вредные последствия являются результатом действий, не запрещенных МП (объективная/абсолютная ответственность). Речь идет о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Конвенция 1952 года); ущербе, причиненном космическими объектами (Конвенция 1972 года) и др. В случаях объективной /абсолютной ответственности предельный размер возмещения материального ущерба оговаривается в международном договоре.
79. Условно ответственность можно подразделить на ответственность политическую и материальную. Реализуется ответственность в предъявлении претензии — заявлении, дипломатическом представлении (первичная ответственность).
В случаях преступления претензия может быть предъявлена любым государством или группой государств, а не только пострадавшим государством.
Если государство-правонарушитель не выполняет обязанности восстановить статус-кво, устранить нарушение, могут вступать в силу контрмеры (вторичная ответственность).
В качестве мер ответственности могут использоваться такие, в частности, меры, как: ограничения импорта товаров из государства-правонарушителя, введение квотирования, лицензирования импорта/экспорта товаров в торговле с государством-правонарушителем, установление специальных нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей, национализация собственности государства-правонарушителя и/или его юридических/физических лиц.
80. В качестве индивидуальных или коллективных контрмер в МЭО выступают различные формы действий: эмбарго, бойкот, блокада, секвестр фондов, арест активов.
Под ЭМБАРГО обычно понимается полное или частичное прекращение экономических связей, запрет органам государства на внешнеэкономические связи с государством-нарушителем, приостановка экспорта определенного вида товара, группы товаров или импорта товара, группы товаров.
Экономический БОЙКОТ — комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц импорта отдельного товара и/или финансовых, транспортных и иных отношений с соответствующим государством.
Различают две категории бойкота: первичный и вторичный. Первичный касается государства-нарушителя, вторичный — любого третьего государства, осуществляющего запрещенные связи с государством-нарушителем.
БЛОКАДА — это изоляция государства-правонарушителя, прекращение экономических отношений, в том числе на уровне юридических и физических лиц, со стороны третьих стран с целью истощения экономических ресурсов, принуждения к выполнению требований. Она может распространяться на различные сферы экономических взаимоотношений: торговая блокада, кредитная блокада, технологическая блокада.
Указанные виды контрмер особенно активно применялись во время противостояния в международной системе двух блоков государств, различающихся своим внутренним социально-экономическим строем. Зачастую применение этих мер выходило за рамки правомерных и соразмерных вменяемым правонарушениям.
81. Такие случаи, когда меры экономического характера применяются в качестве мер ответственности за правонарушения в неэкономической сфере отношений, находятся за пределами правового регулирования МЭП.
Так, в 1994 году в качестве мер ответственности за нападение кубинских военных истребителей на иностранные гражданские воздушные судна (погибли несколько человек) США применили контрмеры экономического характера: приостановили чартерные авиарейсы между США и Кубой, ввели запрет на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар и др.
Имеется довольно много подобных примеров. Например, в качестве коллективных санкций, по Уставу ООН (в силу ст. 39, 41, 42) возможны принудительные меры с применением силы военного и невоенного характера, в том числе полная или частичная приостановка экономических отношений.
После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661, в которой Ираку была объявлена экономическая блокада; соблюдение санкций вменялось государствам в обязанность, «независимо от любого контракта или лицензии».
В резолюции № 670 любые акты правительства Ирака, противоречащие резолюциям СБ ООН, признавались недействительными и ничтожными. В силу этого суды государств не должны были применять соответствующих законов Ирака в том случае, когда их законодательство к ним отсылает. Резолюция освобождала государства от обязанности выполнять международные договоры в той мере, в какой они препятствовали осуществлению санкций.
По поводу Ливии СБ ООН в 1992 году резолюцией 748 ввел воздушное эмбарго и эмбарго на поставки оружия. В ответ на применение мер воздействия Ливия национализировала американские и британские нефтяные компании.
Полный экономический бойкот вводился против Родезии: резолюцией № 418 от 4.11.77 г. СБ ООН рекомендовал установить тотальное эмбарго в отношении поставок оружия в ЮАР, политика которой квалифицировалась как угроза миру и международной безопасности.
На региональном уровне экономические меры ответственности применялись, например, в рамках Организации американских государств (ОАГ) против Кубы в 1962 году («карантин» Кубы) и Доминиканской Республики в начале 60-х гг.
Впрочем, эти действия в рамках ОАГ были не просто экономическими мерами, а силовыми акциями (и в основном противоправными, хотя и обосновывавшимися «подразумеваемым разрешением» ООН).
В результате блокады, имевшей целью помешать доставке советских ракет на Кубу, допускались меры задержания и осмотра судов третьих стран в открытом море, был причинен ущерб физическим и юридическим лицам третьих государств, которые не давали согласия на применение санкций.
82. Правовые нормы, регулирующие ответственность государства, применяются особым образом в случае национализации или экспроприации иностранной собственности.
МЭП признает принцип постоянного суверенитета государств «над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью». Государство никогда не может быть лишено своей право- и дееспособности изменять назначение или методы эксплуатации этих ресурсов. Признается также право государства национализировать свои ресурсы, соответствующие экономические структуры.
Ранее национализация расценивалась не только как недружественный акт, но и как международное правонарушение. Соответственно, государству, осуществившему национализацию, вменялось в обязанность возместить ущерб путем реституции в натуре или выплатой эквивалентной суммы, т.е. полной рыночной стоимости.
Позднее за государствами было признано право на национализацию. Изменился и подход к проблеме компенсации. При расчете компенсации следовало учитывать не только суммы стоимости национализируемого имущества, но и подлежащие зачету суммы прибылей бывших иностранных собственников в период монополии на свою деятельность, суммы налоговой задолженности, другие обстоятельства: период эксплуатации местных ресурсов, сроки окупаемости первоначально вложенного капитала, вклад в социально-экономическое развитие страны, политику реинвестиций и др.
Важным является вопрос об ответственности государства по концессионным договорам. В соответствии с резолюцией ГА ООН 1803 от 1962 года, «соглашения, свободно заключенные суверенными государствами или между суверенными государствами, должны соблюдаться».