Лекции по "Международное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций

Описание работы

Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.

Работа содержит 15 файлов

2 тема меж экон пр.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

3-лек меж экон пр.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

4-лек субекты МЭП.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

5-лек мэп.doc

— 146.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 лек меж ответственность.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 лек меж экон пр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7.doc

— 77.00 Кб (Скачать)


Тема 7. Экономическая интеграция государств и международное экономическое право.

Понятие международных экономических интеграционных процессов в современном мире.

Институционные формы и механизмы экономической интеграции государств на универсальном, региональном и субрегиональном уровнях регулирования международного экономического права.

Европейская экономическая интеграция:

Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС);

Европейский Союз (ЕС).

Экономическая интеграция стран Латинской Америки (Латиноамериканская Ассоциация Интеграция – ЛАИ, Андское сообщество, КАРИКОМ, МЕРКОСУР и др.).

Экономическая интеграция стран Азии (АСЕАН, АТЭС).

Экономическая интеграция стран Африки Африканский Союз (ОАЕ, АОР).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Лига Арабских Государств (ЛАГ).

Экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ни­ми. Экономическая интеграция имеет место как на уровне националь­ных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров".

Исходя из опыта региональных интеграционных процессов в ЕС, североамериканских странах, объединившихся Канаде, Мексике и США (НАФТА), в какой-то мере латиноамериканских странах (МЕРКОСУР) можно вывести определенную закономерность эко­номического интегрирования.

Это, во-первых, эволюционный путь. Необходимо постепенно, не перешагивая этапы интеграции, создать условия как для производите­лей, так и для потребителей для свободного выбора партнеров и снятия административных барьеров и ограничений, создать нормально дейст­вующую рыночную среду в торгово-экономическом сотрудничестве.

Это, во-вторых, поэтапность реализации интеграционных задач. Необходимо создать для этого основу через ассоциации государств-участников зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка капитала, товаров и услуг, труда и единого экономического про­странства.

Это, в-третьих, необходимость формирования однотипности экономической среды, сближения уровня и темпов рыночных преобразований.

Наконец, в-четвертых, равноправность партнерства всех участников интеграционного процесса, действия без дискриминации и "исключе­ний".

Интеграция на микроуровне - это торговые, производственно-технологические, кооперативные связи между предприятиями, хозяйствующими субъектами - юридическими лицами, построенные на рыночной основе; это создание совместных предприятий и транснациональных производственных, коммерческих и финансовых структур.

Интеграция на макроуровне - это решения на межгосударственном уровне по созданию благоприятных условий для расширения торгово-экономических связей, кооперации и специализации производства, снятие ограничений для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Опыт всех без исключения союзов, объединений, интеграционных сообществ однозначен: они не реализуемы без дополнительных ограничений на уровне каждого государства-участника, и важно на политическом уровне отделить их от ограничений, ущемляющих национальные интересы, посягающих на независимость и суверенитет.

При этом следует исходить из следующих принципов:

-        обеспечение духовного и нравственного единства народов при максимальном сохранении суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционном процессе и наращивании межгосударственных и негосударственных функций органов управления интеграцией;

-        полное равноправие стран-партнеров, опора на собственный потенциал, исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах, всесторонний учет национально-государственных интересов новых государств во всех сферах взаимодействия при определении форм и степени участия в интеграционных процессах;

-        взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание совместных финансово-промышленных групп и единой внутренней платежно-расчетной системы; решение задач развития отечественного и регионального производства с целью насыщения товарами внутреннего и регионального рынков, наращивания общего экспортного потенциала;

-        одинаковая направленность, правовая совместимость и идентичность курса проводимых в каждой стране реформ; этапность, последовательный характер реализации интеграционных мероприятий, недопустимость их искусственного форсирования;

-        абсолютная приемлемость идеологизации интеграционных процессов, их углубление на рыночной основе по критериям экономической, политической целесообразности, обеспечение безопасности новых государств; учет геополитических и стратегических изменений в регионе и в мире, влияния процессов глобализации и новых политических и экономических связей, возникших у суверенных государств;

-        учет изменения роли и функции государств в управлении экономической и внешнеполитической деятельностью, сокращения директивных возможностей государств; действия в интересах хозяйствующих субъектов и предпринимательских структур всех видов собственности, самостоятельно определяющих в условиях рынка свои торгово-экономические связи;

-        учет транспортно-коммуникационных и энергообеспечивающих связей, их стоимости и влияния на себестоимость продукции, произведенной на основе кооперации и специализации.

Отличительными признаками наступления нового этапа в развитии мирового хозяйства являются:

-               открытость экономики как ведущий принцип взаимоотношений любой страны с мировым сообществом, расширение международной торговли при широкой либерализации внешнеэкономической деятельности;

-               формирование региональных образований, ставящих целью интеграционное взаимодействие экономик отдельной группы государств, применение достаточно надежных и эффективных механизмов регулирования экономического сотрудничества между странами;

-               возникновение и широкое распространение транснациональных корпораций, во все большей степени определяющих международную, инвестиционную и торговую политику;

-               интенсивное развитие высоких технологий и передовой техники, информатики и т. д., что приводит к повышению производительности труда, тесной связи рынков отдельных стран и даже регионов;

-               создание системы международных организаций, деятельность которых призвана обеспечить стабильное и сбалансированное экономическое развитие (Организация Объединенных Наций, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и т. д.);

-               формирование системы международной торговли, основанной на принятых мировым сообществом правилах и условиях межстранового перемещения рабочей силы, капитала и технологий;

-               функционирование международной финансовой сферы, не связанной непосредственно с внешней торговлей и международным перемещением факторов производства, и ряд других.

 

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

 

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах

Первый этап Европейской интеграции

Основная статья: Европейское объединение угля и стали

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём структурной одновременной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

Второй этап Европейской интеграции

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %).Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны "Судного дня" переговоры были прерваны. А в 1975г вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве(членстве).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт (Single European Act).

Третий этап Европейской интеграции

 

В 1992 все государства, входящие в Европейское Сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

Экономический и валютный союз (ЭВС),

Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),

Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ

создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка"

координация в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Четвертый этап Европейской интеграции

9 октября 2002 Европейская Комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по ППС {note: Паритет покупательной способности} — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Тема 8.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Международное право"