Стилистические особенности текста детских изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель предложенной работы – выявить особенности детского публицистического стиля и вместе с тем исследовать употребление языковых и стилистических приёмов в детской периодике. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

- описать особенности детского публицистического стиля;

- выявить особенности развития детей;

- охарактеризовать наиболее популярные детские издания;

- исследовать использование языковых и стилистических средств на примере детских изданий;

Содержание

Введение……………………………………………………….....1


Глава 1 Основные черты детского публицистического стиля…………………………………………………………….2-21


1.особенности детской журналистики……………………2-10


2.языковые и стилистические особенности детских изданий…………………………………………………...10-20


Глава 2 Стилистические особенности текста детских изданий…………………………………………………………22-47


Заключение……………………………………………………….48


Список литературы

Работа содержит 1 файл

история возникновения детской журналистики.docx

— 124.66 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………….....1 

Глава 1 Основные черты детского публицистического  стиля…………………………………………………………….2-21 

    1. особенности детской журналистики……………………2-10
 
    1. языковые  и стилистические особенности детских  изданий…………………………………………………...10-20
 

Глава 2 Стилистические особенности текста детских изданий…………………………………………………………22-47 

Заключение……………………………………………………….48 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Детская журналистика в России имеет богатую  историю. До революции, в основном в  Петербурге и Москве, издавалось около  трехсот детских и юношеских  журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование  на первой книжке. Прежде всего это  было вызвано тем, что издателям  не хватало средств, а порой появившийся  журнал не находил своих подписчиков  по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом  уже издававшихся и полюбившихся читателям.

      В настоящее время существует множество  развлекательно-познавательных журналов для школьников и дошкольников: «Солнышко», «Мурзилка», «Весёлые картинки» и  др. Подобные издания пропагандирует семейные ценности, способствуют укреплению роли семьи в современном обществе. Публикующиеся материалы служат отличным подспорьем для родителей и педагогов в деле воспитания подрастающего поколения. Данные функции реализуются с помощью различных языковых и стилистических приёмов, которые авторы статьи вводят с целью облегчения усвоения нового материала. 

      Объект  данной работы – детский публицистический стиль. Предмет- языковые и стилистические средства, используемые в детских  изданиях.

      Цель  предложенной работы – выявить особенности детского публицистического стиля и вместе с тем исследовать употребление языковых и стилистических приёмов в детской периодике. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

      - описать особенности детского  публицистического стиля;

      - выявить особенности развития  детей;

      - охарактеризовать наиболее популярные  детские издания;

      - исследовать использование языковых  и стилистических средств на  примере детских изданий;

      Теоретическая значимость данной работы определяется её актуальностью и состоит в  изучении различных языковых и стилистических приёмов и средств в современных детских изданиях.

      Практическая  значимость работы  состоит в  возможности  использования материалов работы в ходе проведения семинаров, лекции, практических занятий по стилистике языка.

      При написании работы использовался  обширный материал детской периодики, монографий и учебников.

      Работа  представляет интерес для широкой аудитории: студенты филологических отделений, работников культуры, прессы, журналистики, психологов, а также для родителей, для которых немаловажна роль журналистики в воспитании своих детей.

     В данной работе были использованы следующие  методы исследования:

     -  описательный метод;

     -  метод качественного анализа.

     Работа  состоит из трех глав, введения и  заключения. 

 

Глава 1 

Основные  черты детского публицистического  стиля. 
 

1.1 особенности современной детской журналистики    

Детская и юношеская журналистика — самостоятельное  звено общей системы средств  массовой информации. Она приобщает  подрастающее поколение к интеллектуальному  и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория  познает мир.    

Специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются  особые, специфические приемы отображения  действительности, собственные выразительные  средства, формы, способы контакта с  аудиторией.    

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская журналистика активно взаимодействует с другими видами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).    

По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в  РСФСР выходило 15 пионерских газет  и 36 детских журналов, а в последнее  время их количество увеличилось  в несколько раз. На 1 января 1998 г. Роскомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 200 детских и юношеских газет и 300 журналов.1    

Основным  типоформирующим признаком любого рассматриваемого издания является характер аудитории, на которую это  издание рассчитано.

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна тема. Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В последнее  время сложилась иная ситуация в сфере информационных ресурсов, которая заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 – 40 газет и более 80 журналов.    

      Психологи делят детскую аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3—6 лет), младших школьников (7—10 лет), подростков (11 — 15 лет), старшеклассников (15—17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития. В соответствии с такого рода особенностями, издания ориентируются на ту или иную детскую возрастную категорию. Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории.

      Возрастные  особенности юной аудитории и  своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания  для дошкольников («Новая игрушечка», «Веселые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»), подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист», старшеклассники. В зависимости от того, на какой  возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.

      Издания для младших школьников отличаются сложной композицией: включают в  себя несколько рубрик, посвященным  разным темам.

      В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс  их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у  ребят возникает потребность  в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным  сферам деятельности – науке и  технике, литературе и искусству, истории  и археологии и тд.

В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область  человеческих отношений, моральные  и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто  адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и  младшие школьники, младшие школьники  и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение  ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно  освещать проблемы реальной жизни детей  и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская  аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка  появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сорентироваться  в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются  на 3 основные группы:

  • информационно-публицистические, цель которых – сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем («Пионерская правда», «Глагол»);
  • издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению;
  • развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке;

      Существует  также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место  и материалы, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая – поучать». В них широко используются игровые формы.

      По  характеру информационные издания  детской печати делятся универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все  сферы жизни общества, а многотематические  отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры – на самодеятельном детском творчестве. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до  главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компьютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.

      Детские газеты получили настоящую жизнь  в условиях советского времени. Они, стали руководителями пионерского  движения, выразителями настроений детей  рабочих и крестьян—основных  слоев населения. Но пионерские газеты взяли многое у своих предшественниц—периодичность выхода, размер полосы, принцип оформления и т. д. Эти завоевания старой русской  журналистики для детей использованы и развиты пионерскими газетами и журналами.

      «Пионерская правда» — одна из крупнейших по тиражу газет в мире: десять миллионов советских школьников два раза в неделю получают ее в различных уголках страны. Подобные издания—всего 27—выходят также в республиканских и областных центрах. «Пионерская газета» заняла прочное место в общей системе советской печати, и факт ее существования сегодня представляется обычным, сам собой разумеющимся. Между тем детская газета, как тип периодического издания, рождалась в мучительных поисках на протяжении многих десятилетий: Необходимо было не только определить ее «лицо», но и четко очертить функциональные особенности, отстоять само; право на существование нового вида периодики. В этом важном деле приняло участие не одно поколение, журналистов.

Очень популярным был журнал «Юный строитель», который выпускался с 1923г с невиданным для того времени тиражом 100.000 экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались лучшие советские писатели, превосходные научно-популярные статьи. Специально для малышей существовал отдел «Красные маки», из которого в 1924г. родился знаменитый журнал «Мурзилка».

Информация о работе Стилистические особенности текста детских изданий