Стилистические особенности текста детских изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель предложенной работы – выявить особенности детского публицистического стиля и вместе с тем исследовать употребление языковых и стилистических приёмов в детской периодике. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

- описать особенности детского публицистического стиля;

- выявить особенности развития детей;

- охарактеризовать наиболее популярные детские издания;

- исследовать использование языковых и стилистических средств на примере детских изданий;

Содержание

Введение……………………………………………………….....1


Глава 1 Основные черты детского публицистического стиля…………………………………………………………….2-21


1.особенности детской журналистики……………………2-10


2.языковые и стилистические особенности детских изданий…………………………………………………...10-20


Глава 2 Стилистические особенности текста детских изданий…………………………………………………………22-47


Заключение……………………………………………………….48


Список литературы

Работа содержит 1 файл

история возникновения детской журналистики.docx

— 124.66 Кб (Скачать)

      Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены «сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких мастеров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушиной, М. Черемных.

      Заботясь  о высоконравственном воспитании подрастающего  поколения, Российский детский фонд предпринял выпуск нового издания для  детей. Это «Школьная роман-газета» – гуманитарный, прекрасно иллюстрированный ежемесячный образовательный журнал для подростков. Он рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения учащихся 6-11 классов. Издается с января 1996г., выходит один раз в месяц и публикует лучшие произведения мировой художественной литературы, в том числе и отечественной. Внутри издания – журнал в журнале «Большая перемена» - веселые и познавательные материалы о жизни современного юношества. Журнал стал популярным у юных читателей.

Еще один журнал, пользующийся огромной популярностью  - "Недоросль", издается просветительско-издательским объединением «АДИА-М+ДЕАН» как всероссийский детский журнал, публикующий юмористические произведения для тинейджеров (подростков). Среди авторов и художников журнала ведущие детские писатели Санкт-Петербурга и Москвы. Высокий художественный уровень журнала и прекрасное полиграфическое исполнение делают журнал одним из лучших в России.

      В последнее время в связи с  возрождением духовности появились  детские издания, содержащие вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы. Хотелось бы обратить внимание на одно издание, представлящее собой  уникальный сплав познавательной, развивающей  и воспитывающей функций.

      По  благословению Его Святейшества, Святейшего патриарха московского  и всея Руси Алексия II, Российский детский фонд и Московский Патриархат начали издание ежемесячного журнала для детей младшего и среднего школьного возраста «Божий мир».

      Изданиев доступной форме рассказывает о Православии, о тысячелетней истории Русской Православной Церкви, о нашем Отечестве – его духовных созидателях и учителях, собирателях, защитниках, строителях, тружениках, о культуре, искусстве.

      Особое  место журнал «Божий мир» отводит  нынешней жизни наших детей, рассказывает о следовании Заповедям Христовым, открывает читателям истинные духовные ценности.

Авторы  журнала – священнослужители, известные  писатели, журналисты, а также его  юные читатели. Издание богато иллюстрировано цветными репродукциями иконописных  шедевров, картин известных русских  и мировых живописцев, работами современных  православных художников.

В выборе произведений для публикаций особое внимание уделяется духовности русского искусства. Журнал вводит читателей  в мир православной иконы, чтобы  они не только созерцали ее красоту, но чтобы им стало понятно «умозрение в красках», т.е. смысл и значение образа, а также знакомит с православным храмом – символикой его богослужений, архитектурой, внутренним убранством, рассказывает о житиях святых и их подвижническом подвиге.

Издание «Божий мир» адресован детям и родителям – как принявшим веру Православную, так и тем, кто только подступает к ней. Вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы, исторические очерки, рассказы о современном детстве и окружающем мире, художественная проза и поэзия, детское творчество – все эти публикации на 32 страницах «Божьего мира» могут быть использованы на занятиях в православных гимназиях, воскресных школах и в школах общеобразовательных.

Журнал  расширяет представление юных читателей  о мире, об истоках религии, об искусстве. Поэтому в журнале публикуются  не только известные детям по школьной программе поэты и писатели, но и малознакомые имена: И. Шмелев, Б. Зайцев, Никифоров-Волгин, А. Ремизов, П. Вяземский, Е. Боратынский, А. Хомяков, Н. Языков.

Для юной души необходима духовная поддержка  в противостоянии трудностям и соблазнам  сегодняшней жизни.

Итак, русскую  журналистику для детей можно назвать явлением качественно новым по отношению к устному народному творчеству и классической литературе. Говорить о самостоятельности детской журналистики и литературы стало возможным после того, как писателями были найдены специальные языковые средства, учитывающие возрастные особенности восприятия, мышления и речи ребенка. Способствовать процессу формирования языка журналистики для детей 
стал факт осознания  уникальности 
детства физиологами, психологами и языковедами. Ведь особенности восприятия литературного или публицистического текста полностью зависит от особенностей развития речи и мышления ребёнка.

Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет  говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий  этап охватывает все последующее  время вплоть до семи лет, когда ребенок  овладевает речью и все более  совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.

Речь  как средство общения, как его  операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной  деятельности. Ее возникновение и  развитие обусловлены нуждами общения  и общей жизнедеятельностью ребенка.

Первым  звуковым проявлением ребенка является крик, неречевой сигнал, за которым  появляются вокализации – любые  другие звуки, производимые артикуляторными  органами. В две-три недели от роду ребенок реагирует на звуки, в  один месяц способен различать на слух два слога (типа бапа), если на них была сформирована определенная реакция, в шесть недель – отвечает улыбкой на привлекательные вещи. В полтора месяца ребенок гулит и образует долгие гласные, в 4 месяца издает гортанные звуки, поворачивает голову, когда с ним разговаривают, в 6 месяцев начинается лепет (двух типов: повторение слогов с одним и тем же согласным типа бабабаба и сцепление разных слогов типа айтада), имитация звуков речи. В восемь месяцев говорит мама или папа, в 9 месяцев играет жестами, например в ку-ку, понимает слово нет, называет маму и папу, реагирует на однословные приказы и жесты, изображающие деятельность, употребляет первое слово.

В год  ребенок образует последовательности звуков, похожие на предложения, но не выговаривает настоящие слова; появляется второе слово; в год и месяц  появляется третье слово, в год и  два месяца ребенок реагирует  на однословные приказы, не сопровождаемые жестом, в год и 3 месяца говорит 4–6 слов; в 1,4 показывает на названную часть  тела; в 1,5 произносит последовательности звуков, которые звучат как предложения  с некоторыми настоящими словами; в  полтора года словарь может достигать 50 слов, после чего ребенок начинает осмысленно комбинировать два слова; в 1,9 называет отдельные картинки.

В 2 года употребляет множественное число, говорит свои имя и фамилию; в 2 с половиной года адекватно употребляет  местоимения (я, мой, ты); задает вопросы о названиях предметов; быстро растет словарь; в 2,9 понимает слова типа холодный, устал, голодный, называет цвета, понимает предлоги на, под, рядом... В 3 года образует предложения из трех слов (первоначально они образуются из комбинаций двусловных предложений путем их стяжения, т.е. как бы из сиз словосочетаний), понимает противоположные свойства (называет антонимы), словарный запас составляет около 250 слов.

К моменту  поступления в школу словарь  ребенка составляет 2,5–14 тысяч слов.

Первые  десять слов ребенка независимо от места, где он растет, обычно являются именами (собственным, родителей, домашних животных, игрушек) и названиями еды  и питья (или предметов, в которых  они содержатся, т.е., например, соска, бутылка, стакан, чашка). Хотя принято считать, что первые слова называют конкретные вещи, фактически они связаны с целостными ситуациями, ассоциируемыми очень широко с комплексами ощущений. Поэтому перенос какого-то из элементов этого комплекса ощущений в следующую ситуацию вызывает со стороны ребенка соответствующую реакцию в виде того же звукокомплекса, однако взрослый не всегда способен понять и поддержать эту транспозицию. Так, например, слово бабах может означать ситуацию, когда что-то упало и ударилось с громким звуком, а также любой ее компонент: падение, ушиб, громкий звук, мяч или любой похожий на него предмет. 2

С другой стороны, ребенок должен постепенно, методом проб и ошибок, уточнять значение слова. Оно складывается из обобщения всех ситуаций, в которых  было употреблено. Чем большим количеством  слов овладевает ребенок, тем легче  ему уточнить область смысла, с  которой слово вступает в отношения  референции; кроме того, он приобретает  технику оперирования новым словом и быстрее проходит все стадии. В этом развитии оказывается огромное количество «отбросов» – материала, не пошедшего на строительство языка.

Модульная теория усвоения (трансформационная  грамматика Н.Хомского, 1960–1980-е годы) предполагает, что грамматика представляет собой автономную когнитивную систему, ментальный орган (модуль), и занимается доказательством психической реальности лингвистических конструктов. Морфология, фонология, семантика относительно независимы друг от друга, что дает право заниматься подробно одной  какой-то частью системы, а не совокупностью  разных сторон развития. С.Пинкер назвал человеческую способность овладевать языком языковым инстинктом. Коннекционистские  теории (1980–1990-е годы), напротив, исследуют  взаимосвязи различных психофизиологических и нейролингвистических процессов, одновременно происходящих в человеческом организме; изучают межуровневые связи  и когнитивные системы; создают  модели переработки информации. Функционально-прагматический подход связывает когнитивное и  социально-личностное развитие ребенка  с используемой им речью; здесь становятся важными понятия ситуации, институции, стиля, социализации. 

Многие  исследователи считают, что каждый следующий уровень языковой системы  формируется после того, как освоен предыдущий: например, лепетные звуки  исчезают после того, как появляются первые слова. Однако беспристрастное  наблюдение показывает, что это не так. Более того, некоторое подобие  лепета может появиться и у  взрослого, когда он начинает изучать  иностранный язык. Теоретически понятно, что уровни языка потому и существуют, что каждый является основой построения следующего; отсюда ясно, что окончательно отношения между единицами некоторого уровня могут сложиться только после  того, как сформируется в общих  чертах более высокий уровень  языка. Так, словоформы окончательно обретают присущие им функции после того, как разработаются словосочетания, а первоначальные сложные предложения (которые вначале являются таковыми только по форме, но не по сути) становятся подлинными и начинают играть определенную роль в составе более сложных  высказываний. Относительно разных единиц языка эти процессы происходят не последовательно, а одновременно на разных уровнях. Так, одно из слов может  быть в стадии лепета (которая каждым последующим словом проходится в  принципе быстрее, чем предыдущим), а другое находиться на стадии первоначального  дискурсообразующего речевого потока. В детской речи действует также  закон накопления: когда достаточно много языковых явлений перешло  на следующий этап развития, отношения  между ними переоформляются на своем  уровне. Если у какого-то явления, например слова, есть несколько функций, каждая из них должна быть отработана и  усвоена отдельно, но наличие у  одного слова нескольких функций  ускоряет обретение всех этих функций  данным словом (т.е., скажем, если слово  многозначно, то все его значения усвоятся быстрее, чем если бы они  были распределены между разными  словами и эти слова усваивались  бы порознь). Некоторые слова первоначально  получают более узкое, другие – более  широкое значение в детской речи; существует также предположение, что детские слова – прототипы взрослых слов, постепенно развивающиеся в семантическом отношении до слов взрослого на основе контраста.

В связи  специфическими особенностями развития речи и ребёнка детские газеты детские издания обязаны соответствовать  требованиям культуры речи. В своей  книге «Культура речи» Б.Н. Головин  писал, что «речь- это последовательность языковых знаков, организованная по правилам языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации.»3 Такую последовательность создаёт пишущий, такую последовательность воспринимает читатель. В общем случае, задача заключается в том, чтобы читатель понял основную идею текста, чтобы ему было легко воспринимать информацию. Именно по этой причине Б.Н. Головин выделил 9 особенностей правильной речи в тексте: доступность, правильность, чистота, точность, логичность, образность, доступность, действенность, уместность. 

Информация о работе Стилистические особенности текста детских изданий