Стилистические особенности текста детских изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель предложенной работы – выявить особенности детского публицистического стиля и вместе с тем исследовать употребление языковых и стилистических приёмов в детской периодике. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

- описать особенности детского публицистического стиля;

- выявить особенности развития детей;

- охарактеризовать наиболее популярные детские издания;

- исследовать использование языковых и стилистических средств на примере детских изданий;

Содержание

Введение……………………………………………………….....1


Глава 1 Основные черты детского публицистического стиля…………………………………………………………….2-21


1.особенности детской журналистики……………………2-10


2.языковые и стилистические особенности детских изданий…………………………………………………...10-20


Глава 2 Стилистические особенности текста детских изданий…………………………………………………………22-47


Заключение……………………………………………………….48


Список литературы

Работа содержит 1 файл

история возникновения детской журналистики.docx

— 124.66 Кб (Скачать)

Топит в лужах тёплый март. [98] 

Снег сравнивается с сахарной пудрой, которая тает под воздействием тёплого мартовского  солнца. 
 

Солнце  сонно улыбается,

Ветер листьями шуршит

И, волнуясь, собираются

Утром в школу  малыши. [99] 

Метафора «солнце  сонно улыбается» призвана выразительно описать раннее утро 1-го сентября. 
 

Идёт  весна красивая,

Стучится  всем в окно,

Зима  опять заплакала

Капелью дождевой.

Сосульки  уж закапали,

И мир весь стал живой [100] 

 В данном  примере автор рисует образ  наступления весны, таяния снега. 
 

Там счастье, радость, смех и свет,

Забытой сказки звон,

В мешке здоровья на сто лет,

Успехов полон  он! [101] 

Бездонные глаза,  
В них слёз и боли море, 
Смотрели на меня  
И уплывали в поле. [102]
 

А море пенилось, шумело, 
И страсть в моей душе кипела. [103]

Пришла  осень золотая. 
И как будто бы янтарь. [104]
 
 

В данных примерах метафора использована с целью придания выразительности стихотворениям. 
 

Все будут веселится  и  

                    играть,

И из снега  снежных баб

                    Катать. [105] 

 
Листья  в воздухе сверкают
Тихо на землю ложась.[106]

Там звенит капелью утро,

Там весны весёлый  старт. [107] 

Утонуло солнце в лужах ноября. [108] 

Данные метафоры употребляется автором для того, чтобы ярко и красочно описать  листопад, осень и весну соответственно. 

  1. Слова с уменьшительно-ласкательными  суффиксами очень  часто используется в детских изданиях. Например,

Форма новая  висит,

Ярко пуговка  блестит

И блестят ботиночки -

Ни одной пылиночки! [109] 

Домик с деревьями  привлёк моё внимание. На крыше  этого лиллипута был большой  слой пушистого снега. 

Шла по дорожке  мышка,

Которую звали  Маришка,

Та мышка была малышка,

Та мышка любила Маришку. [111] 

Жили были три  котёнка,

Витька, Вовка  и Егорка,

Побежали в  лесочек,

Увидали грибочек. [112] 
 

Лежала конфетка на блюдце, 
Смеялась – конфетки смеются, 
А рядышком плакала киска, 
Что карамель не ириска. 
Поплакала кошка немножко, 
Пошла ловить она мошек. [113]
 
 

Гуляли раз  поздно мышатки 
В прохладной густой темноте, 
Следы оставляли их лапки 
В холодной и рыхлой земле. [114]
 
 

Мой миленький, любименький, 
Роднуленька ты мой,  
Мой самый сладкий псиночка, 
Малышечка–герой. [115]
 

 
Жила- была в чудесной стране принцесса  по имени Розочка-Мимозочка. [116]
 

Четыре медвежонка

На тарелке  у Артемки -

Ложками стучат,

Тоже кушать хотят. [117] 

Я ладошки протянула, воробья к себе взяла.

И не сможет теперь кошка скушать крошку-воробья. [118] 

Выросли листочки,

Расцвели цветочки.

Пришла весна  давным-давно,

Это очень хорошо! [119] 
 

Поймала  я  малюточку-снежинку,

Поближе  познакомиться  хотела. [120] 
 

И на ладошку  шумною  гурьбой

Присел большой  и снежный рой. [121] 

Просыпаются все  звери, 

Что дремали  под снежком. [122] 
 

За плечами  ёлочка,

Пушистые иголочки.

Он подарки  нам разносит

И стихи читать нас просит [123] 
 

Пыхтит Жучок - он тащит одуванчик,

Чтоб из него соорудить диванчик. [124] 

Несёт к себе в берложку красный перчик,

Ведь он пустой - сойдёт под шифоньерчик. [125] 
 
 

Попрыгунчик-смехотунчик,

Словно мячик  озорной! [125] 
 

Неизвестные зверушки 
Грызли сладкие ватрушки, 
Ловко прыгали по веткам 
И бросали вниз конфетки, 
Долго спали на подушке, 
Нежные чесали ушки. [126]
 

  1. Иногда  для того, чтобы реализовать поучительную функцию, автор вводит в текст  обращение.
 

Хочешь летчиком ты стать,

Значит, друг, учись  на пять

И не пачкай свой дневник,

Будь прилежным, ученик! [127] 

Взяли грибочек,

Унесли в домочек

На грибной  суп.

Хватет всем вокруг. [128] 

День пришел. Звонки, звените!

Начинайся, год  учебный,

Год мечтаний и  открытий,

Грустный год  и год волшебный! [129] 

Открывай, апрель, им двери!

Все из норок  кувырком! [130] 

Август, август, ты  детям радость!

В летний лес  пойдём гулять. [131] 

Сани мои, сани,

Везите меня сами! [132] 
 

Меня мама уложила,

Постояла надо мной.

- Ишь, напраздновался, милый,

Наплясался, мой  родной. [133] 

13) Сказочные  персонажи  фигурируют в песнях, стишках, загадках и др.

Достанет гном волшебный ранец,

 Покажет фокусы  чудные,

 Часы откроет  заводные,

 Ключом волшебным  заведет -

 И вот,  наступит Новый Год!  [16]

  

Русалкой стану, поплыву 
В морскую пену, в глубину... 
Забуду я про все ненастья, 
Исчезнут вмиг мои несчастья. [17]
 
 

Это ж наш  любимый Сашка,

Милый сладкий  Чебурашка,

Ясно солнышко, Сашок,

Ненаглядный наш  дружок! [18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение   

Журналистика  для детей – это особая область  журналистского творчества, что сказывается  прежде всего в специфической  целевой аудитории издания, адресате-ребенке.  От того, насколько издатели и авторы учитывают возрастные, психологические и эмоциональные особенности ребенка, зависит читательский успех газеты или журнала, и, в конечном счете, его рыночный успех.    

Использование текстов различных жанров (стихи, загадки, скороговорки, рассказы, сказки всех жанров, заметки, зарисовки, повести  с продолжением и пр.), вероятно, обусловлено  тем, что внимание детей этого  возраста неустойчиво, и необходима частая смена форм деятельности для  того, чтобы ребенок не отвлекался. Большая и, наверное, главная роль в журнале отдана иллюстрациям, т.к.  для дошкольника «основной является визуальная форма восприятия действительности». Наиболее часто употребляемыми примерами языковой игры в «Веселых картинках», да и в журнале «Мурзилка» являются разного рода каламбуры, лексические повторы, аллитерация. Целью языковой игры, в конечном счете, является достижение эффекта комического, что особенно актуально для детских изданий.     

Следует отметить, что в современных детских журналах все больше развлекают детей и все меньше обучают. Особенно это видно на примере журнала «Мурзилка», качество материалов которого, особенно в последние пару лет оставляет желать лучшего.      

 Проанализировав  конкретные примеры материалов  выбранных мною изданий можно сказать, что наиболее часто встречающимися приемами языковой игры в «Веселых картинках» и «Солнышко» является лексический повтор, а также метафора и олицетворение. Эти приемы не только создают комический эффект, но и несут на себе образовательную функцию. Повторы помогают детям запоминать новые слова, метафоры – определять многозначность слов. Нередко в детских изданиях используется прием графического оформления текста – текст становится фигурным. Характерной стилистической особенностью является употребление слов в уменьшительно-ласкательном значении и одушевление растений и «очеловечивание» животных. Такой прием помогает наладить контакт с детской аудиторией.    

В «Мурзилке» наиболее распространённым языковым приёмом является обыгрывание прямого и переносного значения слов, лексический повтор, а также метафора и олицетворение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

«Мурзилка»  № 3 2009 

  1. Солнце  сонно улыбается,

Ветер листьями шуршит

И, волнуясь, собираются

Утром в  школу малыши. 

  1. Солнышко  проснулось,

            Сразу оглянулось.

            Что такое? Снег кругом,

            Он засыпал даже дом. 
 
 

  3.    Идёт весна красивая,

       Стучится всем в окно,

       Зима опять заплакала

       Капелью дождевой.

       Сосульки уж закапали,

       И мир весь стал живой 

4. Под свет свечей, уставших ждать,

Мы встретим Новый  Год,

И к нам  судьба придет опять,

Подарки принесет! 

5. Но совы так просто собрались, 
Сказали «Привет» и «Пока».

  
 

6. Солнышко, 
   Солнышко, 
   Ты, что ли, 
   Всю ночь будешь 
   Светить? 
   Отвечает Солнышко: 
"Нет, моя дорогая, 
   Я весь день свечу, 
  Освещаю дом твой. 

  1. Если света нет - 
    Не страшно, 
    Я с тобой сижу,  
    Я в твое окошко 
    Ясное гляжу!"
 
  1. Где-то в  Сказке есть терем высокий.

К нему путь сторожит Сон Глубокий.

В этом тереме Ночь проживает,

От любви  она, девица, страдает.

Вот присядет тихо Ночь на подушку,

Информация о работе Стилистические особенности текста детских изданий