Стилистические особенности текста детских изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель предложенной работы – выявить особенности детского публицистического стиля и вместе с тем исследовать употребление языковых и стилистических приёмов в детской периодике. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

- описать особенности детского публицистического стиля;

- выявить особенности развития детей;

- охарактеризовать наиболее популярные детские издания;

- исследовать использование языковых и стилистических средств на примере детских изданий;

Содержание

Введение……………………………………………………….....1


Глава 1 Основные черты детского публицистического стиля…………………………………………………………….2-21


1.особенности детской журналистики……………………2-10


2.языковые и стилистические особенности детских изданий…………………………………………………...10-20


Глава 2 Стилистические особенности текста детских изданий…………………………………………………………22-47


Заключение……………………………………………………….48


Список литературы

Работа содержит 1 файл

история возникновения детской журналистики.docx

— 124.66 Кб (Скачать)

Ох, смешные человечки! -

Удивляются  овечки. -

Травку кушать не хотят!

Что тогда они  едят? [21] 

Маме расскажу про кошку,

Купим с мамой  ей сапожки.

Не болеет теперь кошка,

Носит теплые сапожки. [22] 
 

В этом случае животные наделяются способностями, которые  присущи исключительно человеку и выполняют ту же функцию, что  и в предыдущем примере. 
 

В шубках ёлочки-подружки,

В шапках старые пеньки.

Не нужны зимой  игрушки:

Мы пойдём играть в снежки. [9] 

Такая ассоциация придаёт тексту выразительность  и красочность. 

Скоро станем мы похожи

На смешных  снеговиков.

А январь, весь белый тоже,

Улыбнётся широко. [10] 

Олицетворение января придаёт ему такие человеческие качества, которые вызывают симпатию у детей. 

Солнце зиму одолело,        

Стало ласковей, добрей. [11] 

В этом случае данный стилистический приём призван выполнять  функцию символа победы весны  над зимой. 
 

Дождь напоит щедро землю. [12] 

Прямые функции  дождя здесь приобретают иной смысл, путём использования олицетворения. 
 

Вешний лес  уже не дремлет:  

Появляется листва. [ 13] 
 

Деревья вновь  позеленели.

Их новый радует наряд.

И только сосенки да ели

Отводят свой колючий взгляд. [14] 
 

Прячется  солнышко, хмур небосвод.      [15]

Вот и сентябрь сторожит у ворот. [23]

В данных примерах олицетворение используется в качестве средства придания исключительной образности описываемому, факту или явлению. [] 

Быстро закончилось  лето…Как жаль!

Робко листочки на клёнах дрожат![24] 

То октябрь править вышел.      

Что ж ему  никто не рад?    [25] 
 

Ходит по` лесу декабрь,

Сыплет  жемчуг, серебро. [26] 

Выбелил январь

Страницу,

Вывел чётко

Единицу.

Ни на час 

Не опоздал -

Это

НОВЫЙ ГОД

Настал! [27] 
 

Олицетворение употребляется с целью придания человеческих качеств месяцам, чтобы  создать в сознании детей положительный  образ зимы. 
 

И пришел издалека

К нам мороз  суровый [28] 
 

Ветер налетает,

Сеет дождь  густой...

Землю укрывает

Желтой теплотой. [29]

 

В этом случае олицетворение  служит для яркого описания природных  явлений. 
 

И скакало по комнатам эхо,

Натыкаясь на нас с перепугу. [134] 

Ворчал  телевизор,

Молчал  телефон. [ 135]

Приобретение  неодушевленными предметами  человеческих качеств способствует лучшему пониманию  и восприятию  действительности  ребёнком 

Пошёл грибами  лес хвалиться,

Осины лист примерил медь. [136] 

В данном случае олицетворение использовано для  создания красочного образа осеннего леса. 

"Стой, разбойник,  стой бандит!" -

Ей милиция  гудит.

"Нарушителю - позор!" -

Возмутился светофор. [137] 

 В этом примере олицетворение выполняет обучающую функцию, а именно разъясняет малышам правила дорожного движения. 

Там сквозь щели солнце било,

пыль  плясала на лучах,

шорох слышался в углах. [138] 

 Олицетворение  используется как стилистический  приём для создания образа  помещения, освещённого солнцем. 
 

Проснулось  солнышко и сладко зевнуло
Солнышко лучик к тебе протянуло, 
Солнышко щечку тебе поласкало
Доброго утра тебе пожелало. [139]

 

Четверостишие ориентировано на детей дошкольного  или младшего школьного возраста, приём олицетворения используется с целью проведения ассоциативных  параллелей, например, солнце-мама. 

Летела Снежинка, смеясь и сверкая
Своими лучами на солнце играя. [140]
 

 В этом  случае олицетворение употреблено  с целью придания тексту особой  выразительности. 

Солнце спать пошло домой
Да споткнулось над горой. 
Зацепилось за сосну, 
Слёзы льёт горючие: 
"На сосне я не усну, 
Больно уж колючая!" [141]
 

Олицетворение использовано  с целью придания комической окраски стишку. 

  1. Паронимия и омонимия.
 

Лежала конфетка на блюдце, 
Смеялась – конфетки смеются, 
А рядышком плакала киска, 
Что не карамель, а ириска. 
Поплакала кошка немножко, 
Пошла ловить она мошек. [35]

В этом случае слово  «киска» (=конфета) является омонимом к  слову «киска» (=кошка).

Мы решили: сыроежка -

Значит, сыр любить должна.

Дали сыру - ну-ка, ешь-ка!

Ка-ак зачавкала  она! [36] 

В данном примере  семантика слова сыроежка формируется  при помощи сложения значений ёё значений сыро+ежка. Применяя данный приём, автор  создал комическое восприятие ситуации. 
 

Мы глазам своим  не верим -

Полкило умяла  враз!

А маслёнки лезут  в двери,

Масла требуют  у нас! [37]

 

В данном абзаце автор применил приём паронимии. Вместо правильного слова «маслята»  он употребил слово «маслёнки», что  также может быть понято как стилизация под детскую речь.

У меня есть дяди, тети, 
И двоюродные, вроде, 
И троюродные есть - 
Все равно не буду есть. [38]

Омонимы «есть» (=форма глагола «быть) и «есть» (=употреблять в пищу) использованы автором с целью создания рифмы.      

3) Неологизмы.  

У них крыло  дракона, 
Живот зелёного питона, 
Лапы зверя львиные, 
Ноги-то куриные, 
Язычок змеиный, 
Хвостик пышный, длинный – 
Лучше, чем павлиний. 
Имя – Лякудра зверя моего, 
Никто его не видел, 
Совсем, совсем никто! [39]

В этом стихотворении  использован придуманный автором  неологизм-Лякудра. Автором этого  произведения является ребёнок, а одна из главных особенностей развития мышления у детей – богатое воображение.

Бабка Ёжка слегка похудела,

За неделю полкоржика съела,

Но Кощей ей принес

Разноцветный  поднос

С "Чупа-чупсами" и "Рафаэлло". [40] 

Одна девочка  из Еревана

Восемь дней не вставала с дивана.

Ей "Дирола" комок

Так прилипнуть помог,

Оторвать не могли, как ни странно. [41] 
 

По ошибке недавно  в наш омут

Кто-то высыпал  баночку "Комет".

Без шампуня, мочалки

Побелели русалки,

Глазки строят дружку Водяному. [42] 
 

Доверяю я рекламе

и хочу купить я  маме

батарейки, чтоб не гасло!

И подсолнечное масло,

сока "Доброго" пакет,

плитку, трубы  и паркет,

и царицынской  колбаски,

и ведро малярной краски,

тушь, помаду и  часы,

и пружинные  весы,

супчик "Магги", пиво "Пит",

и цемент, и керамзит! [43] 
 

«Чупа-чупс»,  «Рафаэлло» и др. являются сравнительно новыми словами в лексике русского языка. Закрепились они благодаря  рекламе на телевидение, которую  смотрят дети и используют эти  товары. 
 
 

Одна юная леди из Нежина

Была собственной  мамой изнежена:

Ни заправить  кровать,

Ни носки постирать

Не умела та леди из Нежина. [44] 

Слово « Нежин» образовалось путём расширения семантического поля слова «изнежина» 
 
 

- Я, без сомненья, хороша! - 
Жужель промолвила, бежа. 
 
- И я достаточно хорош! - 
Ища Жужель, добавил Мошь. 
 
- А у меня отличный слух, - 
Сказал вспугнованный Лягух. [45]

Данные неологизмы используются с целью создания рифмы  и образованы на звукоподражательной  основе.

5) Комический шок и ложная связь между событиями достигается следующими способами:

-совмещения  несовместимых понятий

Но мышонок  не уныл 
В животе у киски: 
«А я сегодня поутру 
Ел сладкие сосиски, 
Запил солёным молоком 
И скушал перец, 
А под конец я ел соленья 
Фирмы «Верес»!» [46]

Чтоб улучшить себе настроение

Дама сыпала перец в варенье.

А, когда всё  съедала,

Долго, долго  чихала,

Забывая про  все огорчения. [47]

-описывание  событий,  явлений или состояний,  которые не могут  существовать  в природе 

А девчонке одной  из Томмота

Подарили друзья бегемота.

Вы не верите, да?

Ну, а кто же тогда

В её ванной устроил  болото? [48] 
 

Разболелся у  волка живот.

Волк-бедняга  от боли ревет,

Потому что  в обед

Вместо рыбных котлет

Съел подошвы  от маминых бот. [49] 
 

Небрезгливая  дама брюнетка

За обедом сжевала  салфетку.

И кричит: "Есть хочу,

Я и стул проглочу,

Если мне не дадите котлетку!" [50] 

Пожилая старушка из Бреста

Утром шляпу  слепила из теста.

Выпьет чаю  глоточек

И от шляпы кусочек

Съест на завтрак  старушка из Бреста. [51] 

Хитромудрые козы в Казани

Ненавидят листочки герани

И траву не едят,

Как для малых  ребят,

Им блины преподносят  в сметане. [52] 

Кто бывал хоть однажды в Барыбино,

Не соврёт, что  огромная рыбина

С тёмно-рыжим  котом

Поменялась хвостом

И мышей развлекает в Барыбино. [53] 

Информация о работе Стилистические особенности текста детских изданий