Сущность трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является следующее: изучить и проанализировать трудовое правоотношение.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Анализ теоретических работ отечественных правоведов о сущности трудового права и его субъектах;
Раскрытие сущности понятия трудового правоотношения, оснований его возникновения, изменения и прекращения, а также сущности субъектов трудового права;
Краткая характеристика понятий трудового правоотношения, характеризовать права и обязанности субъектов трудового права.

Работа содержит 1 файл

ТРУДОВОе ПРАВО.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    Допустить работника к работе может работодатель - физическое лицо или орган управления юридическим лицом (как правило, единоличный исполнительный орган). Фактическое допущение к работе может быть произведено и другими  должностными лицами организации, если руководитель уполномочил их на принятие подобных решений или знал о допущении к работе и не возражал против этого.

    При фактическом допущении к работе у работодателя возникает обязанность  в течение трех дней со дня начала работы оформить трудовой договор в письменной форме (ст. 67 ТК РФ).

    Трудовое  правоотношение прекращается фактом прекращения  трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством.

    Все трудовые отношения принято подразделять на виды, которые зависят от вида трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования трудового правоотношения:

    1) правоотношения по обеспечению  занятости населения и трудоустройству,  которые возникают в том случае, когда гражданин нуждается в  помощи государственных органов в подыскивании подходящей работы и трудоустройстве, а иногда и в получении для этого новой специальности, переквалификации;

    2) организационно-управленческие или  социально-партнерские правоотношения  по поводу участия работников  и их представителей в организации и управлении коллективным трудом, в установлении условий труда и их применении;

    3) правоотношения по профессиональной  подготовке, переподготовке непосредственно  у данного работодателя, возникающие  между работодателями и работниками  по поводу непосредственного обучения, повышения квалификации;

    4) правоотношения по материальной  ответственности работодателей  и работников в сфере труда,  возникающие между сторонами  трудового договора по поводу  обязанности виновной стороны  возместить причиненный вред другой стороне в соответствии с законодательством. Эти правоотношения носят охранительный характер;

    5) правоотношения по надзору и  контролю за соблюдением трудового  законодательства, которые возникают  между работодателями, их должностными  лицами, органами надзора и контроля, направленные на создание безопасных условий труда и охрану социально-трудовых прав работников;

    6) процессуальные и процедурные  правоотношения по разрешению  индивидуальных и коллективных  трудовых споров, возникающие между  спорящими сторонами и органами, рассматривающими трудовые споры.

    Отличительной чертой всех видов трудовых правоотношения является то, что все они волевые, возникают по воле субъектов трудового  права и отражают действие норм трудового  законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Правоотношения по обеспечению занятости населения и трудоустройству 

    Отношения по обеспечению занятости населения  и трудоустройству урегулированы  Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О  занятости населения в Российской Федерации", что является существенной гарантией реализации принципа свободы труда. Основным органом по этим вопросам выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и его территориальные органы.

    Правоотношения  по обеспечению занятости населения  и трудоустройству возникают и существуют в трех взаимосвязанных видах:

    1) правоотношения между гражданином  и органом службы занятости  по поводу подыскивания подходящей  работы и трудоустройства на  работу, а также по поводу содержания  безработных.

    Основанием  возникновения данного правоотношения является заявление гражданина о помощи в подыскивании подходящей работы и признании его безработным, подаваемое гражданином в орган службы занятости. При этом, помимо заявления, гражданин обязан представить паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

    Решение о признании гражданина, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня  предъявления органам службы занятости перечисленных документов.

    С момента регистрации гражданина в качестве безработного данное правоотношение трансформируется в правоотношение безработного с органом занятости.

    Содержанием рассматриваемого правоотношения являются взаимные права и обязанности безработных и органов службы занятости.

    Безработные обязаны проходить перерегистрацию  в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц, а также использовать направления органа службы занятости  для подыскивания и получения подходящей работы.

    Безработные имеют право:

    а) на выбор места работы путем прямого  обращения к работодателю, или  путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с  помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;

    б) на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые  связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в  целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности  профессионального обучения;

    в) на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению  квалификации по направлению органов  службы занятости;

    г) на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами  территории Российской Федерации;

    д) обжаловать решения, действия или бездействие  органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий  орган службы занятости, а также  в суд в порядке, установленном  законодательством РФ.

    Орган службы занятости в свою очередь  обязан:

    а) оказывать бесплатное посредничество между безработным и работодателем  в получении подходящей работы, помощь безработному в выборе такой работы, услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

    б) обеспечивать регистрацию и перерегистрацию  безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

    в) выдавать в установленном порядке  пособия по безработице и приостанавливать их выплату, устанавливать надбавки к этим пособиям с учетом иждивенцев.

    Основанием  прекращения правоотношений между  гражданином и органом службы занятости является акт приема на работу гражданина, т.е. заключение с  ним работодателем трудового  договора;

    2) правоотношения между органом  занятости и работодателем по  поводу обмена информацией и направления граждан на работу.

    Данное  правоотношение возникает с момента  появления способности организации  быть работодателем и оканчивается ее ликвидацией.

    Участие работодателей в обеспечении  занятости населения, их обязанности  и права по отношению к органу службы занятости предусматривает гл. V Закона о занятости населения.

    Так, в соответствии со ст. 25 указанного Закона работодатели обязаны:

    а) ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

    б) в письменной форме сообщить в  органы службы занятости о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата  работников организации и возможном  расторжении трудовых договоров  с работниками не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

    в) производить целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере среднего заработка работника данной категории за год;

    г) своевременно вносить страховые взносы в фонд занятости.

    Орган службы занятости по данному правоотношению обязан:

    а) анализировать, прогнозировать спрос  и предложение на рабочую силу и бесплатно информировать работодателя о состоянии рынка труда, вести  учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся за трудоустройством;

    б) информировать работодателей при  их обращении о возможностях обеспечения  рабочей силой;

    в) разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения  об установлении для работодателя квот (минимального количества специальных рабочих мест) для приема инвалидов.

    Работодатель  в свою очередь имеет право:

    а) получать от органов службы занятости  бесплатную информацию о состоянии  рынка труда;

    б) обжаловать действия органа службы занятости  в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке;

    3) правоотношения между безработным  и соответствующим работодателем  по поводу заключения трудового  договора на основании направления  органа занятости.

    Данное  правоотношение возникает с момента передачи работодателю гражданином направления от органа службы занятости.

    Содержанием этого правоотношения является обязанность  работодателя принять гражданина на работу по направлению органов службы занятости, выданному в счет установленной квоты (брони), и обязанность трудоустраиваемого по данному направлению представить работодателю необходимые при приеме на работу документы.

    Если  же направление выдано не в счет квоты (брони), то работодатель имеет  право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости (ст. 26 Закона о занятости населения).

    Существует  два варианта прекращения рассматриваемого правоотношения:

    а) при приеме на работу гражданина по направлению органа службы занятости работодатель обязан вернуть это направление в орган службы занятости с указанием в нем даты приема на работу;

    б) в том случае, если работодатель отказывает в приеме на работу, то в  направлении он делает отметку о  дате явки к нему гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает его гражданину. В данном случае у такого гражданина может возникнуть новое правоотношение аналогичного характера по новому направлению с другим работодателем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность трудового права