Защита трудовых прав работников профсоюзами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами.

Содержание

Введение
1 Правовое положение профсоюзов в сфере труда
1.1 Профсоюзные оргоны как субьект трудового права
1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции, нормативно –првавые
регулирования их деятельности
2 Основные права профсоюзов, их классификация
3 Защита трудовых прав работников профсоюзами
3.1 Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и
охрана труда
4 Гарантии осуществления профсоюзных прав
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

       Рассмотренные нами организационные, правотворческие, правоприменительные права профсоюзов призваны обеспечивать защиту социально-трудовых прав и интересов граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Защита трудовых прав работников профсоюзами

 

      Из рассмотренного определения профессионального союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов. Для осуществления такой защиты процедура прохождения уведомительной регистрации с целью получения статуса юридического лица правового значения не имеет. В соответствии со ст. 7 Конвенции МОТ №87 относительно свободы ассоциации и защиты права на организацию приобретение права юридического лица профессиональным союзом не может быть обязательным условием для осуществления им деятельности по защите прав своих членов. Параметры данной деятельности определяются законодательством и уставом профессионального союза. Направления уставной деятельности профессионального союза не должны вступать в противоречие с законодательством. Если при применении устава выявляются подобные противоречия, у полномочных государственных органов возникает право потребовать от профессионального союза устранения из него положений, не соответствующих законодательству. Однако отсутствие у профсоюза регистрации в качестве юридического лица не может служить законным основанием для отказа от принятия поступающих от него заявлений, например, в судебные органы. В связи с изложенным и при отсутствии регистрации в качестве юридического лица профсоюз действующим законодательством признается субъектом, полномочным осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов в формах, предусмотренных его уставом.

      Деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов граждан проводится по нескольким направлениям. В частности, профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, закрепленного в ст. 3, 39 ГПК РФ. Принцип диспозитивности означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Поэтому обращение в органы, имеющие полномочия по защите прав и свобод граждан, может состояться только при наличии волеизъявления каждого представляемого профсоюзом работника. Следовательно, при защите прав конкретных граждан профсоюз в силу требований ст. 39, ч. 4 ст. 131. ст. 132 ГПК РФ обладает лишь общими полномочиями. Включение в устав профсоюза положения о том, что в силу факта членства в профсоюзе у него возникают специальные полномочия при представительстве работников, вступает в противоречие с перечисленными нормами. Поэтому такое положение не может применяться.

      К числу специальных полномочий ст. 54 ГПК РФ относит права представителя на подписание заявления от имени представляем о го, предъявление его в суд и иные полномочные государственные органы, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречных требований от имени работника, к которому предъявлены претензии о привлечении к ответственности, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание предъявленных гражданину требований, заключение от его имени соглашения, изменение предмета или основания заявленных работником требований, на передачу полномочий другому лицу (передоверие), на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение взысканного в пользу гражданина имущества или денег. Перечисленные специальные полномочия могут быть переданы гражданином профессиональному союзу только путем составления доверенности или подачи письменного заявления в суде. В соответствии с ч.6 ст. 53 ГПК РФ указанные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. В этом случае подпись гражданина на заявлении заверять не требуется, так как подлинность заявления контролирует непосредственно судья, проверив личность подавшего заявление гражданина. Гражданин может направить соответствующее заявление с перечислением в нем специальных полномочий, передаваемых профсоюзу, непосредственно в суд. Подпись гражданина на таком заявлении может быть удостоверена жилищными органами или органами местного самоуправления по месту его жительства либо по месту работы. Аналогичным образом может быть удостоверена и доверенность, выдаваемая гражданином профсоюзу, наделяемому перечисленными специальными полномочиями. Таким образом, при осуществлении защиты конкретных членов профсоюз может получить специальные полномочия путем оформления доверенности гражданином либо подачи им соответствующего заявления непосредственно в суд.

      Без оформления специальных полномочий при защите конкретных граждан профсоюз обладает исключительно общими полномочиями. Перечень общих полномочий профсоюза в законодательстве исчерпывающим образом не определен. Поэтому в уставе профсоюза могут фигурировать общие полномочия, которые возникают у профсоюза в силу факта членства гражданина при защите его прав. К числу общих полномочий могут быть отнесены выражение профсоюзом позиции при защите прав конкретных работников, представление им собственных доказательств с целью защиты прав конкретных работников, присутствие представителей профсоюза при рассмотрении заявлений конкретных работников полномочными органами и организациями. Подчеркнем еще раз, что при защите прав конкретных граждан профсоюз может использовать общие права, предусмотренные законодательством и его уставом, а также специальные полномочия на основании выданной ему гражданином письменной доверенности либо письменного заявления в суде. В связи с изложенным профсоюз, например, не вправе без оформления специальных полномочий требовать сложения штрафа с работника, совершившего дисциплинарный проступок. Данное явное нарушение прав работника может быть устранено профсоюзом только при наличии у него документов, подтверждающих специальные полномочия по защите этого работника. Но при этом профсоюз не лишен права высказать представителям работодателя собственное мнение по поводу данного нарушения, профсоюз также может потребовать рассмотрения такого обращения с участием его представителей. Однако штраф с работника не может быть сложен по требованию профсоюза до тех пор, пока работник не оформит передачу профсоюзу специальных полномочий, в частности, на обращение в органы, полномочные сложить штраф, на получение и передачу ему суммы штрафа.

      Вторым направлением деятельности профсоюзов по защите социально-трудовых прав и интересов является предъявление требований в интересах неопределенною круга граждан. Предъявление данных требований не связано с указанием конкретных граждан, права которых защищает профсоюз. Деятельность по защите неопределенного круга лиц профсоюз осуществляет, участвуя в разработке нормативных правовых актов, требуя отмены нормативных правовых актов, умаляющих социально-трудовые права и интересы граждан, гарантированные в вышестоящих по юридической силе нормативных правовым актам. Данное направление деятельности профсоюзов имеет свои особенности. К их числу следует отнести отсутствие предусмотренных законодательством неблагоприятных последствий за отказ

от учета мнения профсоюзов при издании нормативных правовых актов. При обжаловании таких актов особенностью является нежелание судов общей юрисдикции допускать профсоюз к защите прав и интересов неопределенного круга лиц.

      По мнению ВС РФ, в настоящее время отсутствует федеральный закон, позволяющий общественным организациям, к числу которых относятся и профсоюзы, обращаться в суд с заявлениями о защите прав неопределенного круга лиц (п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. N48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»). В связи с чем профсоюзам предлагается представить доказательства того, что оспариваемый ими нормативный правовой акт применен и данное применение повлекло нарушение прав члена профсоюза. Подобная позиция исключает возможность защиты профсоюзами прав неопределенного круга лиц путем оспаривания нормативных правовых актов, она вынуждает профсоюзы переходить и при оспаривании указанных актов на защиту прав конкретных граждан, права которых нарушены при их применении. Однако следует иметь в виду, что данная позиция судебных органов противоречит действующему законодательству. В Определении КС РФ от 11октября 2002г. N265-0 дан правовой анализ рассматриваемой позиции по отказу общественным организациям в заявлении требований по защите неопределенного круга лиц. Напомним, что ст. 42 Гражданского процессуального кодекса РСФСР позволяла обращаться в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом. В ч. 1 ст. 46 ГПК РФ также сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, организации, в том числе общественные, вправе обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В указанном Определении КС РФ отмечает, что Ч. 1 ст.27 Федерального закона «Об общественных объединениях»  предусматривает, что для осуществления уставных целей общественная организация, в том числе и профсоюз, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Очевидно, что суд является органом государственной власти. Поэтому названный Закон и гражданское процессуальное законодательство позволяют общественным организациям обращаться в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц. Право на защиту интересов неопределенного круга лиц общественными организациями вытекает из перечисленных норм Закона и ГПК РФ, а также из природы общественного объединения и его уставных целей. На данное обстоятельство также обращено внимание в названном Определении КС РФ.

      Право профсоюзов на защиту неопределенного круга лиц закреплено помимо перечисленных норм в ст. 23 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В связи с изложенным следует сделать вывод о том, что действующее законодательство позволяет предъявлять профсоюзам требования в защиту социально-трудовых прав и интересов неопределенного круга граждан. Причем данное направление деятельности может быть, обозначено в качестве цели создания и функционирования профсоюза. В уставе профсоюза

Вполне может быть дан не исчерпывающий перечень вопросов, по которым профсоюз может осуществлять защиту неопределенного круга лиц. Профсоюз, обращаясь в защиту прав, свобод и законных интересов реализует как специальные, так и общие полномочия. И если профсоюз не может без согласия  работника добиться вынесения решения о сложении с него штрафа,

то он наделен полномочиями требовать отмены локального нормативного правового акта, позволяющего применить к работнику штрафные санкции. Признание судом данного акта недействующим впоследствии может стать основанием для отмены работодателем приказа о наложении на конкретных работников штрафных санкций и возврата им незаконно удержанных сумм. Очевидно, что должны существовать особые правила исполнительного производства решений о незаконности локальных нормативных правовых актов. Если такой акт издан представителями работодателя с превышением имеющихся у них полномочий, то он должен признаваться недействительным, то есть не порождающим правовых последствий с момента издания.

     При этом в ходе исполнительного производства должны быть устранены нарушения прав и свобод граждан, возникшие в связи с применением признанного нормативного правового акта. В данном случае представители работодателя превысили полномочия при издании акта о привлечении работников к ответственности в виде штрафа. Полномочиями по принятию таких актов обладают исключительно законодательные органы. Поэтому суд вправе признать такой акт не порождающим правовых последствий с момента его издания. После чего в ходе исполнительного производств должны быть устранены нарушения прав конкретных граждан, ставшие следствием применения данного акта.

      Таким образом, деятельность профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов может протекать в двух направлениях: в защиту прав и интересов конкретных граждан и в защиту прав, свобод интересов неопределенного круга лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда

 

      Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».

      Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Нарком труда его право государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, осуществляли это государственное надзорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Конвенцию, МОТ № 81 (1947 г.)[4] об инспекции труда, создало федеральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обязывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государственный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.

      Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

      Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

      Межрегиональные и территориальные организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового законодательства, а техническая - охрану труда. В Федеральном законе закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Содействие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны груда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая - трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Профсоюзные органы осуществляют повседневный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Информация о работе Защита трудовых прав работников профсоюзами