Защита трудовых прав работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

В ст. 352 ТК РФ приводится лишь краткий перечень основных способов защиты трудовых прав работников, которыми являются:

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

3. Самозащита работниками трудовых прав.

Содержание

I. Введение


II. Способы защиты трудовых прав работников


Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

1.1. Методы государственного надзора

1.2. Система органов надзора и контроля.

1.3. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению государственного надзора.


Глава 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

2.1. Статус профессиональных союзов.

2.2. Обязанности и права профессиональных союзов.

2.3. Методы защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.

2.4. Должностные лица их права и обязанности по осуществлению защиты трудовых прав работников профессиональными союзами.


Глава 3. Самозащита работниками трудовых прав.

3.1. Способы и методы самозащиты.

3.2. Рекомендации работникам по применению своих прав.


III. Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по трудовому праву.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Сибирский профессионально-педагогический колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

по дисциплине:   «Трудовое право» 

на тему:    «Защита трудовых прав работников» 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил:

                                          студент группы П-439

                                          Хасенова Сауле  Илюбаевна 

                                          Проверил:

                                          преподаватель

                                          Татьяна Васильевна Демиденко 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск - 2005 
 

I. Введение 

II. Способы защиты трудовых прав работников 

Глава 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

1.1. Методы  государственного надзора

1.2. Система  органов надзора и контроля.

1.3. Должностные  лица их права и обязанности  по осуществлению государственного  надзора. 

Глава 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

2.1. Статус профессиональных союзов.

2.2. Обязанности  и права профессиональных союзов.

2.3. Методы  защиты трудовых прав работников  профессиональными союзами.

2.4. Должностные  лица их права и обязанности  по осуществлению защиты трудовых  прав работников профессиональными союзами.  

Глава 3. Самозащита работниками трудовых прав.

3.1. Способы  и методы самозащиты.

3.2. Рекомендации  работникам по применению своих  прав. 

III. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы значительно увеличилось  число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в законном порядке. В основном это связано с общим изменением социально-экономических условий, несоответствием действующих норм трудового права новым экономическим отношениям, неподготовленностью действующей системы правоприменительных органов к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав.

     В то же время характерной особенностью развития нашего государства на данном этапе являются создание системы  социального партнерства, введение механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. Получили развитие трехсторонние и двухсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений. Важной юридической гарантией, направленной на защиту субъективных трудовых прав работников, является ст. 37 Конституции Российской Федерации, которая признает за гражданами право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку. Для того чтобы работники могли реализовать закрепленное в ней право, необходимо разработать четкий правовой механизм разрешения трудовых споров. Актуальнейшей задачей становится формирование трудового процессуального права1. Вопрос о нем обсуждался как в общей теории права, так и в науке трудового. Были высказаны и обоснованы различные точки зрения.

     Специалисты утверждают, что наличие трудового  процессуального права необходимо потому что:  

     Во-первых, усложнение в период построения правового государства взаимодействия между различными звеньями государственного и общественного механизма разрешения трудовых споров. В настоящее время процессуальные и процедурно-организационные нормы, регламентирующие порядок разрешения трудовых споров, выступают как важнейшее средство, способствующее устранению неблагоприятных последствий все усложняющихся процессов и тесно с ними связанных отношений. Необходимость разработки и принятия новых процессуальных норм в области трудового законодательства вызывается самой жизнью и объективными потребностями совершенствования правового механизма разрешения трудовых споров;

     Во-вторых, значительное возрастание  материально-правовой базы юридического регулирования  на основе сплошного  обновления действующего законодательства и его систематизация и кодификация, что объективно сопровождается увеличением количества и усилением роли процессуальных норм в области защиты трудовых прав работников. Как нам представляется, в идеале любая материальная норма трудового права нуждается в процессуальных формах опосредствования для того, чтобы быть эффективным регулятором соответствующих общественных отношений. Любая норма трудового права должна быть подключена к такому правовому регулированию процедурно-процессуальным предписанием, которое бы давало возможность работнику реально защитить свои трудовые права, иначе она становится декларативной.

     В-третьих, потребность создания трудового процессуального  права в современный  период объективно обуславливается  общей тенденцией усиления правовой защиты субъективных трудовых прав работников. Без этой отрасли может нарушиться единый порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров. Конституция отнесла вопросы правового регулирования к совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов, которые обладают большими полномочиями в области разработки и принятия норм трудового права. Поэтому реализация материально-правовых норм должна найти свое процессуально-процедурное опосредование и оформление в соответствующем едином законе.

     В-четвертых, вне сферы действия гражданского процессуального права находится порядок разрешения коллективных трудовых споров, так как они не входят в компетенцию судов общей юрисдикции. Рассмотрение этого вида разногласий осуществляется на основе процессуальных норм, закрепленных в трудовом законодательстве.2

     В пользу существования трудового  процессуального права свидетельствует  и то, что при разрешении трудовых споров используются, наряду с общими, специфические принципы их разрешения. В науке трудового права проблема принципов является одной из дискуссионных.

Так, при  разрешении индивидуальных трудовых споров действуют принципы: учета интересов  работника и работодателя; учета  интересов отдельных категорий  трудящихся (женщин, имеющих детей, несовершеннолетних, инвалидов); упрощенной процедуры разрешения трудовых споров, состоящей либо из двух стадий (КТС, суд) либо одной (суд); посредничества и примирения сторон и др.

     Проблеме  защиты трудовых прав работников всегда уделялось особое внимание в процессе становления и развития трудового законодательства, поскольку считалось аксиоматичным рассматривать работника в качестве более слабой стороны в социально-экономическом отношении. Но такой подход к решению проблемы правовой защиты субъектов – участников трудовых правоотношений страдает односторонностью, не учитывает, не учитывает наличия у них общих интересов в развитии производства или иного дела, а так же того риска, который несет при этом работодатель, вкладывая капитал в производство, создание рабочих мест и.т.д.

     В настоящее время цель защиты трудовых прав работников состоит в обеспечении реализации всех трудовых прав и обязанностей, установленных в порядке законодательного и договорного регулирования трудовых отношений. В ст.1 ТКРФ четко установлено, что целями трудового права является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Более того, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке (ст. 2 ТКРФ), рассматривается в качестве одного из основных принципов регулирования трудовых или иных непосредственно связанных с ними отношений. 

     В ст. 352 ТК РФ приводится лишь краткий перечень основных способов защиты трудовых прав работников, которыми являются:

1. Государственный  надзор и контроль  за соблюдением  трудового законодательства

2. Защита трудовых  прав работников  профессиональными  союзами

3. Самозащита работниками  трудовых прав. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового  законодательства и  иных нормативных  актов, содержащих нормы  трудового права 

     Государственный надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства является первым среди способов защиты трудовых прав работников. Он осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих реализацию положений ч. 1, ст. 45 Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принципа установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей и осуществления государственного надзора и контроля за  их соблюдением (ст. 2 ТК РФ).

     Система органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеет сложную структуру. В ее составе можно выделить несколько видов контрольных органов. В их числе так называемые общенадзорные органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением норм любых отраслей законодательства, устанавливающих права и свободы человека и гражданина в той или иной сфере общественных отношений. Это прежде всего органы прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российский Федерации» надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России включая надзор за соблюдением прав и свобод человека в сфере труда (ст. 1 Закона), а также в соответствии со ст. 353 ТК РФ – надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

     Порядок осуществления прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина за точным и единообразным исполнением трудового законодательства урегулирован нормами гл. 2. Федерального закона «О прокуратуре Российский Федерации» предусматривающими такие формы пресечения нарушения прав и свобод человека и гражданина, как принесение  прокурорского протеста на акт нарушающий  эти права и свободы либо обращение в суд в порядке предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, либо внесение представления об устранении нарушений прав и свобод в орган или должностному лицу которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Вместе  с тем в современных условиях организации производственной и  иной трудовой деятельности  с  ее сложной организационной структурой приоритетное значение приобретает надзор и контроль, осуществляемый специализированными государственными органами надзора и контроля. Эти специализированные органы как правило формируются из числа специалистов хорошо знающих специфику производственной и иной трудовой деятельности в организациях соответствующего профиля. Данное обстоятельство позволяет им более квалифицированно оценивать как технические, так и социально-правовые стороны деятельности организации.

Для специализированных органов государственного надзора  и контроля свойственно определенное разделение труда, проявляющееся в целевой направленности выполняемых ими надзорно-контрольных функций.

Информация о работе Защита трудовых прав работников