Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:07, шпаргалка

Описание работы

это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического менеджмента. Как самостоятельная наука мен-т появился на рубеже 19-20 вв. тогда появились первые работы, посвященные управлению хоз. деят-тью.

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы.doc

— 2.02 Мб (Скачать)


1 Эволюция развития менеджмента как научного направления.

М - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деят-ти, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического  менеджмента. Как самостоятельная наука мен-т появился на рубеже 19-20 вв. тогда появились первые работы, посвященные управлению хоз. деят-тью.

Классическая (традиционная) школа управления - 1885-1920 гг. Представители:  Ф.У. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Гантт, и др. Гл. предметом  исследований классич. школы явилась работа. В классич. школе управления  нашли отражение вопросы эфф-ти труда  в основном на низших уровнях управления: повышения производительности и эфф-ти труда; вопросы нормирования труда; работа с кадрами (набор, отбор, переквалиф.); мотивации труда работников; разрешение соц. проблем.

Классическая (административная) школа управления - 1920-1950 гг. Представители:  А. Файоль, Дж. Муни, М. Вебер,. В ней рассматривались след. вопросы: основные принципы мен-та; основные ф-ции управления; принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления; построения орг-ций; мотивации труда и стабильности кадров; разделения труда; власти и ответственности; справедливости оплаты.

Школа “человеческих отношений”- 1930- 1955 годы. Представители: Э. Мэйо, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу. В ней рассм-сь вопросы: социальной ответственности бизнеса перед своими работниками; потребностей человека; мотивации работников; конфликтов; формальные и неформ. орг-ции; роли членов коллектива; лидерство в коллективе; роль социальных, половых, возрастных, и др. факторов, влияющих на эфф-ть труда

Школа “соц. систем”. Основатель - Ч. Бернард, из наиб. видных представителей – Г. Саймон. Представители рассматривали соц. орг-цию как комплексную  организационную систему с рядом составляющих: индивид; формальная структура орг-ции; неформальная структура орг-ции; статусы и роли членов орг-ции; внешнее окружение (гос. структуры,  поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т. д.); технические ср-ва труда.

«Эмпирическая школа» упр-ния»(«менеджеризм»). Представители: Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун и др. Эмпирическая” школа упр-ния обосновывает идею профессионализации мен-та, т.е. превращения ф-ции мен-ра в научно обоснованную самостоятельную профессию. Д/всех мен-в характерно выполнение след. ф-ций: определение целей пр-тия, путей их достижения и постановки конкретных задач перед людьми; орг-ция работ; анализа деят-ти подчиненных; обеспечения должностного и творческого роста людей.

Новая школа упр-ния. По мере развития кибернетики, вычислит. техники,  математики с начала 50-х гг стала постепенно формироваться “новая школа” упр-ния.  Представители: С. Бир, Д. Экман, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. В школе  науки упр-ния различают два главных направления:

      рассмотрение пр-ва как «соц. системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

      исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

 

2. Общая теория управления; закономерности управления различными системами. Управление организациями

Общая теория управления

Упр-ние — ф-ция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения эл-тов данной системы, как м/у собой (внутри себя), так и с внешней средой.[

Теория управления - наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. Упр-ние можно разделить на два вида:

стихийный: воздействие происходит в рез-те взаимодействия субъектов ;

сознательный: планомерное воздействия объекта.

Подходы к теории управления:

Процессный - основывается на идее существования некоторых универсальных функций управления.

Системный - сложился на базе общей теории систем: система - это некая целостность, состоящая из взаимозависимых подсистем, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.

Ситуационный – рассм-т орг-цию как открытую систему, кот. постоянно взаимод-ет с внеш. Средой. Гл. причины того, что происходит внутри орг-ции, следует искать в той ситуации, в кот. она реально функционирует.

Универсальный - рассматривает любую систему в совокупности ее вертикальных и горизонтальных связей.

закономерности управления различными системами

Система — это набор направленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов.

Сущ-ет разнообразие систем: - природные (солнечная система), - естественные (созданные людьми). По объективности сущ-ния: - материальные – сущ-ют объективно, независимо от сознания чел-ка, - идеальные – структурированные в виде формул, теорий в сознании людей. По степени связи с окр-ей средой: открытые, отн-но обособленные.

Управление любой системой м/б рассмотрено как сов-ть двух взаимод-щих подсистем – субъекта упр-ния (управляющей подсистемы) и объекта упр-ния (управляемой подсистемы). Данное взаимод-е характер-ся след. моментами:

субъект упр-ния направляет объекту управления команды, кот. содержат в себе инф-цию относит-но того, что должен делать в дальнейшем объект упр-ния; объект упр-ния получает команды и действует в соответствии с содержанием данных команд.

Управление организациями.

Орг-ция– это группа людей, де-ть кот. сознательно координируется д/достижения общей цели. Основные составляющие любой орг-ции: люди, входящие в данную орг-ю; задачи, для решения кот. данная орг-ция сущ-ет; упр-е, кот. формирует и приводит в движение потенциал орг-ции для решения стоящих перед ней задач.

четыре основных ф-ции упр-ния:1)планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2)ф-ция орг-ции, с помощью кот. происходит распределение задач м/у работниками и установление взаимод. м/у ними;3)руководство, кот. мотивирует работников к достижению поставленных целей; 4) контроль, кот. заключается в сравнении реально достигнутых рез-в с теми, кот. были запланированы

Основные задачи управления организацией:

Упр-ние персоналом; качеством продукции; инновациями (нововведениями в организации); финансовыми ресурсами; материальными ресурсами и запасами; информационными ресурсами; антикризисное управление пр-ем; управление маркетингом; управление по целям; управление по рез-там.

3. Методологические основы менеджмента; природа и состав функций менеджмента

Методологические основы мен-та

Мен-т - наука об орг-ции  деят-ти соц. системы д/достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов.

Методология - учение о методах познания.

Принципы мен-та: принцип научности; принцип системности и комплексности; принцип баланса власти; постоянный учет психологических, возрастных, половых особенностей работников и их мотивации. Осн. задачи упр-я орг-ей: У персоналом; У кач-вом продукции; У инновациями (нововведениями в орг-ции); стратегическое У;  У  финансовыми ресурсами; У информационными ресурсами; антикризисное У пр-ем.  Необх-е ресурсы д/упр-я орг-ми: материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование); финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги); людские ресурсы (персонал); информационные ресурсы; временные ресурсы.

Конкретными основами методологии мен-та явл-ся:

- системный подход, кот. явл-ся методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система»

- кибернетический подход,

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода явл-ся ситуация – опред. набор обстоятельств, существенно влияющих на орг-цию.

Природа и состав ф-ций мен-та

Ф-ции мен-та - это особый вид управленческой деят-ти, с помощью кот. субъект управления воздействует на управляемый объект.

Ф-ции:

1 целеполагание – ориентирует производственно-хоз. систему во времени и пространстве. Её назначение – постановка, опр-е и форм-е целей упр-я в соотв-вии с потребностью общества, производимой фирмой продукции.

2 планирование – как вид де-ти по форм-ю ср-в возд-я, обеспечивающая единое направление усилий всех сотр-в фирмы на достижение общих целей.

3 Регулирование – вид де-ти по поддержанию режима функционирования соц-но-экон-ой системы в сфере действия объективных законов, принципов.

5 Координация – вид де-ти по согласованию и упорядочиванию совместной де-ти людей пр-но-хоз-ной орг-ии.

6 Мотивация – стим-е эфф-го труда раб-ка.

7 Контроль – сов-ть наблюдаемых действий напр-х на сопоставление запланир-х и получаемых данных с целью выявления исправления отклонений.  

 

4. Инфраструктура мен-та; интеграционные процессы в мен-те; формы орг-ции системы мен-та.

Инфраструктура мен-та

              Инфраструктура мен-та (структура системы мен-та) – это сов-ть научных подходов, принципов и методов, а также целевой, управляемой и управляющей подсистем

Инфраструктура мен-та должна включать условия, материальные и социальные факторы, обеспечивающие управление орг-цией. В общем случае нужен субъект управления, объект управления, каналы управления, власть и другие рычаги воздействия, компетенция управленцев, авторитет руководителя, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение: наличие ср-в, организационное обеспечение, правовое об-ие, информационное об-ние, кадровое обес-и.

Интеграционные процессы в мен-те

              Интеграция – это объединение, согласование, взаимопроникновение, достижение взаимозависимости частей в системе. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в орг-ции.

Объектами интеграции в управлении м/б цели, сами орг-ции (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деят-ти, производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.

Факторами интеграции выступают международные рынки, новые технологии и необх-ть их освоения, проникновение на рынки др. стран и регионов, повышение уровня кач-ва рабочей силы, Общий фактор - борьба за выживание и процветание, достижение высоких рез-тов.

Основаниями д/интеграции структурных эл-тов орг-ций служат единство объекта управления (например, централизация службы управления персоналом), единство продукта (создание продуктовой структуры), поддержание конкурентоспособности и даже проблема выживания в новых условиях (национальные и международные альянсы).

формы орг-ции системы мен-та

              Орг-ция деят-ти - это распределение ресурсов орг-ции д/достижения стратег. целей. Распределение ресурсов отражается в разделении труда м/у подразделениями и службами, в установлении официальной линии власти и в координации разнообразных задач.

Орг-ция деят-ти исходит из стратегии. Стратегия определяет, что д/б сделано, а орг-ция деят-ти - как выполнять задание. Организационная структура - инструмент, с помощью кот. Мен-ры распределяют ресурсы.

Организ. структура - это стр-ра, в рамках кот. орг-ция определяет, как распределены задания, размещены ресурсы и осуществлена координация м/у подразделениями.

              Осн. типы орг-ных структур управления: линейная (каждый рук-ль обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деят-ти); функциональная (реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления); линейно-функциональная (линейные руководители явл-ся единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы; линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней упр-ния); матричная (характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления); дивизиональная (дивизионы или филиалы выделяются или по области деят-ти или географически); множественная (объединяет различные структуры на разных ступенях упр-ния, например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная).

 

5. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; социофакторы и этика менеджмента.

Динамика групп и лидерство в системе мен-та

Человек составляет основу орг-ции, ее сущность. В любой орг-ции человек работает в окружении коллег. Если член орг-ции успешно выполняет свою роль и удовлетворен хар-ром, содержанием и рез-тами своей де-ти в орг-ции и своего взаимодействия с организац-м окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и орг-ции. Петровский А. В. выделяет следующие этапы развития трудового коллектива: 1. Диффузная группа (группа людей, не имеющих общей цели и де-ти). 2. Группа-ассоциация (есть общая цель, официальная структура, но нет совместной де-ти). 3. Группа-кооперация (формируется общая де-ть). 4. Группа-автономия (развита групповая сплоченность, эффективная общая де-ть). 5. Трудовой коллектив (орг-ция, характеризующаяся совместной социально значимой де-ю). Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к целям на основе личного авторитета. Соц. группа - общность людей, выделяемая из целостной соц. системы на основе опр-го признака.

              В психологии приняты различные классификации лидеров:

- по содержанию деят-ти (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

- по хар-ру деят-ти (универсальный лидер и ситуативный лидер);

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"