Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Описание работы

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 620.69 Кб (Скачать)

решение — это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения з жизнь. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Некогда процветавшие города Новой Англии, к примеру, почти опустели после того как текстильные и обувные предприятия, поддерживавшие благосостояние, переместились на юг или в другие страны. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении атомной бомбы президентом Трумэном, попадают в эту категорию.

 

Вопрос 4 Классификация управленческих решений

Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. Любая теория начинается с классификации объекта  исследования, то есть выделения однотипных (однородных) групп.

Классификация решений позволяет  изучить их особенности и выбрать  наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи  со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать  простую и четкую их классификацию  представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

Выбор и практическое использование  той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений.

В результате нами была составлена следующая  классификация управленческих решений:

по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;

по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;

по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;

по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);

по масштабам воздействия: общие и частные;

по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;

по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;

классификация управленческое решение

по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

по методам переработки  информации: алгоритмические, эвристические;

по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;

по направлению воздействия: внутренние и внешние;

по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;

по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;

по способу фиксации: письменные и устные[6].

Модели и методы принятия решенийУмение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в Англии, во время Второй мировой войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.

Ее отличительными особенностями  являются:

  1. Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы.
  2. Системная ориентация.
  3. Использование различных моделей.

Процесс моделирования часто применяется  при решении сложных проблем  в управлении, так как позволяет  избежать значительных трудностей и  издержек при проведении экспериментов  в реальной жизни. Основой моделирования  является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит  из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного  процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена  за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

Часто при моделировании применяется  теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.

Модель теории очередей ( модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах.

Модель управления запасами. Эта  модель часто используется для оптимизации  времени исполнения заказов, а также  для определения необходимых  ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов.

Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения  оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих  между собой потребностей.

Имитационное моделирование. Часто  применяется в ситуациях слишком  сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна).

Экономический анализ является одной  из форм моделирования. Примером может  служить экономический анализ эффективности  той или иной фирмы.

 

Вопрос6 Неопределенность.

Решение принимается  в условиях неопределенности, когда

невозможно оценить вероятность  потенциальных результатов. Это  имеет место,

когда требующие учета  факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить

достаточно релевантной  информации, могущей помочь объективно определить

вероятность, либо имеющаяся  ситуация не подчиняется известным  закономерностям.

Поэтому вероятность определенного  последствия невозможно предсказать  с

достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых

решений, принимаемых в  быстро меняющихся условиях.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может

использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить

дополнительную релевантную  информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим

часто удается уменьшить  новизну и сложность проблемы. При этом руководитель

сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или

интуицией, чтобы придать  ряду результатов субъективную или предполагаемую

вероятность. Во-вторых, он может  действовать в точном соответствии с прошлым

опытом, суждениями и интуицией  и сделать предположение о  вероятности событий.

Это необходимо, когда нет  достаточно времени на сбор дополнительной информации.

 

№4 Основные функции менеджмента

1.ПЛАНИРОВАНИЕ 

Планирование – предполагает решение о том, какими  должны быть цели организации. и что должны делать члены организации чтобы достичь этих целей, (стратегическое) - приставляет "собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.  К планированию  можно отнести четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение фондов, управленческие дефицитные таланты, технологический опыт. Адаптация к внешней среде - действия, направленные на улучшение отношений компании с ее окружением (выявить не только благоприятные возможности, но и опасности, быть готовым приспособиться к изменениям).

Внутренняя координация -  деятельность, с целью выявления слабых и сильных сторон фирмы, с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Планирование в зависимости  от направленности и характера задач  организации бывает стратегическим, среднесрочным, тактическим или текущим. 

Целью стратегического  планирования является  комплексное обоснование проблем с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период.

Цели долгосрочных планов реализуются через программы, годовые планы, планы прибылей. Программы закрепляются за подразделениями организации.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в том числе распределение ресурсов, сведения о производстве, капиталовложениях и источниках финансирования. Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный план состоит из календарных планов (полугодовых, квартальных, месячных). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличие заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей. Оперативный план, выраженный в денежной форме, представляет собой финансовый план. Крупные и средние организации, как правило, планируют сверху вниз. Планирование осуществляется на высшем уровне и носит хар-р директивы для низовых  уровней управления

 

3.СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Эффективность функционирования предприятия определяется многими  обстоятельствами. Среди них: правильность установления "что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги" с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и т.д.В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленных стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания. Именно оно позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.Это вытекает из самой сущности планирования, проявляющейся в том, что:во-первых, оно имеет дело с выбором из множества возможных альтернатив развития предприятия в будущем;• во-вторых, реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня. Отсюда всегда существует вероятность ошибки;• в-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия (начиная с производства изделий, их реализации и кончая дальнейшим его развитием); определяются стратегия и политика по их достижению; разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия;• в-четвертых, исходной предпосылкой планирования должен стать принцип, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государства и т.д.);• в-пятых, в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, например, приобретение оборудования и характер его использования, кадровая политика, определение ассортимента продукции и рынка сбыта требуют рассмотрения в долговременном плане. В то же время текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждаются в анализе в краткосрочном периоде.

 

Стратегическое планирование предполагает выбор и обоснование  задач и целей для достижения коммерческой организацией заданных идеалов  и призвано отвечать на следующие  вопросы:

 

1.       Должна  ли предпринимательская структура  сконцентрировать усилия на одном  виде деятельности или на нескольких? При этом, если принимается решение развития нового вида деятельности в организации, то необходима разработка детального бизнес-плана применения новых видов технологий, ресурсов и т. д., то есть полное обоснование реализации нового вида деятельности.

 

2.       Где  должны пролегать границы предпринимательской  деятельности? Например, следует ли коммерческой организации ориентироваться на покупку комплектующих, или самостоятельно производить производственные или товарные компоненты?

 

3.       Должна  ли организация нанимать персонал  для выполнения определенного  вида задач (например, бухгалтерский  учет) или более выгодно будет  обратиться к услугам специализированной организации? и другие подобные вопросы, ориентированные на будущее коммерческой организации, на те решения, которые оказывают влияние на развитие предпринимательской структуры в долгосрочном периоде.

 

Ответственность за разработку стратегии коммерческой организации  несет, прежде всего, руководитель, ибо стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабного охвата действий. Плановый персонал при этом обеспечивает аналитический подход к стратегическому планированию.

 

Тактическое планирование заключается  в обосновании необходимых для  достижения заранее установленных целей, ресурсов и охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, являясь предметом забот среднего и низшего руководства.

 

Каковы основные различия между стратегическим и тактическим  планированием? Основной вопрос стратегического планирования - чего хочет добиться организация? Тактическое планирование сосредоточено на том, как именно организация должна достигнуть такого состояния.

 

В предпринимательской практике часто применяется перспективное  планирование, обобщающее принципы стратегического и тактического планирования. «Перспективное планирование можно определить как систематичный и формализованный процесс, цель которого – управлять будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года»[100].

 

Оперативное планирование –  планирование отдельных операций всех направлений деятельности в коммерческой организации. Основной задачей оперативного планирования является выбор необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов производства, выполнения работ или услуг. Такое планирование обычно бывает краткосрочным

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"